С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ




Признаки детского церебрального паралича у ребенка обна­руживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития малыша, в частно­сти замедляется и искажается процесс формирования его речи. Как правило, в дальнейшем возникает тяжелое речевое расстрой­ство — дизартрия.

Несмотря на то что нарушения доречевого развития можно обнаружить в первые месяцы жизни, логопедическая работа иногда начинается только после достижения трех лет и направ­лена на исправление уже закрепившегося стойкого нарушения речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к нарушению познавательной и эмоцио­нально-волевой сферы ребенка.

В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, направленной на предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.

Как же организовать жизнь ребенка с церебральным пара­личом в самый ранний период?

Многих родителей беспокоят трудности, которые возникают у ребенка во время еды (с трудом жует, глотает, может поперх­нуться пищей, наблюдается отсутствие аппетита, иногда появ­ляется отвращение к определенным блюдам и т.д.).

Для того чтобы облегчить процесс кормления, прежде все­го следует выбрать удобное положение ребенка при кормлении. Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и од­новременно наклонить вперед плечи или зафиксировать одну руку, голову наклонить вперед.

При тяжелых поражениях ребенка следует кормить в поло­жении лежа. При этом голову необходимо приподнять, а тело или поддерживать, или придать ему наклонное положение.



Следует избегать позиции кормления птиц (голова запроки­нута, пища заливается в рот), поскольку она вызывает трудно­сти при закрывании рта и глотании.

Поднося ложку ко рту ребенка, необходимо внимательно следить за его губами. Если малыш пищу выталкивает языком, ее следует вводить сбоку.

Для улучшения глотательного рефлекса проводятся подгото­вительные упражнения, направленные на снижение саливации и улучшение движений губ и языка. Чтобы облегчить глотание, голову ребенка можно слегка наклонить, накладывая кусочки льда на скуловую кость, быстрыми и давящими движениями потирать затылок. Этому способствует также питье жидкости в маленьком количестве из чашки. При этом нужно слегка погла­живать горло. Прикосновения к горлу выполняются вверх к ос­нованию языка и к подбородку.

Нельзя допускать, чтобы ребенок кусал край чашки. Если возникают трудности при закрытии рта, следует закрыть губы, слегка прижав их пальцами. Для полного смыкания губ можно использовать и такие упражнения, как удерживание губами или зубами сначала толстых предметов (пробковый стержень), а за­тем тонких (соломинка, зубочистка и т.д.). Практическим упраж­нением для хорошего закрывания губ (рта) является питье через трубочку.

Чтобы побудить ребенка к глотанию, его приучают брать пищу с ложки губами, а не засовывают ее в рот. Поглаживаю­щие движения горла назад, вперед и вниз, затем снова назад и вверх способствуют улучшению акта глотания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок ел в кругу семьи или других детей. Совместный прием пищи способствует развитию чувства сопричастности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с церебраль­ным параличом должна проводиться ежедневно.

С первых дней жизни под влиянием патологических тони­ческих рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), поэтому не-


обходимо индивидуально подбирать для каждого ребенка поло­жение тела, при котором бы патологические тонические рефлек­сы не проявлялись вообще или проявлялись минимально. Такие положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс запрещающие позиции», придаются ребенку до нача­ла проведения занятия и сохраняются во время занятия. К ним относятся следующие позы.

1. Поза эмбриона — в положении на спине приподнимают
и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и
привести к животу. В этой позе производятся плавные покачи­
вания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально
возможного мышечного расслабления.

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается
валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть
назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка
фиксируют валиками, которые удерживают ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбри­
она».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывает­
ся валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Для нормализации состояния и функционирования органов артикуляционного аппарата большое значение имеют массаж и артикуляционная гимнастика.

Массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

В первые недели жизни у ребенка, как правило, не отмеча­ется повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус нарастает, в связи с чем проводятся (после выбора позы «рефлекс запрещающие позиции») следую­щие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом раз­глаживания:

в направлении от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вниз через все лицо к шее;


от мочек уха по щекам к крыльям носа;

по верхней губе от угла рта к середине;

по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замед­ленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по време­ни массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка:

точечный массаж в области подчелюстной ямки;

вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под уг­лами челюсти;

легкое поглаживание, похлопывание, вибрация деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждое упражнение выполняется в течение 15 секунд.

Расслабление мышц шеи осуществляется путем пассивных движений головы. Правая рука помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивается то в одну, то в другую сторону, покачивается вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает расслабление корня языка.

При выраженной вялости артикуляционной мускулатуры проводятся специальные приемы массажа, направленные на ук­репление мышц этой зоны путем поглаживания, растирания, глу­бокого разминания, вибрации.

Артикуляционная гимнастика с детьми до года проводится в пассивной форме, т.е. с помощью руки с использованием мар­левой повязки.

Особое внимание уделяется движениям губ, языка.

Упражнения для губ:

оттянуть слегка углы рта, видны передние зубы, объем дви­жения, как при артикуляции звука «и»;

округлить губы, как при артикуляции звуков «о», «у»;

сомкнуть, разомкнуть губы;

поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхнюю и нижнюю десну;

натянуть верхнюю губу на нижнюю и удерживать на счет 3-5;


натянуть нижнюю губу на верхнюю и удерживать на счет 3-5;

вытянуть губы вперед воронкой.

Упражнения для языка выполняются рукой, с использовани­ем марлевой повязки:

вытянуть язык вперед;

поднять язык на верхнюю губу;

опустить язык на нижнюю губу;

отвести язык вправо, затем влево.

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах (нарушение общей, мелкой мотори­ки рук, артикуляционной моторики). Развитие двигательных функций как у здорового, так и у ребенка с церебральным пара­личом происходит поэтапно. Здоровый ребенок сначала учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать, вставать, переступать, наконец ходить. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удержива­ние головы и туловища и т.д.

При детском церебральном параличе у ребенка наблюдает­ся нарушение не только моторики, но и познавательной деятель­ности, эмоционально-волевой сферы. Нарушение познавательной деятельности на ранних этапах развития проявляется в наруше­нии зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Для развития и коррекции общей, мелкой моторики и вос­приятия эффективными являются упражнения, приведенные в разделе «Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми с фактором риска в речевом развитии».

У многих детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. У одних детей отмечаются беспокойство, расторможенность, суетливость, у других — вялость, пассивность, безынициативность. Для этих детей характерна повышенная впечатлительность, раздражитель­ность, плаксивость. Кроме того, часто наблюдается расстройство сна: плохо засыпают, спят беспокойно. У некоторых детей име­ет место ночной, а иногда и дневной энурез (недержание мочи).


Все эти особенности определяют необходимость соблюде­ния определенного режима при воспитании ребенка с церебраль­ным параличом.

Родителям необходимо, посоветовавшись с врачом, организо­вать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. При неправильном воспитании нарушения нерв­ной деятельности усиливаются и принимают стойкий характер.

Иногда родители, чувствуя свою вину за врожденную пато­логию ребенка, растят его в «тепличных условиях», упреждая все его желания. Постоянная опека ведет к формированию у ребен­ка таких качеств, как неприспособленность, страх, трусость, неловкость, задерживает развитие самостоятельности, целеуст­ремленности, активности. Ошибки в воспитании ребенка приве­дут не только к затруднению проведения систематической рабо­ты с ним, но и к трудностям в адаптации в детском коллективе.

Долг родителей — не только дать жизнь ребенку, но и по­мочь ему реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал, что требует постоянного, изо дня в день, кропотли­вого труда.


 

'

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Анартрия — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц.

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обес­печивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы.

Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесе­ния отдельных звуков и их комплексов.

Гематома — ограниченное опухолевидное скопление крови в тканях, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.

Ген — структурная и функциональная единица наследствен­ности, контролирующая образование какого-либо признака.

Детский церебральный паралич — болезнь, развивающа­яся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, проявляющая­ся двигательными расстройствами, а также нарушениями речи и психики.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.



Дисплазия — неправильное развитие органов или тканей.

Иннервация — обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Кинестезия — ощущение положения и перемещения час­тей тела в пространстве.

Миогимнастика — упражнения для мышц, окружающих зубные ряды.

Паралич — выпадение функции какой-либо мышцы или ко­нечности вследствие нарушения иннервации.

Паретичность — неподвижность мышц.

Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки эмбрио­нальных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; час­то сопровождается расщелиной нёба.

Расщелина нёба — врожденная аномалия строения твердого или мягкого нёба, возникающая вследствие задержки слияния эм­бриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости.

Реактивность — важнейшее свойство организма отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды; имеет защитный, приспособительный характер.

Речевые кинестезии — ощущение положения и перемеще­ния органов, участвующих в речеобразовании.

Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Саливация — слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.

Сиикинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

Спонтанные движения — самопроизвольные, вызванные не внешними воздействиями, а внутренними причинами.


Тактильные ощущения — осязательные.

Тонус — длительное, не сопровождающееся утомлением возбуждение нервных центров и мышц.

Уранопластика — общее название пластических операций устранения дефектов твердого нёба.

Хейлопластика — общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ.

Эмбриональный — зародышевый; зачаточный, находящий­ся в зачаточном состоянии.


 


 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­
ральным параличом. М., 1988.

2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой
патологии у детей. Логопедический массаж: Метод, пособие для
педагогов дошк. образоват. учреждений. СПб., 2004.

3. Блыскина И.В., Ковшиков В,А. Массаж в коррекции арти-
куляторных расстройств. СПб., 1995.

4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и про­
блемы дефектологии: периодика раннего развития. М., 1987.

5. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основ­
ные показатели). М., 1999.

6. Воронцова Т.Н. Основные пути профилактической рабо­
ты с детьми первого года жизни с врожденными расщелинами
губы и нёба // Преодоление речевых нарушений у детей и взрос­
лых. М., 1981.

7. Григоренко Н.Ю., Цибульский С.А. Диагностика и коррек­
ция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми
аномалиями органов артикуляции. М., 2003.

8. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития /
Под ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.

9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и ин­
новационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия
по курсу «Коррекц. педагогика и спец. психология» / Сост.
Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М., 2001.


 

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок от­
стает в развитии. М., 1993.

11. Зайцева Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа
с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии // Дэфек­
талопя. 1996. №4.

12. Зайцева Л.А., Азорина А.Г. Если ребенок родился с рас­
щелиной губы и нёба // Дэфекталопя. 1997. №8.

13. Зайцева Л. А., Азорина А.Г. Ранняя коррекционно-разви­
вающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины
губы и нёба // Дэфекталопя. 2000. № 1.

14. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М., 1983.

15. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Вос­
питание детей с церебральным параличом в семье. М., 1980.

16. Киселева Т.В. Из опыта логопедической работы с деть­
ми первых трех лет жизни в условиях центра восстановитель­
ного лечения // Дефектология. 1991. № 5.

17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

18. Левченко И.Ю., Приходъко ОТ. Технология обучения и
воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппара­
та. М., 2001.

19. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н. М.,
1998.

20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дош­
кольный возраст. М., 1997.

21. Миогимнастика, массаж и ЛФК при врожденных поро­
ках развития челюстно-лицевой области: Методические рекомен­
дации. СПб., 1997.

22. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»):
Учебное пособие / Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.Л.Котовой,
Д.В.Сергеевой. М., 1998.


23. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Програм­
ма ранней педагогической помощи детям с отклонениями в раз­
витии: В 8 кн. / Пер. с англ. М., 1997, 1998.

24. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом раз­
витии детей: Методические рекомендации / Авт.-сост.: Т.А. Гри­
горьева, Т.И. Обухова и др. Мн., 2000.

25. Трунов М.В., Китаев Л.М. Экология младенчества. Пер­
вый год. М., 1989.

26. Кнупфер Хельмут, Ратке Фридрих Вильгельм. Как по­
мочь ребенку, больному церебральным параличом: Руководство
для родителей, педагогов и физиотерапевтов. Марбург, 1994.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................... 3

1. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми

с фактором риска в речевом развитии в первый год жизни 6

2. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми

с врожденными расщелинами губы и нёба......................... 19

3. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми

с церебральным параличом................................................ 33

Словарь терминов......................................................... 39

Литература.................................................................... 42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: