ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И ВЕРМЯ ИХ РАСБРАСЫВАТЬ




ГЛАВА 1

”Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать….»

Ветхий Завет (Екклесиаст, 3)

«Всё будет хорошо… Обычно… Как правило… Теоретически… Практически… Логически… Дедуктивно… Индуктивно… По статистике… По теории больших чисел… По Фрейду… По Ницше… По Дарвину… ДА … По-любому...»

А это из моих конспектов.

На пути понимания, усвоения и применения САМОРЕГУЛЯЦИИ находится много «подводных камней». Мы не раз наткнёмся на «камни преткновения» в поисках философского камня. Но с помощью Ангела Хранителя, моих подсказок и бесчисленной литературы по данному вопросу, мы найдём «краеугольные камни», и таки выстроим фундамент и здание САМОРЕГУЛЯЦИИ, как методу психотерапии. И под лежачий камень вода течёт, конечно, с божьей помочью и с моими мольбами и вашими молитвами…

«Кирпичики» саморегуляции, при построении теории данного вида психотерапии, можно разделить на главные, важные и основные.… Итак, начинаем закладки первого камня…

Некоторые из моих пациентов, окрылённые успешной психотерапией, хотели бы научится саморегуляции самостоятельно. Берутся, но мотивации не хватает, это тяжёлый труд, всё равно, что закончить колледж или ещё одно высшее образование, а на это не каждый способен. Навыки усвоения чего-то нового, умение учиться новому у многих людей с возрастом притупляются, а то и вообще исчезают, потому учиться бесполезно и выйдет из этого только мука, как в басне Крылова. Вот почему частые попытки пациентов освоить саморегуляцию, оказываются сизифовым трудом, камень саморегуляции вкатить на гору знания практически не возможно. Это только с виду, со стороны саморегуляция кажется простой, изящной, легкой и эффективной, а капнуть вглубь, то и надорваться можно, вот почему швеи должны шить трусы, повара жарить котлеты, лётчики летать, а врачи лечить, потому что этому нужно учиться и желательно в нужное время и в нужном месте. Чем раньше закладываются знания, тем лучше. Но лучше позже, чем никогда, это для психотерапии не приемлемо. С возрастом тяжелее и чем ты старше, тем труднее, осваивать новое, вечное, доброе, светлое...

Первый камень. Его не надо хранить за пазухой или брать в руку. Это, конечно, медитация. Под медитацией мы понимаем такое особое, специальное состояние пациента, при котором он спокоен, расслаблен, сосредоточен и фокус его внимания (сознания) ни на что не отвлекается. Существует четыре режима функционирования нашего мозга – бета ритм, альфа ритм, тетта ритм: нас же интересует альфа ритм…

Это состояние называется релаксацией, медитацией. альфа-состоянием, просоночным, медитативным, гипнотическим трансом. Это тот фон, на котором следует проводить психотерапевтические техники и технологии. Любые психотерапевтические манипуляции без состояния транса, будут временными и малоэффективными.

Для успешного и гарантированного успеха нужен ТРАНС. Только при таком условии, стоит начинать процедуру, но если пациент в ажиотаже, нервничает, дёргается, то это не тот фон, на котором следует работать. Только состояние успокоения, сосредоточенности и расслабленности. концентрации внимания на том, что происходит. служит залогом успешного сеанса… Это состояние называется ТРАНС… Об этом хорошо сказано в моих конспектах по техникам и технологиям.

Второй камень, по очереди перечисления, но не по значению – это диссоциация. Вы задумывались когда-либо над магией зеркал. Я считаю, что магия зеркала не только в том, что оно делает левых правыми (лупа переворачивает всё вверх ногами, что также используется в психотерапии как инструмент), а значение зеркала в том, что мы видим себя, а это уже диссоциация (Ты да я. Да мы с тобой – сколько нас?) Диссоциация – это ещё одно особое состояние нашей психики. Наш мозг имеет свойство ассоциироваться и диссоциироваться, отождествляться и разотождествляться. Нет ни одной психотерапевтической техники, где бы мы не столкнулись с диссоциацией. Нет смысла перечислять подряд все техники, чтобы убедиться в выше сказанном.

Диссоциация бывает пространственной, но и временной. Техника «Кинотеатр» это пример пространственной диссоциации, как и «Картинная Галерея» и т.д. А когда мы проводит техники, в которых обращаемся в прошлое или будущее, то осуществляем детерминацию (прошлым, настоящим, будущим), а это временная диссоциация. Есть техники где присутствует пространственно-временной континуум, например техника «Пространственно временная диссоциация» и др…

Третий камень. Это не тот камень, который мы зажали в руке или засунули за пазуху, это камень, который стоит в фундаменте нашего здания. Как Земля стоит на трёх слонах, а они стоят на трёх китах, так и этот камень – один из этой троицы.

Мы созданы по образу и подобию Божию. Господь триедин – Отец, Сын и Святой Дух, (Родитель. Взрослый. Ребёнок), (Собака сверху, собака снизу, кутёнок посредине) и т.д. так и наш разум триедин – ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ и ПОВЕДЕНИЕ. Под поведением мы имеем в виду стереотипы, поведенческие импринты, действия, поступки, деятельность, которую мы осуществляем в реальном физическом мире. Это мы можем контролировать, управлять, измерять, взвешивать… Под пониманием мы имеем в виду то, что мы осознаём, можем объяснить, рассказать. Это идеи, схемы, парадигмы, мысли, всё то, что позволяет нам объяснить, рассказать, передать… Это очень важный камень. Но сейчас речь идёт о визуализации. Визуализация и есть наш третий камень.

Визуализация – это Представление. Мы ничего не можем сделать, если не имеет об этом представления. Чтобы понять важность представления, достаточно осознать, что понимание и представление позволяет нам управлять и контролировать наше поведение. В противном случае оно носило бы хаотический, не предсказуемый характер, например, беря кружку, мы могли бы заехать ею себе в ухо...

Мы имеем визуальное представление (у себя в голове) любых предметов, людей, явлений и т.д. Мы можем нарисовать, рассказать о визуальном образе. Но самым важным визуальным, зрительным образом для нас является «образ достижения», «образ себя здорового и счастливого». Любая ЦЕЛЬ, которую мы прорабатываем, должна быть зрительной, так как только такой диссоциированный и визуальный образ является для нас мотивацией для достижения желаемого результата.

Итак, Поведение, Представление и Понимание это наша Святая троица саморегуляции, это наши слоны и киты. Это даже не нужно доказывать, всё и так ясно как божий день…

Четвёртый камень. Когда мы смотрели фильм «Пятый элемент», то там оговариваются четыре краеугольных камня (ветер, вода, огонь, земля) и пятый элемент посредине. Восточная философия говорит о пяти элементах, добавляя металл и дерево. Но это не столь сейчас важно, но возможно их шесть, а скорее всего семь, т.к. в психотерапии рассматривается семь уровней общения, семь кругов ада, семь нейрологических уровней мышления и т.д. и т.п.

Итак, четвёртым по описанию, но не по значению, является камень, который мы назовём ЯКОРЬ. В психотерапии имеет место такое понятие как ЯКОРЬ или ТРИГГЕР. Я же предпочитаю говорить о сигнале.

Все мы знаем со школьной скамьи о первой и второй сигнальной системе. Наш великий соотечественник заменил физиологическое понятие СТИМУЛ на слово СИГНАЛ и получил за это звание академика и Нобелевскую премию. Это наш Иван Петрович Павлов. Как Библия для верующего, так и работы Павлова для психотерапевта.

Не существует ни одной техники, ни одной технологии, ни одного сеанса психотерапии, где бы (знает об этом психотерапевт или нет, не важно) не применялись якоря и триггера.

О якорях, триггерах можно многое сказать, сюда же относятся талисманы, ритуалы, определённого рода жесты, амулеты, обереги.. все они являются неотъемлемой частью магии, в том числе и психотерапии.

Сигнал – это «пусковой механизм», что это такое?

Существует великое множество таких «пусковых механизмов» - якоря, триггера, сигналы, стимулы – ключи, которыми мы пользуемся в обыденной жизни, например, постукиваем по дереву, скрещиваем пальцы и т.д. и т.п. каким образом используются эти «пусковые механизмы» для решения конкретных задач в личной жизни или бизнесе?

СИГНАЛ – есть «пусковой механизм» какой-либо физический акт, вид, звук, событие, иногда ощущение или состояние, которое вызывает, активизирует или стимулирует соответствующее действие, поступок, деятельность.

То есть «пусковой механизм» - это такой стимул-сигнал, когда мы можем поставить психологический знак равенства: А = Б, при возникновении специального стимула, автоматически появляется и соответствующая реакция. Так работает условный рефлекс.

Нас повсюду окружают зрительные, слуховые, тактильные стимулы-сигналы. В метафорическом смысле такие «кнопки-педальки» на которые давишь и получаешь то или иное поведение. Их иногда называют ТРИГГЕРЫ, на которые мы реагируем автоматически, бессознательно.

Рекламные агентства воздействуют на нас при помощи вербальных (словесных) и визуальных) якорей. Элементарная фраза может вызвать нужную для них реакцию, так воздействует на нас и МОДА. Мы «запрограммированы» как собаки И. П. Павлова, встаём, идём и голосуем за светлое, мудрое, вечное и капитализм уже не за горами, как того хотят правители.

В опытах И. П. Павлова, каждый раз, когда собака получала еду, звонил колокольчик, таким образом, после ряда ПОВТОРЕНИЙ (экспозиция), устанавливается ассоциативная связь между звонком и едой. Далее устанавливается слюноотделение у собаки на звонок. Это легко проверить и на себе самом выяснить, каким образом позитивные и положительные ЯКОРЯ могут «позвонить в колокольчик» и запустить ресурсную метапрограмму желаемого успеха. Полезно выяснить и ограничивающие нас «колокольчики», включение которых тормозят нашу творческую деятельность.

Стимулы, а вернее сказать – СИГНАЛЫ, т. е. ТРИГГЕРА (лат. Запускающие), бывают позитивными и негативными. Так, казалось бы безобидные слова. Лёгкие раздражители или «указующий перст» могут стать причиной ярости, гнева, стресса, напряжения и зарядить нас «взрывчаткой» детонирующей от всего чего угодно.

У нас бывают минуты радости и счастья, но, зачастую, значительная часть поступающей к нам ежедневной информации, носит негативный характер и заряжает нас отрицательными эмоциональными зарядами. Слова также могут являться «пусковыми кнопками», поэтому нужно осторожно манипулировать словами.

Пятый камень. Это определённого рода последовательности. Это этапы, периоды, технологически шаги, АЛГОРИТМЫ.

Название   I II III IV V   VШ
виды психотерапии Поведенческая (идеомоторика) Кинестетическая (чувства) Образное (метамодели)        
метамодели Наблюдение (I) Выявление (II) Присоединение Закрепление (III)   Ведение (IV)   Эксперимент (V) Моделирование // Модель
уровни общения Предметный Манипулятивный Масочный Игровой Согласительный Деловой Единомышленники
виды речи Громкая речь (я говорю) Внутренняя речь (про себя) Мысли Идея      
навыки              
как стать первым (лидером) лидерская звезда*              
звезда* счастья Любовь Понимание Открытость Справедливость Свобода    
как стать счастливым              
5 восточных элементов (стихий)              
фазы стресса Реакция тревоги Сопротивление Истощение Адаптация Нормализация    
этапы стресса Возбуждение Адаптация Восстановление Перестройка      
этапы усвоения информации Возбуждение Адаптация          
тотальное неприятие (процесс)              
тотальное приятие (процесс)              
    рост личности              
любовь              
сексуальность              
неврозы              
горе   9 дней 40 дней 0,5 года   1 год      
депрессия              
психокоррекция              
цель Осознание цели, стремление её достичь, прикидка возможных вариантов Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности Борьба мотивов и выбор, т.е. принятие одной из возможных альтернатив в качестве решения. Начало действия Осуществление принятого решения Получение задуманного результата    
программа Применение сознательного решения изменить мета-программу, продумывание деталей Тренируем новую программу в воображении. Визуализируем образ достижения. Далее интеграция Фрустрация. Борьба новой и старой программ. Синтез, анализ Двойственность поведения, как и подсознательного стереотипа Автоматическое и подсознательное поведение    
навык / умение Многократное и однообразное повторение/ Многократное, но разнообразное повторение Быстрое совершение кинестетического рефлекса/ Медленно по возрастающей совершенствуется аудиальная и визуальнаясенсорика Прекращение подкрепления кинестетики ведет к распаду навыка/ Визуальное видение сохраняется и служит способомдействия Кинестетический, динамический стереотип/ Визуально: верования, способности, стратегии Кинестетика бессознательна/ Визуализация осознанна и подконтрольна    
переформирование Что такое, что я хочу? Осознание нужного результата/ Рефлекс ориентации угасает, а его место занимает позатонический рефлекс. Неопределенность действия Новый неподкрепленный раздражитель начинает формировать цель/ Многократное повторение нового стимула. Выработка условно-рефлекторной временной связи Нейроконфликт, анализ, нараста-вегетатика ЭКГ/ Одновременно действуют два центра/ В результате интеграции – новое решение. Далее выбор одной из двух целей. Двойственность переходит в новую цель с однозначны вектором действия Складывается цель – как основа нового поведения/ Активизация новой цели, под действием мотивации предвосхищает результат Новый условный рефлекс. Генерализация на контексты/ Фиксация нового результата в виде фиксированной бессознательной установки    
навык Чаще кинестетическая моторика Многоразовое и однообразное повторение Техника деятельности – содержание Быстрое совершенствование Прекращение подкрепления ведет к распаду навыка Динамический стереотип автоматический Бессознательные, бесконтрольные привычки
умение Чаще визуальная идеомоторика, направленное воображение Разнообразное многократное повторение Методика деятельности – структура, форма Медленное, но бесконечное совершенствование Сохраняется как качество личности. Служит методом жизни Верования, убеждения, стратегии, тактики Осознанные и контролируемые умения
Столкновение с неизвестным, пугающим неожиданным, а также с утратой Гнев Отрицание Торговля Депрессия Приятие Женщины пытаются сделать себя лучше и совершеннее Мужчины занимаются саморазрушением из-за невыносимого чувства утраты
Эффективная коммуникация Калибровка (узнавание, состояние) Подстройка Ведение        
               
               
               
               
               

 

Если мы смотрели фильм «А, как же Боб» то помним как наш герой «детскими шагами» преодолевал свои фобии. Но, детскими шагами не надо идти назад или в бок, а только в определённой последовательности, иначе получится две шаги налево, две шаги направо, шаг вперёд и два назад, а это уже танец, а не психотерапия…

Нельзя сходить в туалет, потом подтереться и снять штаны… В природе за весной идет лето, но не осень. Земля вращается вокруг Солнца, а не вокруг Луны…

Если мы посмотрим на любую технику, то увидим там технологические шаги. Это алгоритм, шаги, та последовательность, которую желательно никогда не нарушать иначе окажемся описанными и обкаканными, т.к. надо вначале снимать штаны… Я думаю далее не нужно доказывать важность алгоритмов в психотерапии… Не надо вносить «отсебятину» не надо изображать из себя гениев, не надо кичиться, не нужно быть спесивыми (болезнь многих психологов, признающих только своё и категорически отвергающих всё остальное. Им можно сказать только одно: «Можно знать многое, но нельзя знать всего»), надо просто строго соблюдать технологические шаги, когда мы работаем с людьми. Это не то, что в случае брака можно выбросить. Соблюдение технологических шагов гарантирует нас от брака, т.к. главное в психотерапии – «Не навреди!». Это у врачей важен во время правильный уход от пациента, почему? Потому что не навреди!

Существует наука о совместимости и последовательности тех или иных лекарств, физиотерапевтических процедурах… Это всё мы понимаем, тоже самое и в психотерапии, несмотря на то, что мы работаем с душой человека, а не с его телом, хотя и при работе с телом надо выполнять определённого рода правила и законы, которые не нами созданы, а если кто против, то обращайтесь к Господу Богу, он создал так и не нам отменять законы и правила Вселенной…

Что, сложновато будет? Мне часто говорят: «А можно проще, меньше, совсем коротко…». Коротко только юбки на моделях смотрятся. Можно ещё короче, но не нужно… Я всем отвечаю, что это не книга, а конспект, т.е. краткое, простое, а вот буквальное описание будет примитивным, а кому это надо, вам или мне?

Шестой камень. Так как пациент к нам приходит после того как обошёл уже всех возможных врачей, гадалок, магов и колдунов, то мы уже имеем дело с ХРОНИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ. Чем же отличается больной от хронически больного?

У хронического больного в голове уже сформировался застойный очаг болезни, т.е. ДОМИНАНТА. А посему и потому, подход к лечению, т.е. стратегия, меняется диаметрально противоположно. Свойство доминанты уникальное, она подчиняет себе всю деятельность человека и действует до тех пор, пока не выполнит своё предназначение и призвание до конца… А какой конец у болезни?

Если вы смотрели фильм «Пятый элемент» то имеете представление о такой доминанте. Любые попытки её уничтожить, оборачиваются её укреплением. Вот почему любые потуги в лечении хронических больных оканчиваются лишь усилением и углублением симптомов. Доминанту болезни может победить только другая доминанта здоровья, но как только мы начинаем ей формировать, так по закону борьбы доминанты вступают в схватку и побеждает та, которая сильнее, т.е. доминанта болезни. Вот почему невозможно сформировать доминанту здоровья, её сразу же уничтожает доминанта болезни. Так что же делать, обкакаться и не жить?

А как вы думаете, зачем Бог дар людям дар – умение лгать, обманывать и хитрить? А вот как раз для подобного рода случаев… А вы думали, чтобы обманывать друг друга, папу с мамой, жену, друзей и товарищей? Это тоже можно делать, но, но, но главная задача дара лжи – это борьба с негативными и пагубными доминантами, которые формируются у нас в мозгу. Так устроена психика человека, все претензии не ко мне, а к Господу Богу.

Итак, мы учимся лгать ещё в детстве, и достигаем совершенства, постепенно изощряясь в данном роде искусстве. Вот оно-то и выручает нас, когда ничто, даже правда-матка, выручить уже не может.

Я так же советую пациентам посмотреть фильмы «Жизнь или что-то вроде этого» в нём героиня проходит пять этапов эмоционального смирения: отрицание – гнев – торг – депрессия – смирение. Неплохо предварительно посмотреть фильм «День сурка», а также «Пятый элемент».

У меня на странице САМОРЕГУЛЯЦИЯ в рубрике ВИДЕО есть папка «Психотерапевтические фильмы». Я постоянно туда добавляю фильмы, которые я использую в психотерапии. Настоятельно рекомендую туда заглядывать. Иногда…

Если прямо и буквально, непосредственно хотим уничтожить свой страх, то на самом деле обманываем только себя, а не страх. Мы только думаем, что справились со страхом, а на самом деле сделали из него хорошую, натренированную, вечную, можно сказать, привычку.

В последнее время возникло множество новых и модных разновидностей и направлений в психотерапии. С одной стороны – это хорошо, но, с другой стороны – плохо, потому что они начинают противоречить, в конце концов, друг другу, а потому всё дальше отходят от фундаментальных наследий академика и лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова, лауреата и академика Нобелевской премии Д. Н. Узнадзе, а также учения Анохина, Эриксона, Ухтомского, Выгодского и других титанов и создателей психотерапии. Обо всём этом нас и предупреждал в своё время Н. Н. Ланге.

 

  1 2
  1 2  
  1 2

 

 


Схема 1 Схема 2 Схема 3

 

  х.
    1 2
 
 

 

 


 

 

Схема 4 Схема 5 Схема 6

 

Схемой нарисованной выше можно воспользоваться, чтобы объяснить ФЕНОМЕН уменьшения навязчивого переживания, страдания и боли. Именно данная схема показывает тактику и стратегию работы с пагубной и негативной доминантой. Доминанту болезни нельзя победить, но её можно обмануть, а как?

Каждой мысли, чувству, ощущению, представлению соответственно в мозгу возникает «очаг» возбуждения. Упрощённо эти «очаги» обозначены красным и синим цветом. Овал схематично означает мозг. Внутри овалов, схематично изображено взаимодействие конкурирующих «очагов» возбуждения. Чем более выражена эмоция, переживание, ощущение, страх, тревога или боль, тем крупнее, чётче и интенсивнее соответствующий «очаг» возбуждения. «Очагов» возбуждения в мозгу великое множество, они взаимодействуют между собой разнообразными способами и влияют друг на друга., но главная доминанта, действующая в данный момент, всегда одна, мы за ценой не постоим..

Если переживания не имеют ничего общего в содержании и не выражаются в одинаковой деятельности в одних и тех же мышечных групп, например, то соответствующие им «очаги» не оказывают друг на друга влияния, между ними нет связи. Можно идти на лыжах и думать о весне, и, наоборот.

Если два «очага» соответствуют двум взаимоисключающим переживаниям, то они начинают конкурентную борьбу. Люблю – ненавижу, хочу – не желаю, здоровье – болезнь, секс – воздержание и т.д. (Схема 2).

Если же переживания, страдания, эмоции, ощущения касаются общего предмета, символа, образа, поведения, действия или деятельности, то между соответствующими им «очагами» возбуждения появляются функциональные взаимосвязи, и они начинают оказывать друг на друга взаимовлияние.

Относительно конкурирующих «очагов» возбуждения существует следующая закономерность в их взаимодействии: более сильный «очаг» подавляет слабый, и берёт его энергию себе. Так сливаются две капли ртути, большая, вбирает в себя малую и увеличивается. Например, есть два конкурирующих переживания: «Я боюсь умереть!», которое сопровождается сильным чувством (1) и другое переживание; «Стыдно бояться!», сопровождающиеся менее сильным чувством (2). То в результате попытки перестать бояться, СТРАХ, как более сильное чувство усиливается, а чувство СТЫДА теряет энергию, остаётся пустой ЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ (Схема3), таким образом, любая попытка подавить некое переживание, в основе которого лежит сильная эмоция, при помощи другого переживания с меньшей эмоцией, приводит к усилению переживания с большей эмоцией. В результате, все конкурирующие «очаги» теряют энергию, а «очаг» первичного переживания, как более сильный, становится ещё сильнее за счёт энергии конкурирующих «очагов» за счёт этого он и «живёт».

В основе любой НАВЯЗЧИВОСТИ, ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ, ФОБИИ, ТРЕВОГИ, СТРАХА лежит всегда более сильное чувство, чем в основе тех переживаний, с помощью которых мы пытаемся «отвлечься», «не думать». Таким образом, попытки ослабить ЗАВИСИМОСТЬ, НАВЯЗЧИВОСТЬ, ХРОНИКУ или ФОБИИ только усиливают ПАГУБНУЮ, НЕГАТИВНУЮ ДОМИНАНТУ, так как в её основе лежит относительно более сильный «очаг» застойного возбуждения, поэтому более слабые «очаги» отдают свою энергию сильному «очагу», усиливают его в конкурентной борьбе. Итак, мы усиливаем ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ДОМИНАНТУ и «изводим», истощаем всё, с чем сталкиваемся.

Психотерапевт просит пациента СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ на НАВЯЗЧИВОСТИ, СТРАХЕ, БОЛИ или НЕГАТИВНОЙ, ПАГУБНОЙ ПРОБЛЕМЕ - усилить её, обыграть и т.д. тем самым прекратить «борьбу» с ним, а значит, «перекрыть» приток энергии к «очагу» навязчивой зависимости, лежащей в основе хронического невроза. В Библии об этом сказано так: «Если тебе плохо, пожелай, чтобы было ещё хуже!». Теперь этот «очаг» перестаёт истощать энергию других «очагов», связанных общим символом, образом, желаниями и т.д. другие «очаги» начинают накапливать энергию, которая раньше «отсасывалась» более сильными. Это, во-первых, смотрим (Схему 4). Во-вторых, просьба психотерапевта сознательный фокус внимания на навязчивости, способствует дальнейшему истощению энергии сильного «очага», лежащего в основе невроза. Таким образом, сосредоточенный фокус внимания нашего РАЗУМА на проблеме, влияет на неё, уменьшая её значение, актуальность или меняет наше отношение и позицию, В результате этого, невротический «очаг», который «жил за чужой счёт» быстро начинает истощаться, когда пациент пытается его «эксплуатировать» (Схема5). Например, делая его сигналом обратной связи, усиливая его и т.д. Когда же в результате данного ПРОЦЕССА «очаг» невроза становится слабее других ресурсных и позитивных «очагов», то в силу тех же законов конкурирующих «очагов» возбуждения, он как более слабый отдаёт свою энергию более сильному объединённому «очагу» здоровья» энергию усиливая образ молодости и здоровья (Схема 6)

После такого ПОНИМАНИЯ процессов, происходящих в КГМ, мы стараемся удерживать всякое непривычное переживание в фокусе своего внимания, то есть предлагается парадоксальное: «Думай о плохом, но сознательно, целенаправленно с позиции «наблюдателя» и анализируй это», о хорошем будем думать, когда выздоровеешь, когда тебе станет действительно хорошо. Наша задача УТОМИТЬ связанные с болезненным переживанием «очаги» возбуждения в КГМ, истощить их, измучить себя сегодня, чтобы «очаги» возбуждения в КГМ, истощить их, измучить себя сегодня, чтобы прекратить мучения завтра!.

Так как навязчивые переживания ассоциативно связаны с множеством явлений среды и различными индифферентными представлениями, то психотерапевт просит специально в психотехнологии спровоцировать проявление навязчивости, ставя в своём представляемом воображении в те условия, которые провоцируют невроз. Говорим: «Вспомни, постарайтесь воспроизвести и ухудшить своё состояние, усилить навязчивую зависимость. Делайте то, чего боитесь. Чем хуже вам станет здесь и теперь, тем лучше вы станете чувствовать потом». После такого ПОНИМАНИЯ процессов, происходящих в КГМ, мы стараемся удерживать всякое непривычное переживание в фокусе своего внимания, то есть предлагается парадоксальное: «Думая о плохом, но сознательно, целенаправленно с позиции «наблюдателя», анализируй это и желай, как это ни странно, худшего, о хорошем будем думать, когда выздоровеем.

Седьмой камень. Как работает фокус нашего внимания?

Мы живём в мире (как я это называю) ЗАЗЕРКАЛЬЯ. В мире, где фальшь, обман, воровство, подлость, лицемерие, предательство процветают и подняты капиталистической идеологией до уровня добра и добродетели. Меркантильность, ложные ценности, двойная мораль управляют людьми, а честность, порядочность, доброта высмеиваются лицемерами и вменяются в вину..

Но, выбор всегда за нами. Выбор и принятие решения всегда остаётся за каждым из нас. те люди, которые ради тщеславия, эгоизма, стяжательства, гордыни, спеси, воровства, ради меркантильной наживы идут на ВСЁ, свой выбор уже сделали, а мы делаем свой выбор, мы пойдём совсем иным, своим путём.

Итак, поговорим о внимании, точнее, о фокусе нашего внимания… В диссоциированных техниках, когда мы представляем себя сидящими в зале кинотеатра и наблюдающего за собой на сцене, а то ещё и находящегося в будке кинооператора – всё это «точки зрения», всё это позиции.. А кто нас переключает из одной позиции наблюдения к другой? Фокус внимания…

Рассмотрим работу нашего внимания на примере образа лимона. Располагаемся удобно. Глаза закрыты. Мысленно представляем себе спелый, сочный лимон. Берём его в руку, ощущаем шероховатый на ощупь, пористый и упругий объем. Представляем цвет, запах, блики света. Подносим к лицу, вдыхаем аромат. Вспоминаем, какая у него прохладная, влажная, нежная, сочная мякоть.

А теперь мысленно широко открываем рот и откусываем большой кусок, и, начинаем есть лимон, холодный, кислый, душистый сок растекается по всему рту. Проглатываем кусок и кусаем новый…

Теперь посмотрим, как организм реагирует на наш воображаемый ОБРАЗ лимона, на котором мы сосредоточили фокус нашего внимания. Слюна во рту появилась? Да! Мы просто ПРЕДСТАВИЛИ, что едим лимон и всё; остальную работу сделал организм. Главное, образ лимона в сознании, а механизм реализации и действия автоматически и неосознанно активизирует нужные ответные реакции..

