Функции и ценность права.




ОТП


1.Предмет ОТП. Каждая конкретная наука исследует строго определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет. Свой, не дублируемый другими науками предмет имеет и общая теория права. Он включает в себя, во-первых, сущность и закономерности права, его основных компонентов: правосознания, правоотношений, юридической ответственности и др.; во-вторых, закономерные связи права с государством, политикой, экономикой и другими явлениями; в-третьих, закономерности познания права.В сфере общей теории права раскрываются сущность права, понятия правосознания, правоотношений, системы права, правонарушений, юридической ответственности, правотворчества, правореализации и многих других составных частей права, а также закономерная связь между ними. Большое внимание уделяется также выведению принципов права и законодательства, правотворчества, правоприменительной деятельности, возложения юридической ответственности, которые выступают исходной методологической и теоретической основой для остальных юридических наук. Таковы, в частности, принципы гуманизма и демократизма права, равноправия, сочетания законности и справедливости, законности и целесообразности, возложения ответственности только за виновное и противоправное деяние и др.Таким образом предмет ОТП -это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Объект ОТП -государство и право.

 

2.Методология и методы ОТП. Каждая наука имеет не только свій предмет, и и метод научного познания.Метод научного познания- совокупность приемов, средств и способов изучения реальной действительности, получение о ней объективных знаний не зависимо от конкретной отрасли науки. В свою очередь совокупность методов, кот. используются в конкретной науке составляют методологию этой науки. Метод ОТП - совокупность приемов, средств и способов с помощью кот. Осуществляется процесс познания предмета ОТП. ОТП использует много методов научного познания. Все методы научного познания можно разделить на 3 группы:1.общенаучные методы, 2. специально-научные, 3.частно-научные. К первой группе относятся методы кот. Используются во всех науках и на всех стадиях познания: 1.матеарелестический, он означает, что право и гос-во изучается как явление кот. Имеют самую тесную связь с материальным миром, 2. диалектический, означает, что гос-во и право использ-ся в их динамике, т.е. в их развитии. Ко второй группе относ-ся методы кот. использ-ся многими отраслями знаний: 1.математический метод, т.е. при изучении явления использ-ся различные колличественные показатели. 2. конкретно-социалогический, при изучении гос-ва и права использ-ся социалогические способы познания. 3.моделирования- это теоретическое построение образца, т.е. модели.

4.метод стотического анализа, 5. сравнительно-исторический метод. Такие методы вырабатываются и применяются только одной наукой. В юриспруденции сущ-ют специально юридические методы: 1.формально-юридический, 2. метод сравнительного правоведения, 3.метод сравнительного государствоведения.

 

3. Место и функции ОТП в системе наук, какие изучают гос-во и право. ОТП относится к общественным наукам, в свою очередь общественные науки делятся на следующие: -филосовские, -исторические, -юридические, -экономические, -политические. В свою очередь юр. науки подраздел-ся на 4 группы: общетеоретические и исторические правовые науки,2. отраслевые юр. науки, 3. прикладные юр. науки, 4.науки международно-правового профиля. Таким образом ОТП относится к теоретико-историческим юр. Наукам и занимает главенствующее место среди юр. наук. Ф-ции ОТП: 1. гносеологическая, гносеология- теория познания, т.е. ОТП познает, изучает природу гос-ва и права. 2.антологическая, антология- учение о бытие, 3.методологическая, методология- учение о методах, 4.прогностическая, данная ф-ция проявляется в том, что на основе знания общих закономерностей возникновения и развития го-ва и права, осущ-ся прогнос их развитии в будущем. Некоторые исследователи выделяют другие ф-ции ОТП, мировозренческую, идеологическую и др.

 

4. Характеристика первобытного общества. Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям: - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.); - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышениюпроизводительности труда.

 

5.Социальная структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий

и приемов труда. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория. Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды.Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапахобщественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей. Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные,

родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа. Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

.

