Экзамен по разделу «Инструментальное исполнительство»
Курс 2 семестр
В результате изучения данного раздела и овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения раздела должен:
иметь практический опыт:
- исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, жанра на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;
уметь:
- исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара, передавая эмоциональный строй и стилевые особенности произведения;
- владеть культурой фортепианного исполнительства;
- исполнять песню дошкольного или школьного репертуара.
знать:
-основы фортепианного исполнительства:
-различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
- средства художественного исполнения инструментальных произведений;
-педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;
- жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки;
Учитывая, что студент по базовой подготовке уже на третьем курсе выходит на педагогическую практику, то предлагается на экзамен выносить произведение для слушания на музыкальных занятиях в ЦДТ и разучивание песни.
Примерная программа экзамена:
1 вариант
1. Д.Кабалевский «Клоуны»
2. Г.Баянова «Бабушка»
2 вариант
1. Р. Газизов «Марш»
2. Л.Бетховен «Сурок»
3 вариант
1. Р. Сальманов «Вальс»
2. Л.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку»
4 вариант
1. Х. Заимов «Вальс»
2. Г.Струве «Великий музыкант»
5 вариант
1. В-А. Моцарт «Менуэт»
2. М.Валеев «Кубэлэк»
Критерии оценивания выполнения заданий
«5» - Безупречное исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике
«4» - Хорошее исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте.
«3» - Хорошее исполнение произведений и инструктивного материала с некоторыми техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями
«2» - Исполнение произведений и инструктивного материала с большими техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями с отсутствием понимания стиля и художественного образа, владения основными приемами исполнительской техники
Рекомендуемая литература для выбора репертуара
Основные источники:
1. Album Nouveau des Maitres Modernes (сборник вокальных и инструментальных произведений русских и зарубежных композиторов) [Ноты] -:, 2016. - 253 с.: ЭБС znanium.com.
2. Адажио: сборник ансамблей, этюдов, пьес для ф-но: 4 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/сост. и общая редакция С.А.Барсуковой – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Аллегро: сборник ансамблей, этюдов, пьес для ф-но: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/сост. и общая редакция С.А.Барсуковой – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 57, [2]с. - (Учебные пособия для ДМШ).
4. Аллегро: хрестоматия для ф-но: 2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/сост. и общая редакция С.А.Барсуковой – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 82, [2]с. - (Учебные пособия для ДМШ).
5. Аллегро: хрестоматия для ф-но: 3 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/сост. и общая редакция С.А.Барсуковой – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 84, [2]с. - (Учебные пособия для ДМШ).
6. Аренский, А. - Собрание романсов [Ноты] -:, 2016. - 66 с.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znanium.com/
7. Бах, И.C. - Klavier-Konzert D-moll mit Begleitung eines zweiten Klaviers [Ноты]: Архивная лит-ра XIX в. -:, 2016. - 38 с.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znanium.com/
8. Бернанд, М. - 125 русских народных песен, аранжированных для одного фортепиано [Ноты] -:, 2016. - 84 с.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znanium.com/.
9. Моцарт, В.А. - Сонаты [Ноты] -:, 2016. - 118 с.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znanium.com/.
10. Николаев А. Школа игры на фортепиано. Музыка 2015. 199 стр.
11. Новая школа игры на фортепиано /авт.-сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова. Изд. 3-е –Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 2011. – 206, [1] c.- (Хрестоматия педагогического репертуара).
12. Питерсон О.Джазовые этюды и пьесы.СПб:Композитор, 2011.
13. Сборник пьес для ф-но: «Лучшее - из хорошего»: 115 новых пьес: 1 и 2 классы ДМШ: учебно-методическое пособие /сост.Б.А.Поливода, В.Е.Сластененко. – Изд. 2-е, перераб.- Ростов н/Д: Феникс,2012.- 108с. – (учебные пособия для ДМШ).
14. Смирнова Н. Л. Хрестоматия для фортепиано. Младшие классы ДМШ Издательство: Феникс, 2011 г., 48 стр.
15. Сорокин К.Золотая лира.Хрестоматия популярных произведений для ф-но.М.:Кифара,2011.;
16. Юному музыканту-пианисту. Ансамбли для фортепиано. 4-5 классы. Хрестоматия педагогического репертуара. Издательство: Феникс, 2011 г.80 стр.
Дополнительные источники:
1. Бах. И.С. Инвенции: двухголосные и трехголосные для фортепиано. - М.:
Музыка, 2006. - 93с.
2. В.А.Моцарт.Пьесы.М.:Музыка,1991.;
3. Володин И.Кафе блюз.СПб.:Композитор,2010.;
4. Гаммы и арпеджио для фортепиано: в 2ч. - М.: Музыка, 2006. - 40с.
5. К.Черни.Избранны этюды.М.:Музыка,1980.;
6. Кузнецов Е. О развитие чтения с листа. – М., - 1982.
7. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. – (Любимые мелодии).
8. Леденев, Р.С. Альбом фортепианных пьес/Р.С.Леденев. - М.: Владос, 2003. - 111с. 6.Малинковская, А.
9. Лемуан А.избранные этюды для фортепиано.СПб.:Композитор,1992.;
10. Мордасов, Н.В. Сборник джазовых пьес для фортепиано: для средних классов музыкальных школ/Н.В.Мордасов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 53с
11. Музыкальная коллекция. Сборник пьес для фортепиано. Для учащихся 2-3 классов ДМШ Издательство: Феникс, 2008 г. 72 стр.
12. Муравлев, А.А. Фортепианная музыка для детей/А.А.Муравлев. - М.: Владос, 2003. - 95с.
13. Новая школа игры на фортепиано: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 206с.
14. Поливода, Б.А. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес/Б.А.Поливода. - Ростов-на-Дону, 2006. - 136с.
15. Пузикова Л.Б. Музыка дождя: эстрадно-джазовые композиции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
16. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 61с.
17. Работа с детским хором: Сб. статей/Сост. В. Г. Соколов. — М., 1981.
18. Рафалович Е. Транспонирование в классе фортепиано. – Л., 1963.
19. Хрестоматия для фортепиано. Детская музыкальная школа. 1 класс Издательство: Музыка, 2010 г. 96 стр.
20. Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы. Детская музыкальная школа. Средние классы. Издательство: Музыка, 2009 г. 64 стр.
Интернет – ресурсы:
1. https://www.gnesin.ru /musiquarium/index.html
2. Виртуальная галерея известных музыкантов
3. Исполнители-солисты https://veselago.narod.ru/sofronitsky_1.html
4. Исполнители-солисты https://www.sviatoslavrichter.ru/
5. Исполнители-солисты www.forum/classika.ru
6. Музыкальная классика, аудио архив https://classic.chubrik.ru