На примере образа лимона мы можем понять, как действует психотерапия – работа с образами, фокусом внимания и воображением – это её механизмы, которые лежат в основе психокоррекции. Тюнинг мозга осуществляется целенаправленным и сознательным обращением нашего фокуса внимания в нужном направлении. Это только один из «ключей», это ещё один из наших «кирпичей», которые нам нужны для работы над собой.

Принцип работы мозга у взрослых людей примерно одинаков, т.е. наш мозг работает через посредников, роль которых выполняет ОБРАЗ, СЛОВО, ДЕЙСТВИЕ., т.е. поведение, понимание, представление. Однако, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать и раз отрезать. Слово ЗДОРОВЬЕ, УСПЕХ и СЧАСТЬЕ – это есть те посредники, через которые нам надо иметь то, что называется здоровьем, успехом и счастьем. Словами хорошо манипулирует сознание, но наше тело абстрактных слов не понимает. Слово «Здоровье», «Успех» и «Счастье» для нашего тела сплошная АБРАКАДАБРА. Вот почему нам нужен визуальный ОБРАЗ, слова относятся ко второй сигнальной системе, а наше тело работает в первой сигнальной системе, что делать, как быть?

Всё просто, как и гениальное. Мы должны зрительно, т.е. визуально представить, а потому и почувствовать, как это было у нас с образом лимона. Мы должны создать в воображении зрительное представление образа здоровья. Таким образом, мы осознанно и целенаправленно сможем контролировать и управлять функциями организма: сознание даёт организму задачу в виде образа достижения, а тело начинает чувствовать и выполнять поставленную перед ним задачу.

Когда мы приступаем к работе и ставим ясную, чёткую, реальную, конкретную задачу, то организм сразу же бессознательно и автоматически начинает её воплощать в реальной жизни.

Когда мы работали с образом лимона, то о слюне и не думали, реакция на слюноотделение мы получили совершенно автоматически и бессознательно, реакция получилась сама собой: организм отозвался на предъявленный ему образ. Этим мы и пользуемся, когда проводим технологию «Картинная галерея», «7-ь хрустальных шаров» и пр. А вывод такой – мысль и образ могут воплощаться в нашем теле. Значит с помощью ОБРАЗА (представление) и СЛОВА либо МЫСЛИ (понимание) мы берём под свой контроль и управление нашим организмом в свои руки, подчиняя поступки, действия и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бытие).

Восьмой камень. Обратная связь.

Природа вмонтировала в нас механизм саморегуляции, который в основном основан на системе «обратной связи». Механизм творчества, принятия решения и реализации действует по схеме наведения «баллистических ракет». Закладываются координаты цели и того места, откуда стартует ракета. Система наведения основана на обратной связи». С помощью «обратной связи» постоянно идёт сравнение между тем, что ЕСТЬ и тем, что должно БЫТЬ – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, оценивается, обрабатывается и подаётся на систему реализации и управления.

По такой же схеме работает и психика человека. Сигнал «ошибки» с отрицательным знаком означает, что организм реализации должен произвести перегруппировку, коррекцию, т.е. изменить ориентацию. Таким образом мы различаем негативную и позитивную информацию. Любая негативная информация в «разумных пределах» обычно для человека является средством предупреждения, чтобы он задумался о происходящем.

В случае же СТРЕССА, когда появляется излишек негативной информации, в механизмах «принятия решения» и «механизмах реализации» может возникнуть «тормозная реакция» возникает ПРОБЛЕМА (короткое замыкание, вылетают пробки), если проблему не решать. То возникает внешний или внутренний КОНФЛИКТ, который поддерживается чрезмерным эмоциональным напряжением. Человек подобно «торпеде» идёт «кругами»!

Таким образом, чрезмерная негативная информация, перенапряжение – включает сильнейшую негативную, отрицательную обратную связь и тем самым «блокирует» механизмы принятия решения и реализации. Поэтому волнения, озабоченность, тревога, депре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: