Причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.), а также социальные факторы.
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.
К нейроинфекционным заболеваниям относятся менингиты, энцефалит, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникшие как осколки различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, оспе и др.)
Заболевание менингитом (воспаление оболочек головного мозга) может привести к развитию гидроцефалии с повышением внутричерепного давления, а также часто имеет место гибель нервных клеток. Оба этих фактора - способствуют атрофии участков мозга что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которая проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Последствия перенесенного энцефалита (инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг, главным образом через кровь, бактерий, вирусов и др. Первичный энцефалит возникает в результате укусов переносчиками вируса - комаров, клещей; вторичный - головной мозг поражается вследствие общей инфекции - при краснухе, гриппе и т.п.) во многом зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.
К острым инфекционным заболеваниям нервной системы относится полиемилит. Вирус, попадая в центральную нервную систему, избирательно поражает двигательные нейроны головного и спинного мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц.
К поражениям нервной системы могут привести такие инфекционные заболевания, как грипп и корь.
Черепно - мозговая травма составляет от 25-45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Черепно-мозговые повреждения делятся на закрытые сотрясение, ушиб, сдавление мозга), при которых соблюдается целостность костей и твердой мозговой оболочки, и открытые, которые могут быть непроникающими при сохранности мозговой оболочки и проникающими при ее повреждении. Характер последствий черепномозговой травмы зависит от ее обширности и локализации поражения мозга. Следствием черепно - мозговой травм могут быть патологические изменения двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушения памяти, речи, снижение интеллектуальной деятельности и др.)
Кроме того, выделяют социальные факторы.
К социально обусловленным видам отклонений в развитии относится социально - педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией - неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.
Депривация (от лат. - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Среди условий, необходимых для полноценного развития ребенка, выделяются следующие:
1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию;
2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию;
3) социальные контакты (с взрослыми, и, прежде всего матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной депривации;
4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.
Кроме того, к социальным факторам относят: тяжелые переживания ребенка, обусловленные неблагоприятным положением в семье или школе, постоянными стрессами, хроническими соматическими и физическими дефектами; недостаточность речевого общения; подражания неправильной речи; психические травмы; педагогическая запущенность.
Источники:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359264-prichiny-vozniknovenija-narushenij-v-razvitii
Специальная педагогика / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.