Обладают высоким сопротивлением изнашиванию, для чего вводят легирующие добавки или применяют специальные методы обработки в зависимости от условий эксплуатации.
Шарикоподшипниковые стали по составу и структуре относят к классу инструментальных. Содержание углерода в них - около 1 %. Для увеличения прокаливаемости в состав стали вводят легирующие элементы (Cr, Si, Mn), содержание которых зависит от размеров деталей. Например, сталь марки ШХ6 применяют для деталей с максимальным размером до 10 мм, а ШХ15ГС — свыше 30 мм, крупногабаритные детали изготовляют из стали 20Х2Н44. Для подшипников, работающих в агрессивных средах, применяют коррозионностойкую высокоуглеродистую сталь 95X18.
Высокомарганцовистая сталь марки Г13Л применяется для деталей, эксплуатируемых при воздействии ударных нагрузок, вызывающих их поверхностный наклеп (дробильно-размольного оборудования, деталей экскаваторов, гусеничных тракторов).
Графитизированная сталь применяется для изготовления деталей, эксплуатируемых в условиях трения, скольжения. Эту сталь получают из высокоуглеродистой стали (1,5—2 % С) с повышенным содержанием кремния, который способствует графитизации.
Структура графитизированной стали – ферритно-цементитная смесь и графит. Графит играет роль смазочного материала, предотвращающего схватывание контактирующих поверхностей.
8. Коррозионностойкие стали.
К коррозионностойким относят металлические материалы, не разрушающиеся под воздействием коррозионных сред. Коррозионностойкие стали подразделяют на два основных класса: хромистые и хромоникелевые.
Хромистые стали обладают высокой коррозионной стойкостью, которая повышается после термической обработки и придания высокой чистоты поверхности изделий (шлифованием, полированием).
Стали марки 3Х13, 4X13 используют для изготовления хирургических инструментов; Х17, Х25Т — оборудования химических заводов; Х25Т, Х28 — деталей, эксплуатируемых в высокоагрессивных средах.
Хромоникелевые стали, легированные хромом и никелем (или марганцем), обладают более высокой устойчивостью к коррозии по сравнению с хромистыми.
Стали этого класса (18% Сг, 9-10% Si) технологичны при обработке давлением, хорошо свариваются, однако имеют низкие показатели литейных свойств и обрабатываемости резанием.
При нарушении режимов термической обработки,атакже при эксплуатации деталей при повышенных температурах (400-8000 С) коррозионная стойкость хромоникелевых сталей резко снижается. Для устранения этого недостатка стали дополнительно легируют титаном и ниобием (стали 04Х18Н10, 08Х18НЮ) и применяют в авиа-, судо-, машиностроении.
Жаростойкие (окалиностойкие) стали.
Сопротивляются окислению (образованию окалины) при высокой температуре. Свойство жаростойкости стали придает хром. Для повышения жаростойкости хромистых сталей в них вводят алюминий и кремний.
Наиболее распространены жаростойкие стали, содержащие:
- хром и никель (сильхромы);
- хром и алюминий (хромали);
- хром, кремний и алюминий (сильхромали).
Типичные представители жаростойких сталей – 40Х9С2, 10Х13СЮ, 12Х18Н9Т, Х8СМ, Х8С2М. Из этих сталей изготовляют, например, клапаны двигателей внутреннего сгорания.
Жаропрочные стали
Сохраняют или мало снижают механические свойства и обеспечивают эксплуатацию изделий при температурах свыше 500°С.
Для изготовления изделий, эксплуатируемых при температурах 350-400 0С применяют стали 15, 20, 25, 30, 40 и 45; для деталей с рабочей температурой среды 500-580 0С - низкоуглеродистые стали, легированные кобальтом, молибденом и ванадием (16М, 25ХМ, 12Х1МФ).
Нагруженные детали установок с температурой рабочей среды 450-470 0С изготовляют из хромистых сталей. Для повышения эксплуатационных характеристик стали дополнительно легируют ванадием, вольфрамом, молибденом, ниобием и титаном. Эти элементы, образуя карбиды, увеличивают жаропрочность стали. Легирование бором, цирконием, церием, а также азотирование способствует дополнительному увеличению ее жаропрочности. Для достижения оптимальной жаропрочности высокохромистые стали 15Х11МФ и
1ХКВНМФ закаливают в масле при 1000- 1060°С и отпускают при 700-740 0С. Еще более высокой жаропрочностью обладают аустенитные стали 4ХН14В2М и 4Х15Н7Г7Ф2МС, применяемые для изготовления клапанов авиационных двигателей.
Задания.
1.Кратко законспектируйте классификацию, структуру и области применения сталей и сплавов с особыми свойствами.
2.Ответьте на вопросы:
-Какие металлические материалы относятся к коррозионностойким?
-На какие два основных класса их подразделяют?
3. Вставте пропущенные слова Для улучшения физических, химических, механических и технологических свойств стали __________, т. е. вводят в состав _______________ элементы (______, никель, молибден и др.).