ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ




Вопросы для самоподготовки, самоконтроля и контроля знаний

1. Раскройте понятия «правотворчество», «нормотворчество», «законо­творчество».

2. Назовите виды правотворчества.

3. В соответствии с законом «О нормативных правовых актах Респуб­лики Беларусь» выделите принципы правотворчества, раскройте их смысл.

4. Как обеспечивается гласность в деятельности нормотворческих ор­ганов Республики Беларусь?

5. Почему процесс правотворчества называют «технологией создания нормативных правовых актов»?

6. Перечислите стадии нормотворческого процесса.

7. Как осуществляется подзаконное нормотворчество?

8. Кто и на какой срок осуществляет планирование нормотворческой деятельности?

9. Кто является субъектами нормотворческой инициативы в Республи­ке Беларусь?

10. Что включает в себя подготовка проектов нормативных актов?

11. Кто проводит экспертизу проекта?

12. Раскройте стадии нормотворческого процесса после внесения зако­нопроекта на рассмотрение его палатами Парламента.

13. Дайте определение юридической техники.

14. Какие требования предъявляются к форме готовящихся проектов НПА?

15. Что такое систематизация нормативных правовых актов?

16. Какова цель систематизации?

17. Назовите виды систематизации нормативных правовых актов.

18. Дайте определение учета нормативных актов.

19. Что такое инкорпорация, ее виды?

20. Дайте определение кодификации.

21. Назовите признаки кодификации, ее основные виды.

22. Чем инкорпорация отличается от кодификации?

23. Что такое консолидация, ее виды?

24. Сравните инкорпорацию и кодификацию. Какой из данных видов систематизации наиболее эффективен в процессе совершенствова­ния законодательства?

Материалы для обсуждения

 

A. «Достижение надлежащего качества и эффективности норма­тивных правовых актов предполагает совершение правотворческим ор­ганом целого комплекса работ. Во-первых, должны быть выявлены соци­альные факторы, в которых проявляются потребности общества в право­вой регламентации определенной области общественных отношений. Во-вторых, должен быть проведен анализ этих факторов и их взвешивание; т.е. установление мощности каждого как положительно, так и отрица­тельно действующего фактора. В-третьих, необходимо определение на­правленности действия социальных факторов по отношению друг к дру­гу и к цели законопроекта, а также выявление суммарного результата действия факторов. И наконец, должны быть рассмотрены различные варианты решения проблемной ситуации и проведен поиск оптимального решения» (Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Мар­ченко. - М., 2005. - С. 576).

 

B. «Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее со­вершенствование, изменение или отмену... По своей сущности право­творчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания... Демократизм пра­вотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений предпринимательских структур, объединений граждан в созда­нии законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсу­ждение предполагаемых законодательных решений. Однако это не исклю­чает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обще­ством» (Проблемы общей теории права и государства: учебник для юриди-ческих Вузов / под ред. B.C. Нерсесянца. - М., 1999. - С. 307).

 

Резюме

Одной из основных форм руководства обществом выступает пра­вотворчество.

Правотворчество - это деятельность компетентных государствен­ных органов (общественных организаций, народа) по разработке и при-

нятию нормативных правовых актов.

Это деятельность, связанная с созданием права, начиная от идей и заканчивая принятием законодательства. Нормотворчество и законо­творчество выступает формами правотворчества. Виды правотворчества:

- правотворчество народа путем референдума;

- правотворчество государственных органов (особая роль парламента);

- правотворчество общественных организаций по поручению го­сударства.

Основными принципами правотворчества является: конституцион­ность, соответствие актов нижестоящих государственных органов актам Главы государства и вышестоящих органов, приоритет общепризнанных принципов международного права, защита прав и свобод, законных ин­тересов граждан и социальной справедливости, научность.

Нормотворческий процесс - это нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных) лиц по разработке и принятию нормативных правовых актов, введению в действие.

Стадии нормотворческого процесса в Республике Беларусь:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта нормативного правового акта;

- принятие (издание) нормативного правового акта;

- включение нормативного правового акта в Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь;

- опубликование.

Субъектами нормотворческой инициативы, в соответствии с нор­мами Конституции Республики Беларусь, Закона «О нормативных пра­вовых актах Республики Беларусь» являются: Президент Республики Бе­ларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания, Со­вет Республики Национального собрания, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в ко­личестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициати­вы по вопросу изменения, дополнения Конституции обладают Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих изби­рательным правом.

Юридическая техника - это совокупность приемов, правил под­готовки проектов нормативных правовых актов. Она включает в себя: юридическую терминологию, юридические конструкции и способы кон­струирования нормативного правового акта.

Систематизация законодательства - это деятельность по упо­рядочению нормативных правовых актов, приведения их в единую внут­ренне согласованную систему. Основными видами систематизации явля­ется: учет НПА, кодификация, инкорпорация и консолидация. Наиболее важный и эффективный вид систематизации - кодификация.

Кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов (один из эффективнейших), сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, со­держащий систематизированное изложение правовых предписаний, на­правленных на регулирование определенной области общественных от­ношений.

ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Отличаются ли понятия «правообразование», «нормообразование», «правотворчество», «нормотворчество».

2. В чём состоит предназначение правотворческой деятельности государства.

Кто осуществляет такой вид деятельности. Охарактеризуйте правотворческую деятельность по основным признакам. Выделите её основные стадии и виды.

3. Определите понятие законотворчества и выделите основные стадии. Назовите факторы, которые вызывают потребность на определённом этапе развития человечества в создании законодательного органа, который осуществляет специфическую разновидность правотворческой деятельности.

4. Поясните позицию, освещенную в юридической литературе: «Уровень юридической техники отображает состояние правовой культуры общества». Дайте характеристику составляющих правотворческой техники и раскройте её предназначение. Проанализируйте текст Конституции Республики Беларусь и определите какие составляющих правотворческой техники использовал субъект законотворчества.

5. Что такое законодательная техника и какаво её значение для качественной подготовки проектов нормативных актов.

6. Что такое систематизация законодательства и каковы её формы.

7. Каковы виды учёта законодательства вам известны и их роль в правовой жизни общества.

8. Какова история создания собраний законодательства в Республике Беларусь.

9. Определите соотношение понятий «инкорпорация» и «консолидация» законо- дательства. Охарактеризуйте каждый из её видов.

10. Дайте развёрнутую характеристику основных признаков кодификации законодательства.

11. Какие основные виды кодификационных актов вам известны и какова их роль в жизни белорусского общества.

12. С какими видами кодификационных актов имеет дело студент университета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: