Государственное бюджетное образовательное учреждение
Г. Севастополя
«Общеобразовательная школа №36 начального и основного общего образования»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей /________/ Попова Л.Ф. Протокол №______ от «___» _______2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР /______/ Ковалевская Е.С. «___» ___________2016 г. | Утверждаю Директор школы /_________/ Ткаченко З.М. Приказ №______ от «___» _________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
ДЛЯ 3 КЛАССА
УРОВЕНЬ базовый
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Марченко Наталия Анатольевна
учитель начальных классов,
I квалификационной категории,
стаж 30 лет
2016 г.
Пояснительная записка по предмету окружающий мир в 3 классе
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в 2016-2017 учебном году.
4. Основной образовательной программы начального общего образования, утверждённого приказом___ от 28 августа 2016г. ГБОУ ООШ № 36
5. Учебного плана на 2016-2017 учебный год. ГБОУ ООШ № 36
6. Положением о рабочей программе.
7. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС НОО, примерной программы Министерства образования и науки РФ, авторской программы А. А. Плешакова.
Общие цели и задачи учебного предмета
Предмет окружающий мир имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Цель предмета – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета окружающий мир отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год.
Учебно-методический комплекс
1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014.
2. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций /А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
3.Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
4. Тесты. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З.Д. Назарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
5. КИМ. Окружающий мир. 3 кл. /Сост. И. Ф. Яценко- 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
· овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
· проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
· представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
· доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
· целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
· представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
· представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
· внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
· мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
· интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
· готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
· личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
· эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
· понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
· представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
· представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
· соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
· установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
· сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
· планировать свои действия в течение урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
· контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
Обучающийся научится:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
· выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
· использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать объекты по различным признакам;
· осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
· моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
· проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
· признавать свои ошибки, озвучивать их;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
· готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
· составлять рассказ на заданную тему;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
· характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
· определятьтип справочной и научно-познавательной литературы;
· работать с планом местности и его видами, с масштабом;
· ориентироваться относительно сторон света;
· показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнаватьматерики и части света по силуэтам;
· перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
· перечислять правила ответственного туризма;
· перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
· определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
· приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
· характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
· характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
· показывать на карте водные объекты;
· характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
· характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
· характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
· приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
· перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
· различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
· характеризовать природные сообщества на примере леса;
· характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
· характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
· определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
· перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
· определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
· перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
· определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
· определять значение своего имени;
· характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
· характеризовать основные правила гигиены;
· характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
· оказывать себе и другим людям первую помощь;
· перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
· определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
· толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
· узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
· определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
· определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
· характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
· составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
3. Содержание программы (68 часов)
Тема 1. Как устроен мир (6 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?