ТАК ПОСТИГАЕТСЯ ПРОСТРАНСТВО




Вверх и вниз

Движения вверх и вниз (то есть перемещение в пространстве в вертикальной плоскости) помогают ребенку получить представление о том, что такое направление, сила тяжести, равновесие.

1. Покачайте ребенка, обхватив его руками. Поднимите его до уровня ваших плеч, а потом опустите на пол, приговаривая: "Сейчас ты летишь вверх, а теперь — вниз". В следующий раз спросите его: "Хочешь полететь вверх?" Дайте ребенку время ответить. Побуждайте его употреблять слова вверх и вниз.

2. Пусть малыш попробует сам двигаться вверх и вниз по ступеням. (Лучше, если ступени будут покрыты ковровой дорожкой.) Поставьте, скажем, на третью ступень одну из любимых игрушек ребенка — ему захочется достать ее. Не исключено, что понадобится ваша помощь; но прежде чем предлагать ее, подождите немного — пусть он сам сделает несколько попыток достать игрушку; при этом он самостоятельно откроет для себя новые положения тела и сообразит, в какой последовательности его движения могут привести к цели.

3. Покатаемся на лошадке? Посадите малыша на свой голеностоп или на колено. Покачивайте его, приговаривая: "По кочкам, по кочкам..." Подчеркивайте слова вверх и вниз, сопровождающие со­ответствующие движения.

4. Когда вы готовите ребенку еду, поднимите его на руки. Дайте ему что-нибудь особенно вкусное — как бы в награду за то, что он сам попросится наверх.

5. Дайте малышу взобраться к вам на колени, держа его за руки и позволяя ему ступать по вашей ноге. Схватите ребенка в объятия, когда он успешно завершит свое восхождение.

Движения и достижения

Можно добраться до предмета, расположенного там-то и там-то, совершив те или иные движения,— к пониманию этого ребенок приходит постепенно.

1. Прокатите мяч под стулом или скамейкой. Убедитесь: стул стоит так, что ребенок, обойдя его вокруг, может принести мяч. После того как он принес мяч, поговорите с ним о том, что он сделал, чтобы принести мяч: "'Молодец, ты прополз (обошел) вокруг стула и нашел мяч!"

2. Положите игрушку за большую подушку — пусть малыш попробует достать ее. Или так: вы лежите между ребенком и его любимой игрушкой — ему придется переползти через вас, чтобы добраться до игрушки; помогите ему, если надо.

3. Поиграйте в прятки. Спрячьтесь за диван или кресло (дома), за дерево или куст (на прогулке). "Ку-ку!" Сможет ли ребенок найти вас и, обогнув препятствие, до вас добраться?

4. Соорудите нечто вроде туннеля. В ход пойдут диванные подушки, большие корзины, легкие ящики, картонные коробки, перевернутые вверх ногами стулья. Сами-то вы сможете проползти в этот туннель? Даже если для вас лаз окажется слишком узким и вам не удастся в него забраться, ребенок, скорее всего, поймет, что именно вы хотели
сделать, и пустится в путь сам. Если к нему присоединятся другие малыши (его друзья? брат или сестра?), получится настоящий поезд!

5. Когда вы гуляете в саду или в парке, походите с ребенком между клумбами, вокруг кустов или сооружений на игровой площадке. При этом меняйте скорость и направление движения; малышу может быть весело просто ходить по кругу или выписывать восьмерку.

Учимся ходить

Малыш, конечно, поднимется на ноги и сам, и сам будет совершенствовать свое умение ходить. Но стоит ему помочь.

1. Пусть при ходьбе он толкает перед собой стульчик на колесиках или кукольную коляску. Чтобы опора поддерживала ребенка, она должна быть достаточно устойчивой, ни в коем случае не переворачиваться.

2. Слегка поддерживайте ребенка за плечи или за бедра, а потом отпустите его — пусть он сделает несколько шагов. Похвалите его за то, что он пытается ходить сам.

3. Протяните малышу палку, обруч или какой-нибудь другой легкий предмет, за который он мог бы держаться время ходьбы. Если он уже умеет удерживать равновесие и не налегает всей тяжестью на опору, отпустите палку (или что там у вас в руках). По мере того, как ребенок приучается держать равновесие, помощи от вас требуется все меньше.

4. Встаньте в двух шагах (своих) от ребенка, протяните к нему руки, побуждая его идти к вам. Если он сделает несколько шагов, обнимите его и расцелуйте. Отодвиньтесь от него уже подальше и снова потянитесь к нему.

5. Когда ваш малыш начнет делать самостоятельные шаги, он будет хвататься за стенку, чтобы удержать равновесие. (Будьте готовы к тому, что он оставит на обоях отпечатки пальцев.) Пусть ребенок на практике узнает, что полы бывают разными: этот вот, в кухне, гладкий, покрыт линолеумом, а на этом, в гостиной, лежит ковер. Так он научится держать равновесие на различных поверхностях — и шероховатых, и скользких.

Тяни! Толкай!

Малыш полюбит толкать перед собой игрушки на палочке и тянуть за собой игрушки на веревочке, прохаживаясь взад-вперед

1. Дайте ребенку игрушку на веревочке. Покажите ему, как привести ее в движение, если за эту веревочку потянуть. Помогите ему сделать несколько шагов назад, натягивая веревочку.

2. А теперь покажите ему игрушку, которую с помощью палочки можно толкать (возможно, при этом она издает звуки). Пусть он попробует двигаться по-разному. Помогите ему пройти с игрушкой вперед, а потом задом наперед. Конечно, нужно достаточно места, чтобы водитель мог двигаться, не натыкаясь на предметы.

3. Хорошо, если у малыша не одна такая игрушка, а несколько. Они помогут учиться ходить, удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом наперед, даже боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится толкать по полу.

4. Используйте подобные игрушки на улице на разных поверхностях: на лужайке, на тротуаре или на песчаной дорожке.

5. Если у вас дома есть кошка, привяжите к веревочке бумажный бантик. Малыш тянет за веревочку, и кошка вступает в игру! Если нет кошки, возьмите игрушечную лодочку на веревочке и гуляйте вокруг мелкого пруда, водя ее за собой туда-сюда.

ПОЗНАЕМ НОВОЕ

Новые жесты

1. Покажите малышу какой-нибудь простой жест, который вы у него самого еще не наблюдали: сожмите пальцы в кулак и разожмите их, потрите ладонь о ладонь, погладьте животик малыша, похлопайте его по ножкам, сведите указательные пальцы своих рук... Вы поете малышу песенку? Сопровождайте свое пение жестами так, чтобы получилось что-то вроде игры. Детям обычно нравится, когда им таким образом поют "Ладушки" или "Жили у бабуси...". Начните с одного-двух жестов, побуждая ребенка проделывать их вместе с вами. Когда он научится этим жестам, добавляйте новые. Направляйте руки ребенка, если он не возражает; вам придется многое показывать ему и многое повторять.

2. Ищите случая, чтобы закрепить подражательное поведение ребенка. Например, когда он понарошку пьет из чашки, притворитесь, что и вы пьете из своей, сопровождая это звуками, выражающими крайнее удовольствие. Сделайте паузу, посмотрите, продолжит ли он свою игру-подражание.

3. Усложните жесты, которым вы предлагаете подражать. Меняйте выражение своего лица, перемещайте с места на место игрушки. В этом возрасте дети любят уже не только подражать звукам, которые издают животные, но и пытаются показать, как животные ходят, бегают или едят.

4. Малышу наверняка понравится, если, играя с ним, вы будете как бы объединять действие и звук. Вот вы ставите точки, стуча карандашом по листу бумаги. Оказывается, карандаш может произ­водить очень разные звуки!

5. Может быть, малыш не захочет подражать просто жестам; ему необходимо, чтобы в игре участвовала какая-то вещь. Вам пригодится двойной набор игрушек; вы показываете ребенку простое движение с игрушкой, а он его повторяет — со своей. Постепенно вводите новые движения. Можете несколько раз ударить по барабану, а затем один за другим превратить в барабан другие предметы (прочные!), побуждая ребенка делать то же самое. Добавляйте в последовательность другие движения, например, сжать игрушку-пищалку или потянуть игрушку на веревочке.

Одинаковое и разное

1. Есть в доме вещи, с которыми ребенок постоянно имеет дело: подушки, чашки, ложки, игрушки, мячи, книжки. Выберите три предмета, два из которых совершенно одинаковы. Дайте ребенку один предмет из этих двух одинаковых. Он начнет рассматривать его, ощупывать. Пока он это делает, поговорите с малышом о свойствах предмета: какой он формы, какой у него цвет, какова на ощупь его поверхность, зачем он нужен. Затем протяните ребенку другой точно такой же предмет и скажите: "Посмотри, они одинаковые". Положив их рядом, отметьте: "Видишь, как они похожи". Или вложите их ему в левую и правую ручку и спросите: "Чувствуешь, какие они одинаковые на ощупь?"

А теперь положите перед ребенком один из этих двух предметов и оставшийся "непарный". Второй из одинаковых протяните малышу и попросите: "Покажи мне такой же, как этот". Если ребенок выберет правильно, дайте ему предмет и скажите: "Правильно, они одинаковы, не так ли?". А если выберет неправильно, дайте ему снова исследовать два одинаковых предмета и повторите все сначала.

2. Все это можно проделывать не специально, а используя любой подходящий повод: и когда малыш ест (под рукой у вас ложки и чашки), и когда вы одеваете его (тут башмачки и носочки), и когда он играет.

Сначала берите, как мы сказали, две совершенно одинаковые вещи и одну, на них совершенно не похожую; например, два ботиночка и носочек. Затем можно будет взять пару предметов, не столь явно отличающихся в глазах малыша от третьего; например, две ложки и вилку.

3. Поиграйте в такую игру: пусть и у вас, и у малыша будет по одинаковому набору небольших предметов, например, цветных кубиков. Возьмите красный кубик и попросите ребенка: "Дай мне свой такой же красный кубик". Затем пусть ребенок сам возьмет какой-то кубик, а вы подберите ему такой же. Поговорите о том, чем они похожи.

4.Сделайте карточки-картинки, которые ребенок мог бы подбирать к знакомым реальным предметам. И наоборот: пусть малыш покажет или даст вам предмет, нарисованный на карточке.

5. Соберите разные предметы (пуговицы, монетки, крышки от бутылок, небольшие кубики) и сложите их в коробку. А затем начните сортировать их на глазах у ребенка. Дайте и ему возможность выбрать из кладовой схожие предметы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: