Лицензионно-разрешительная система осуществляется многочисленными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Объясняется это тем, что, а в данном случае регламентируется деятельность, в целях регулирования деятельности, связанной с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности. В частности, эти органы выдают разрешения на продажу и приобретение оружия, на въезд в пограничную зону и в закрытые административно-территориальные образования и т.п.
Регулирование в этой области осуществляется на основе и Федеральных законов «О полиции» и «Об оружии», так же регламентируется Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 646 г. Москва "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося на временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации области оборота оружия".
Особенности лицензионно-разрешительного производства, осуществляемого органами внутренних дел в сфере оборота гражданского и служебного оружия, являются:
1) МВД России в числе своих основных функций имеет следующую: организация деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе ОВД РФ, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).[4]
2)Реализация функций органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом предметов и функционированием объектов разрешительной системы не может осуществляться только силами подразделений лицензионно-разрешительной работы как ввиду многообразия и сложности этих задач и функций, так и в силу ограниченных возможностей лицензионно-разрешительной службы.
3)В силу этого повышение эффективности реализации законодательства, регулирующего оборот оружия, взрывчатых материалов, контроля за частной сыскной и охранной деятельностью должно заключаться в том, что деятельность по осуществлению контрольных функций органов внутренних дел должна обеспечиваться всеми отраслевыми службами органов внутренних дел, которые имеют возможность оказывать упорядочивающее воздействие на соответствующие общественные отношения, посредством использования наиболее эффективных средств и методов, применяемых в практике своей отраслевой деятельности. Для этого необходимо в инструкциях, регламентирующих деятельность соответствующих служб, четко определить функции, критерии оценки деятельности всех служб и подразделений, которые должны участвовать в осуществлении контроля за оборотом оружия, взрывчатых материалов, частной сыскной и охранной деятельностью, и с которыми должны взаимодействовать подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также
определить формы такого взаимодействия.
4)Подразделения лицензионно-разрешительной работы должны быть определены в качестве координирующей службы.
5)Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельности в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
6) Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, документ подтверждающий гражданство Российской Федерации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии предъявляется необходимый перечень документов, предусмотренные нормативными актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же производится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведомления об отказе в их выдаче. Заявление и поступающие материалы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разрешения. Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче разрешений — в течение двух недель со дня подачи заявления.