Физиология памяти, сна, мотиваций и эмоций
Физ-я психонервной памяти, её роль. Класс-я и хар-ка видов психонервной памяти.
Психонервная память - ф-я мозга фиксировать, хранить и воспроизводить информацию о взаимодействиях между явлениями. ф-ии памяти: прогнозирование предстоящих событий, поиск оптимального решения проблемы, планирование действий на основе преднамеренного избегания ошибок, формирование интеллектуального потенциала личности и общества, научно-технический прогресс.
класс-я памяти:
-по скорости формирования: сверхбыстрая (мгновенная), кратковременная, долговременная.
-по длительности проявления: иконическая (сенсорная) - до 250мс, краткосрочная (оперативная) - мин., часы, долгосрочная - месяцы, годы.
-по форме проявления: чувственно-образная (на базе 1й сигнальной системы), логически-смысловая (на базе 2й сигн. сис-мы).
Стадии формирования психонервной памяти. Теории формирования сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти.
Стадии: фиксация следов возбуждения (энграммы), консолидация следов возбуждения (хранение), воспроизведение (извлечение из памяти) инфо.
теории формирования памяти: 1) сенсорная - посттетаническая потенциация синаптических мембран, 2) краткосрочная - реверберация возбуждения по нейронным цепям. 3) долгосрочная: реверберация возбуждения, нейроглиальная, мембранно-синаптическая (аксо-шипиковые контакты), нейропептидная (синтез информ. макромолекул), генетическая (активация генома клеток), иммунологическая (инфо. хранится за счет синтеза белков-антигенов).
Факторы, обуславливающие формирования долгосрочной памяти. Физиологическая роль забывания. Функц. хар-ка антероградной и ретроградной амнезии.
Факторы способствующие формированию психонервной памяти: здоровый мозг (кровоснабжение), эффективный уровень сознания, мотивация (формирование доминанты), эмоциональная окраска информации, концентрация внимания, осмысление инфо., практика.
Роль забывания: развитие угасающего рефлекса, препятствие избыточного кол-ва информации, профилактика психосоматических заболеваний и депрессий.
- антероградная амнезия - пробел в памяти, охватывающий период болезненного состояния мозга, тогда как события прошлого помнятся в деталях. Нарушен процесс перевода информации в долгосрочную память (повреждение гиппокампа).
- ретроградная амнезия - пробел в памяти, охватывающий период, предшествующий наступлению болезни, тогда как способность к приобретению новых навыков сохранена.
Физ-я сна. Физиологическая роль сна. Фазы физиологического сна, их ЭЭГ хар-ка.
Сон - физиологическое состояние, характеризующееся потерей активных психических связей с окружающей средой.
роль сна: приспособление организме к естественным циклам среды обитания, восстановление психических затрат, фильтрация, отбор и упорядочение инфо. о событиях истекшего периода бодрствования. Фазы сна: ортодоксальный (медленноволновый) сон - дельта-ритм, парадоксальный (быстроволновый) сон - бета-ритм.
Теории механизмов физиологического сна. Нейрофизиологические основы наркотического сна.
энергетическая(восстановление энергии), токсическая (накопление гиппотоксинов), информационная (упорядочение инфо), химическая (пептид дельта-сна), теория центра сна (передний отдел гипоталамуса), кортикальная теория (разлитое поражение коры), корково-подкорковые (Анохин) -снижение активности ретикул. формации ср. мозга, иммунная.
Основы нарк. сна: фармакологическая блокада синапсов ретикулярной формации ствола мозга, фарм. блокада корковых нейронов.
Определение понятия о мотивациях, их значение. Класс-я и функц. хар-ка различных видов мотиваций.
Мотивация - субъективное отражение мозгом актуальной потребности организма.
Физ. роль мотиваций: формирование побуждений к удовлетворению возникшей потребности.
класс-я: по характеру - био., соц., личностные; по происхождению факторов: эндогенные (гомоестатические, гормональные), экзогенные; по соотношению с сознанием: неосознанные и осознанные.
7. Нейрофиз. мех-мы формирования доминирующей мотивации, роль св-в и принципов координированной деятельности н.ц. в формировании биологических мотиваций.???????????????????
Определение понятия об эмоциях, их значение в жизнедеят-ти человека. Класс-я эмоций, хар-ка видов эмоций.
Эмоция - средство психической субъективной оценки окружающего мира, величины потребности организма и степени её удовлетворения.
Роль эмоций: сигнальное (санкция), регуляторное (регуляция психических норм поведения), средство общения, формирование долгосрочной памяти, формирования уровня здоровья и темпов выздоровления.
Класс-я эмоций: 1) по уровню организации: нисшие (удовлетворение био. мотиваций) и высшие (соц. и личн.), 2) по форме активности: стенические и астенические, 3) по био. качеству: положит. и отриц.