6.Власть и система управления у первобытном обществе. Первой формой объединения людей было первобытное стодо-небольшая и неустойчивая группа людей во главе кот. Стоял вожак, наиболее опытный и сильный член стада. Вторая форма объед-я людей- это родовая община-объедтнение людей на основе родственных связей, кот. Вели совместную хоз. деятельность. При чем первоначально возникает материнский род, а затем-отцовский. Третья форма-фратрии-это объединение нескольких родов наход-ся в брачных отношениях. Четвертая –племя-устойчивое объединение родов, фратрий, кот. Характериз-ся единством языка, культов, обычаев, самоуправления. Пятая форма-союз племен-это объединение рожственных племен для достижения военных, хоз. И иных целей. Причины объединения людей: 1. можно бвло более эффективно противостоять силам природы,2. можно было использовать более современные приемы труда, 3.можно было лучше отражать агрессию соседей, 4.можно было нападать на других, 5.можно было осваивать новые орудия труда. Родовая община: 1.общее собрание, 2.старейшины, Племя: 1.совет старейшин, 2.племенной вождь, Союз племен: 1. совет племенных вождей, 2. вождь союза. В условиях первлбытного общества власть носила непосредственно-общественный характер, т.е. она не была самостоятельной.

 

7.Основные черты и общие закономерности возникновения гос-ва. Приметы гос-ва, какие отличают ее от организации управления в первобытном обществе. У каждого народа гос-во возникает своим особым путем, однако в процессе возникновения гос-ва имеются много общих закономерностей. Процесс возн-я гос-ва связан с изменениями в различных сферах общества, однако самые важные значения имеют изменения в экономической системе общества. Экономические изменения, кот. способствовали возн-ию гос-ва-это крупные общественные разделения труда: 1.крупное раздел-е труда-это выделение скотоводческих племен,2.выделение ремесла,3.появление купечества, обмена и торговли. Неолитическая революция- переход от экономики, основанной на присвоении готовых продуктов природы к экономике основной на производстве продуктов. Благодаря неолитической эволюции возросла производительность труда и как следствие появился избыточный дополнительный продукт, излишки, а их надо было распределять. И это ведет к тому, что в обществе появляется имущественное неравенство, а оно влечет соц. неравенство и возникает соц. напряженность. Первобытное общество уже не может справиться с этой напряженностью и нужна более эффективная форма управления- форма гос-ва. Признаки гос-ва отличающие его от иных организаций общества: 1.суверенитет, 2.право. Суверенитет - обозначает верховенство и независимость гос. власти. В суверенитете различают два аспекта: 1.внутренний, 2.внешний. Внутренний аспект в верховенстве гос. власти внутри общества, а это верховенство проявляется в следующем: 1.в универсальности гос. власти, т.е. гос. Власть распространяется на все население и все организации страны, 2.в прерогативе гос. власти, т.е. гос. власть может отменить решение любой другой общественной власти. 3.в наличии специальных средств воздействия. Внешний аспект суверенитета проявляется в том, что гос-во само выбирает партнеров по экономическим, политическим и культурным и др. связям.

8. Формы происхождения гос-ва. Различают следующие формы происхождения гос-ва: 1. афинская, гос-во возникает в результате разложения первобытно-общинного строя и последующего соц., экономического развития (классификация форма возникновения),2. римское-тоже классическая форма, но борьба между патрициями и плибеями ускорило процесс возникновения гос-ва, 3.древне-германское, гос-во возникает в результате завоевания Римской империи, 4.древне-восточная.

 

9.Основные виды и общие черты нормативных регуляторов(правил поведения) первобытного общества. Нормы поведения людей6 раньше всего сложились нормы, запреты, их называли ТАБУ, позже стали появляться системы запретов, затем запреты начинают сочетаться с обрядами, а обряды дополняются ритуалами. Позже появляются агрокалендари и религиозные нормы. Нормы поведения в первобытном обществе наз. мононормами – это сочетание запретов, обрядов, ритуалов, традиций в соответствии с кот. люди строили свои поступки. Признаки мононорм: 1.единый характер, 2.мононормы сущ-ют в самом поведении людей, 3.солюдались как правило добровольно.

 

10.Возникновения права. Приметы права, какие отличают его от нормативных регуляторов, что были в первобытном обществе. Право возникает естественно-историческим путем в силу внутренних потребностей развитии общества. Причины появления права аналогичны причинам возникновения гос-в: 1.появление имущественного неравенства, 2.появление товарно-денежных отношений, торговли и обмена, 3.появление соц. неравенства и рост соц. напряженности. Все эти причины привели к тому. что мононормы кот. существовали в первобытном обществе уже не могли урегулировать новые общественные отношения и поэтому требовалось появление новых норм. Именно право явл. новым соц. регулятором, кот. Стал более эффективным по сравнению с мононормами. Внешним право выступает в виде системы правил, кот. явл. ясными формально-определенными и доведенными до всеобщего сведения. Признаки права,кот.отличают его от других соц. норм: 1.право характеризуется общеобязательностью, т.е. распространяет свое действие на всех кто находится на территории гос-ва., 2.формальная определенность права, т.е. в праве ясно четко, и не двусмысленно сформированы права и обязанности участников общественных отношений, 3.нормативность права т.е. право состоит из норм-правил поведения людей.4. принудительность, т.е. право опирается на принудительную силу гос-ва, 5. право действует при помощи не одной взятой нормы, а при помощи системы норм.

 

11.Основные пути и формы возникновения права. В зависимости от того, что явл. Источником права различают: 1.естетвенно-правовой подход к пониманию права, 2.позитивийский. Естественно-правовой подход: Возникает уже в др. Греции и Риме. Его сторонники считают, что источник права находится в самой природе человека. Сторонники этого подхода утверждают, что человек от рождения наделен разумом и естественными правами: -право на жизнь, -право на здоровье, -безопасность. В соответствии с этим подходом, те права что принадлежат человеку –это и есть право. Задача гос-ва состоит только в том, чтобы просто закрепить эти права. Позитивийский подход: возникает как реакция на естетвенно-правовой, его сторонники считают, что право –это то, что установлено гос-вом и записано в законах.Сторонники этого подхода утверждют, что юристы вообще не должны заниматься философией, этикой и нравственностью, их задача только в том, чтобы изучать законы и применять их. В зависимости от того что кладется в основу права различают 3 подхода к пониманию права: 1.Нормативийстский, в соответствии с этим подходом в основу права кладется норма права, таким образом по данному подходу ПРАВО- совокупность норм, т.е. правил поведения. Причем в системе этих норм на вершине находится основн6ая норма с кот. Должны считаться все основные нормы. 2.психологический, по данному подходу в основу права кладутся правовые эмоции. По этому подходу различают:1.эмоции кот. Испытывает человек по отношению к законодательству своего гос-ва, 2.правовые эмоции кот. Не связаны с законодательством, таким образом право согласно теории –это то, что считается справедливым. 3.Социологический, сторонники считают, что право –не то что записано в законе не то, что считается справедливым, а право это то, как поступает суд в каждом конкретном случае, т.е. это то что есть в действительности.

 

12.Причины основания множества концепций (теорий) возникновения гос-ва и права и их квалификация. Вопрос о происхождении гос-ва и права с древних времен интересовал ученых. По этому вопросу существует разнообразное кол-во мнений. Причины такого разнообразия: 1. гносеологические, т.е. это причины, кот. обусловлены самой природой человеческого познания. 2.социальные, данные причины связаны с наличием в обществе различных классов и групп людей, и каждая соц. группа стремится обосновать свой взгляд на гос-во и право.

 

13.Характеристика теологической и патриархальной концепции возникновения гос-ва и права. Основные концепции происхождения гос-ва и права: Теологическая, теология –это учение о Боге, эта концепция явл. одной из древнейших. Согласно этой концепции гос-во явл-ся вечным и неизменным атрибутом человеческого общества. Гос-во даруется людям Богом, т.к. и законы по кот. они должны жить. Бог дает людям гос-во, т.к. люди явл. грешными и поэтому им нужны внешние ограничения. И такими внешними ограничениями явл. гос-во и право. Эта концепция возникла в древневосточных гос-вах, а расцвет- был средние века. Мыслители: Фома Аквинский, Августин Блаженный. Патреархальная, согласно этой концепции гос-во возникает в результате объединения множества семей, а власть правителя явл. продолжением власти отца как главы семьи, считается что –патриарх. Теорию обосновал философ Аристотель.

 

14.Договорная и органичная теории происхождения гос-ва и права. Договорная. Данная теория складывается в эпоху ранних буржуазных революций 17-18 вв. Представители: Гроций, Спиноза, Джон Глок, Томас Гоббс и др. Основные положения этой теории: 1.гос-во возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Гос-во это явл. историческое. 2.до гос-ва люди жили в естественном состоянии, но это естественное состояние разными учеными рассматривалось по-разному. Например: Томас Гоппс считал, что человек по своей природе эгоистичен и агрессивен, поэтому естественное состояние непрерывной войны. Джон Локк наоборот считает, что естественное состояние-это состояние свободных людей, но отмечал и его недостатки: небеспечность собственности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие внешних ограничений, таким образом у естественного состояния больше отрицательного, чем положительного и поэтому люди решили договориться между собой, т.е. заключили договор. 3.согласно этому договору учреждается гос-ная власть кот. и должна управлять людьми. 4.договор возлагает обязанности не только на людей но и на гос. Власть, и поэтому если она плохо управляет, то от нее можно отказаться расторгнуть договор.

 

15.Теория насилия и марксистская теория происхождения гос-ва и права. Теория насилия была разработана в 19- начало 20вв. по этой теории гос-во –это всегда результат насилия внешнего и внутреннего. Внешнее насилие – это когда одни племена покоряют мирных земледельцев, а внутреннее это когда в нутрии общества одни группы людей покоряют, а другие фактором насилия рассматривают как решающий в происхождении ос-ва и права. Марксистская теория. Положения: 1. гос-во- это явление историческое, 2. гос-во возникает в результате разделения общества на классы враждебные друг с другом. 3. гос-во это оружие классового господства.

 

16.Понятие, сущность и значение гос-ва. Гос-во - политико-территориальное, суверенное организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, кот. Обеспечивает с помощью правовых предписаний первоначально, интересы господствующего класса, а по мере сглаживания классовых противоречий осущ-его на правовой основе все более широкие обще-соц. функции. Сущность – филосовская категория, кот. отражает наиболее значимые существенные закономерные связи и явления реальности. Сущность – внутреннее содержание предмета, это то что в нем самое главное в деятельности гос-ва – это управление обществом, т.е. это сущность гос-ва. Кроме того только гос-во управляя обществом обеспечивает частные интересы и общие интересы, т.е. сущности, природе гос-ва присуще двойственность(частные и общие интересы).

 

18.Типология развития государственности. Исторический тип гос-ва – совокупность наиболее существенных признаков и черт, характеризующих гос-во определенной общественной экономической формации или этапы развития человеческой цивилизации. В настоящее время в теории гос-ва и права типология гос-в рассматривается в двух аспектах: 1.формацийный подход, 2.цивилизационный. 1. Формационный подход, в его основе наход-ся учение об общественно-экономической формвции, история согласно этому рассм-ся как история развития общественно- экономической формации. Типы гос-в по этому подходу: 1.рабовладельческое гос-во, 2.буржуазное, 4.социалестическое. Рабовладельческое гос-во - первый исторический тип гос-ва возникший в результате разложения первобытно- общин. строя. Рабовладельческое гос-во – политическая организация экономики господствующего класса рабовладельца. Первые рабовладельческие гос-ва европейского типа возникли в 9-8вв. до н.э. Рабство в его классической форме получило наибольшее распространение в Риме во 2в. до н.э.- 2 в. н.э. Экономическую основу рабовл-кого общества составляет полная собственность рабовладельцев на средства производства и на работников просзводства. Рабовл. Гос-во создавалось в целях охраны укрепления и развития собственности рабовладельцев. Функции гос-ва осуществлялось только в интересах рабовладельцев. Феодальное гос-во возникли в Европе в 6-9 вв н.э. и сущ. до середины 19в. Феодальное гос-во – это политическая организация классов феодалов. Буржуазное гос-во, такие гос-ва возникают в Европе и сев Америке приблизительно 200-300 лет назад. Социалистическое гос-во возникает в результате соц. революции, кот. отрицает отношение частной собственности и все гос. органы, кот. основаны на данных отношениях. 2.Цивилизационный подход. Данный подход был разработан западными социологами и историками. Особую роль в разработке данного подхода сыграл Арнольд Тойнби. Согласно этому подходу цивилизация –это замкнутое локальное состояние общества в единстве его культурных, психологических, экономических и др. характеристик.

 

 

22.Понятие, значение и виды гос-правового режима. Соотношение гос-правового и политико-правового режимов. Гос-правовой режим –это совокупность средств и методов при помощи кот. осущ-ся гос власть. различают: -демократические режимы, -антидемократические. Демократические: 1.разнообразие в общественной жизни, 2.свобода личности в экономической сфере, 3.гарантированный прав и свобод граждан, 4.действует принцип разделения властей, 5. сущ. эффективные механизмы с помощью, кот. население воздействует на власть (выборы, референды), 6.официально разрешены и действуют аппозиционные партии. Антидемократический режим: 1.полный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества, 2.все общественные организации перестают сущ. и становятся государственными, 3.права и свободы граждан не соблюдаются, 4.как правило в государстве действует одна правленая партия.

23.Понятие, значение и классификация функций гос-ва. Функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва для достижения цели и задач гос-ва. Критерии, классификации, функции гос-ва: 1.по времени действия различают:-постоянные функции, -временные. 2.по значимости в достижении целей и задач гос-ва различают: -основные, -дополнительные. 3.по направленности: -внутренние, - внешние.4.по связи сущности гос-ва различают: -обще-социальные, -классовые.

 

24.Характеристика внутренних функций гос-ва. 1.экономическая функция, она проявляется в том, что каждое гос-во воздействует на экономику – это воздействие осущ-ся при помощи законодательных актов, кредитование, дотации кроме того во всех гос-вах всегда имеются гос. сектор экономики. 2.правоохранительная, она проявляется в том, что гос-во при помощи правоохранительных органов (суд, милиция)поддержтвает и охраняет порядок в обществе защищает и охраняет права и свободу граждан.3.социальная, она проявл-ся в том, что гос-во создает равновесие в обществе путем выплаты пенсий, пособий путем поддержки малоимущих слоев населения. 4.идеологическая, гос-во выступает по отношению к обществу управляющей силой и оно вынуждено объединять общество вокруг объединенной системы духовной ценности.5.экологическая, гос-во регулирует использование ресурсов и с помощью законодательных актов охраняет окружающую среду.

 

25.Характеристика внешних функций гос-ва. Основные внешние ф-ции гос-ва: 1.оборона страны, 2.поддержание дружественных связей с другими гос-вами, 3. функция экспансии (захват территории) защита граждан.

 

26.Формы и методы осуществления ф-ций гос-ва. Ф-ции гос-ва осущ-ся в определенных формах и при помощи определенных методов. Различают: правовые и не правовые формы осуществления функций гос-в. Правовые формы предусмотрены правовыми нормами, не правовые нормы предусмотрены иными соц.нормами. Правовые нормы: 1.правотворческая форма, т.е. деятельность по принятию НПА, 2.правоисполнительная, это деятельность органов исполнительной власти по реализации правовых норм, 3.правоприменительная, это деятельность по решению конкретных юр. наук. Не правовые нормы: 1.организационно-регламентирующее – это текущая работа связанная с подготовкой проектов, документов с организацией выборов, референдумов и т.д. 2.организационно-идеологическая- это роль связанноя с разъяснением правовых актов, формированием общественного мнения и т.д.

 

27.Понятие и значение аппарата (механизма) гос-ва. аппарат (механизм) гос-ва- это совокупность гос. органов при помощи кот. осущ-ся функции гос-ва. Для аппарата гос-ва характерна: 1.он построен в соответствии с нерархическим принципом, 2.аппарат гос-ва невозможен без особого слоя людей – гос. чиновники и служащие, 3.механизм гос-ва зависит от формы гос-ва, от цели и задач гос-ва, 4.первичным элементом механизма гос-ва явл. гос. орган. Механизм гос-ва состоит из 2 подсистем: 1.система высших органов власти и управления(парламент, конституционный суд), 2.органы принуждения (милиция, прокуратура). Кроме этих подсистем в механизм гос-ва входят: 1.гос. учреждения (больницы, школы, универы),2.материально-вещественные придатки (транспорт, банки).

 

28.Понятие, приметы и значение органа гос-ва. Классификации и виды органов гос-ва. Орган гос-ва – это структурно обособленное звено механихма гос-ва участвующие в осуществлении функции гос-ва и неделенное для этого властными полномочиями. Признаки гос. органов: 1.действует на основе норм права, 2.орган гос-ва замечает определенное место в системе гос. органов, 3.орган гос-ва наделен компетенцией, 4.орган гос-ва имеет штатную численность, счет в банке, печать и др., 5.в органе гос-ва работают гос. служащие, кот. выступают от имени гос-ва, 6.орган гос-ва это самостоятельный элемент механизма гос-ва. Критерии, классификации органов гос-ва: 1.по способу формирования различают:-избираемые, -назначаемые, -первичные, -производные. 2.по территории децствия различают: -центральные органы, -местные органы. 3.по объему компетенции: -органы общей компетенции, - и специальной. 4.по порядку принятия решения: -единоначальные органы, -коллегиальные, 5.по ветвям власти: -органы законодательной власти, -исполнительной, -судебной власти.

 

30.Принципы организации и деятельности аппарата (механизма) гос-ва. 1. принцип законности, 2.принцип разделения властей, 3.принцип проффессионализма и компетентности гос. органов. 4.принцип демократизма, 5. гласности и открытости гос. органов.

 

31.Понятие, элементы и значение политической системы гос-ва. Слово система в переводе с греч. означает –целое составленное из частей. С точки зрения современных научных представлений Система-это целостное упорядочное множество элементов, кот. взаимодействуют с друг другом и это взаимодецствие пораждает новое качество, кот. не пресуще отдельным элементам системы. Категория полит. система стала использоваться сравнительно недавно (60-70, 20 ст.) Полит. система –это система гос. и не гос. соц. институтов, осущ-щих определенные полит. функции. Структура полит. системы: 1.гос-во, как особая организация полит. власти, 2.общественные организации, кот. представленны полит. партиями, достижениями, различными объединениями. 3.институты непосредственной демократии, это выборы и референдумы. Виды полит. систем:1.тотолитарные полит. системы, в таких системах гос. власть вмешивается во все сферы общественной жизни. У власти как правило находится одна господствующая партия. Для этой системы характерна культ сильгного вождя. Стабильность в таких системахподдерживать насилием, принуждением. 2.либерально-демократические системы: такие системы базируются на рыночной основе экономической жизни общества, Как правило в таких системах на практике сущ. свободное предпринемательство. В таких системах гос. защищает права и свободу граждан их безопасность. Кроме того различают открытые и закрытые полит. системы. Закрытые-тотолитарные, открытые –либерально-демократические.

32. Государство и политические партии. Политическая деятельность - это деятельность, связанная с борьбой за интересы (прежде всего интересы материальные, экономические) больших социальных групп - классов, наций, народов, других социальных общностей. Поэтому и политика как сфера социальной деятельности, и политические партии появляются в связи с дифференциацией, расслоением общества на большие группы людей, имеющие свои, особые интересы. Через политические партии люди объединяются для борьбы за власть с тем, чтобы обеспечить общие интересы своей социальной или национальной группы, целого класса или народа.В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридического определения политической партии. Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разумеется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных политических партий характерно, в частности, то, что они:- представляют собой политические организации;- представляют собой организации общественные (негосударственные);- являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;- имеют свою программу и устав;- построены на определенных организационных принципах,- имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демократическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);- опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах.В демократических государствах запрещаются партии, которые используют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистского, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа. И партии, и государство являются политическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном политической системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической системы в единое целое.

Существует типология политических партий. Различают партии легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные. Правящие партии могут быть правящими монопольно и правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной идеологии выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и т.п. партии.

 

 

36.Гос-во и церковь.Гос-во светское и теологическое. В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой)системы; б) иерархический характер,централизация управления;в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий кру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: