Государственное бюджетное образовательное учреждение
Г. Севастополя
«Общеобразовательная школа №36 начального и основного общего образования»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей /________/ Попова Л.Ф. Протокол №______ от «___» _______2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР /______/ Ковалевская Е.С. «___» ___________2016 г. | Утверждаю Директор школы /_________/ Ткаченко З.М. Приказ №______ от «___» _________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Волшебный мир книги»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Марченко Наталия Анатольевна
учитель начальных классов,
I квалификационной категории,
стаж 30 лет
2016 г.
1. Пояснительная записка по курсу «Волшебный мир книги» в 3 классе
Нормативно-правовые документы
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книги» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. А. Марченко «Волшебный мир книги»в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013 г.).
2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-233 с.
Общие цели и задачи учебного курса
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
1.3. Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год на внеурочную деятельность в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате освоении программы кружка «Волшебный мир книги» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
· Осознавать значимость чтения для личного развития;
· Формировать потребность в систематическом чтении;
· Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
· Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
· Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
· Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
· Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
· Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
· Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
· Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
· Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
· Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
· Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
· Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
· Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
· Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
· Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
· Пользоваться аппаратом книги;
· Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
· Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание курса по внеурочной деятельности «Волшебный мир книги»
(34 часа)
Содержание программы внеурочной деятельности «Волшебный мир книги» создает возможность для:
- воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
- ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
- в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.