Начало реформ Александра I
1 этап: правительственный реформизм (1801 - 1812 гг.)
Начало либеральных преобразований в политической, социальной и духовной сферах:
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был, в случае успеха, удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках.
Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”. Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет “по законам и по сердцу” Екатерины II. 30 марта(11 апреля) 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих “молодых друзей” (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев).
в июне 1801 г. создается и приобретает наибольший вес Негласный комитет (1801-1803 гг.), где обсуждались и прорабатывались планы преобразований.
Первые преобразования:
1801 г. 15 марта — указ о политической амнистии и восстановление в правах и должностях (12 тыс. ч.);
2 апр. — указ о ликвидации Тайной канцелярии — органа политического сыска;
12 дек. — указ о праве покупки земель недворянами,
а также восстановление в полном объеме Жалованных грамот дворянству и городам;
ликвидация запретов на ввоз иностранных книг и на выезд за границу; ограничение полицейского произвола
1802 г. 8 сент. - министерская реформа (указ о преобразовании коллегий в министерства):
Разграничению и упорядочению компетенции центральных органов управления способствовало
создание 8 министерств, объединенных в Комитет министров (однако функции его не были точно определены). Одни из вновь созданных министерств соответствовали прежним коллегиям: министерства иностранных дел, военное, морское, коммерции; другие были совершенно новые: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции). В 1811 г. М.М.Сперанский добавил к ним еще 3.
! Коллегиальное управление сменилось единовластием министров, руководивших ведомствами черезсвои канцелярии. Министры подчинялись только императору.
1802-1803г. Реформирование Сената – стал высшим судебным и контролирующим органом в системе гос. Управления. Министры подавали в С. Ежегодные отчеты, которые он мог опротестовать., но полномочия его ограничивались, естественно, властью государя. Немного расширились его права за счет возможности входить с представлениями к царю по поводу тех указов, которые, по мнению Сената, не согласовывались с прочими «узакониями» или были сопряжены «с большими неудобствами при исполнении».
1803 г., 20 февр. — указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший крестьянам по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп. Результаты незначительные: в период царствования А. 1 состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян. А всего за время действия указа (до 1861г.) вольными хлебопашцами стали 111 829 крестьян, что составило примерно 2% от общего числа всех крепостных в Р.И.
1807 г. — Создан Комитет по охране общей безопасности. М. М. Сперанский становится главным советником Ал.I по всем делам управления и законодательства.
1809 г. – В г. Борго финляндский Сейм определил административное устройство Финляндии: она получила автономию и конституцию в рамках Российской империи. Т.о. русский император получал титул великого князя Финляндского и в пределах Великого княжества Финляндского становился конституционным правителем. Для управления Ф. назначался его наместник – генерал-губернатор.
Такой шаг был оправдан, как с точки зрения международного авторитета Р. (это положительно отличало Россию от Наполеона, который не считался с правами и традициями покоренных народов), также это д.б. стать началом осуществления планов А.1 по реформированию всей гос. системы России.
Другие преобразования в политической сфере
Сперанскому отводится важнейшая роль – составить программу реформирования всей политической системы России.(***Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.
Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны, ближайшим (на определенный период) помощником царя.
Среди историков до сих пор продолжается спор: излагал ли М.М. Сперанский в своих проектах собственные взгляды или только исполнял волю Александра I, устно высказываемую и положенную М.М. Сперанским на бумагу? Скорее всего он умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора.)