РЕФЕРАТ
на тему: Золотой век в русской литературе.
Выполнила студентка
Психолого-социального факультета
3-го курса группы 7.3.02
Топчиева Екатерина Георгиевна
Преподаватель – к.э.н., доцент
Густырь Наталья Николаевна
Москва, 2017
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. 3
1.1 Литература начала века. 3
Глава 2. 5
2.1 Пушкин. 5
2.2 Лермонтов. 7
2.3 Гоголь. 8
2.4 Белинский. 9
2.5 Герцен. 10
2.6 Салтыков-Щедрин. 13
2.7 Островский. 14
2.8 Тургенев. 15
2.9 Гончаров. 15
2.10 Достоевский. 16
2.11 Толстой. 17
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
Введение
Трудныижестокибылиусловия,вкоторыхразвиваласьпередоваярусскаялитература.Крепостническийстройнакладывалсвойотпечатокнавсеобластирусскойжизни.Встранецарилтяжелыйполитическийгнет.Царскаяцензурабеспощадноподавляласвободноеслово.Величайшиедеятелирусскойлитературыподвергалисьпреследованиям,многиеизнихкончилисвоюжизньтрагически.Рылеевбылповешенцарскимипалачами.НакаторгуотправленОдоевский,сосланвСибирьБестужев.ГениальныйПушкинпровелсвоюмолодостьвссылке,авпоследствиибылзатравленпридворнойкамарильейиубитвсамомрасцветесил.ЛермонтовавыслалинаКавказ.Полежаеваотдаливсолдаты.Царскоеправительствоидворянско-монархическаяклика,стоявшиеувласти,быливрагами,злобнымигонителямипередовойлитературы.ТемнеменеерусскаялитературадостиглавXIXв.изумительнояркогорасцветаизанялаодноизпервыхмествЕвропе.
Крепостническийрежимвызывалнедовольствоширокихкрестьянскихмасс.ВтечениевсегоXIXв.вРоссиизреламогучаядемократическаяреволюция.Лучшиепроизведениярусскойлитературыиискусствавозниклинагребнеэтогодемократическогоподъема;внихкосвенно,аиногдаипрямоотразилосьнедовольствонародныхмасс,ихвозмущениекрепостнымгнетом.Литератураигралаогромнуюрольвразвитиипередовыхидей,былатойсферой,вкоторойособенносильноиэнергичносмоглапроявитьсебяпередоваямысль.«Ународа,лишенногообщественнойсвободы,литература—единственнаятрибуна,свысотыкоторойонзаставляетуслышатькриксвоеговозмущенияисвоейсовести»,—писалГерцен.
Русскиехудожникинебылиотделеныоттого,чтопроисходилозарубежом.ОниоткликалисьнаобщественныесобытияЗападнойЕвропы,усваивалипередовыедостиженияискусстваилитературы.Необычайнаяинтенсивностьибыстрыйрострусскойкультурыпривеликтому,чтотечения,развивавшиесявлитературеиискусствеЗападнойЕвропынапротяжениинесколькихстолетий,существоваливРоссииодновременно,переплетаясьдругсдругом.Классицизм,нашедшийсовершенноевыражениевразличныхсферахрусскогоискусства,развивалсяпараллельносромантическимнаправлением,ивместестемужев20-егодывРоссииопределялисьчертыреализма,которыйсталведущимтечениемлитературыXIXстолетия.
Глава1
Литератураначалавека
Отечественнаявойна1812г.исвязанныйснейпатриотическийподъемдалимощныйтолчокразвитиюрусскойнациональнойкультуры.НаиболееобразованнымсословиемвРоссиибылотогдадворянство.Большинстводеятелейкультурыэтойпоры—выходцы113дворянилилюди,такилииначесвязанныесдворянскойкультурой.
Идейнаяборьбавлитературевначалевекашламеждугруппой«Беседа»,объединившейконсервативных,охранительнонастроенныхдворян,ипрогрессивнымилитераторами,входившимивкружок«Арзамас».Вначале20-хгодовбольшуюрольвлитературеигралипоэтыиписатели,связанныесдекабристскимдвижениемилиидейноблизкиеему.Ониивелиборьбупротивмонархически-охранительноголагеря.Послеразгромавосстаниядекабристов,вэпохуглухойреакции,ПушкинотстаивалпрогрессивныепринципырусскойлитературывборьбепротивБулгаринаиГреча,нападавшихнапрогрессивнуюлитературувсвоихорганах—газете«Севернаяпчела»ижурнале«Сынотечества».БулгаринбылблизоккIIIотделению.ВместесГречемонявлялсяпрямымагентомправительства.
КрупнейшийпрозаикконцаXVIII—началаXIXв.,писательиисториографНиколайМихайловичКарамзин(1766—1826)вмолодостибылнечуждлиберализмуЕго«Письмарусскогопутешественника»сыграливажнуюрольвознакомлениичитателейсзападноевропейскойжизньюикультурой.Самаяизвестнаяизегоповестей—«БеднаяЛиза»(1792г.)рассказываеттрогательнуюисториюлюбвидворянинаикрестьянки.«Икрестьянкичувствоватьумеют»,—этазаключеннаявповестисентенция,несмотрянаееумеренность,свидетельствовалаогуманномнаправлениивзглядовееавтора.ВначалеXIXв.Карамзинстановитсяконсерватором.Новыевоззренияписателяотразилисьвеготруде«ИсториягосударстваРоссийского».
ПроизведенияВасилияАндреевичаЖуковского(1783—1852)составиливажныйэтапвразвитиирусскойлирики—этапромантический.ЖуковскийпережилглубокоеразочарованиеПросвещениемXVIIIв.,иэторазочарованиеобратилоегомысльксредневековью.Какистинныйромантик,Жуковскийсчиталблагажизнипреходящимиивиделсчастьелишьвпогружениивовнутренниймирчеловека.Гениальныйпереводчик,Жуковскийоткрылрусскомучитателюзападноевропейскуюромантическуюпоэзию.ОсобеннозамечательныегопереводыизШиллераианглийскихромантиков.
ВотличиеотромантизмаЖуковскоголирикаК.Н.Батюшкова(1787—1855)носилаземной,чувственныйхарактер,былапроникнутасветлымвзглядомнамир,гармоничнаиграциозна.
ИванАндреевичКрылов(1769—1844)началсвойлитературныйпутькакжурналистидраматурградикально-просветительногонаправления.Однакоглавнойегозаслугойявляетсясозданиеклассическойрусскойбасни.Крыловчастобралсюжетысвоихбасенудругихбаснописцев,преждевсегоуЛафонтена.Ноприэтомонвсегдаоставалсяглубоконациональнымпоэтом,отражавшимвсвоихбасняхособенностирусскогонациональногохарактераиума.Крыловвыступаетпротивпривилегийдворянстваипроизволасильных,издеваетсянадчиновниками,судитперсонажейсвоихбасенсточкизрениянарода.Жанрбасниондовелдовысокойестественностиипростоты.
Многолитераторовипоэтовбылосредидекабристов.Гражданскиемотивыклассицизма,обращениекгероическимобразамКатонаиБрутапереплеталисьунихсмотивамиромантическими,интересомкнациональнойстарине,квольнолюбивымтрадициямНовгородаиПскова.СамымкрупнымпоэтомсредидекабристовбылКондратийФедоровичРылеев(1795—1826).Автортираноборческихстихотворений,таких,как«Гражданин»и«Квременщику»,оннаписалтакжесериюпатриотических«Дум».ПодвлияниемПушкинаРылеевсоздалромантическуюпоэму«Войнаровский»,вкоторойизображенатрагическаясудьбаукраинскогопатриота.
Идейнобылисвязанысдекабризмомвопределенныепериодыихжизнидвавеличайшихписателятоговремени—ГрибоедовиПушкин.
В«Гореотума»(1824г.)нетинтригивтомсмысле,какеепонималифранцузскиекомедиографы,нетисчастливойразвязкивфинале.КомедиястроитсянапротивопоставленииЧацкогодругимперсонажам,образующимфамусовскийкруг,дворянскоеобществоМосквы.Борьбапередовогочеловека(ГерценпрямоназываетЧацкого«декабристом»)противбар,тунеядцевиразвратников,потерявшихнациональноедостоинствоипресмыкающихсяпередвсемфранцузским,тупыхсолдафоновигонителейпросвещениязавершаетсяпоражениемгероя.НообщественныйпафосречейЧацкогоотразилвсюсилунегодования,котораянакопиласьупередовойрусскоймолодежи,еебеспредельнуюненавистьккрепостничеству.ПутемсатирическогозаостренияреальныхчертГрибоедовсоздалрельефныетипы,вкоторыхнаметилнетолькосоциальныечерты,ноииндивидуальные(«портретные»,какговорилонсам)особенности.Оннаделилкаждыйперсонажострыми,почтиэпиграмматическимирепликами,которыесразусталипословицами.
Глава2
Пушкин
АлександрСергеевичПушкин(1799—1837)—великийнациональныйгений,создательпоэтическихпроизведениинепревзойденнойкрасотыисовершенства.Какхудожниконразвивалсяснеобычайнойбыстротой,безошибочноусваивалсамоеценноеизначительноеврусскойимировойкультуре.ВоспитанныйнафранцузскомклассицизмеXVIIипросветительнойлитературеXVIIIв.,онвначалесвоеготворческогопутипрошелчерезвлияниеромантическойпоэзиии,обогатившисьеехудожественнымизавоеваниями,однимизпервыхвлитературеXIXстолетияподнялсянауровеньвысокогореализма.
ЮношескаялирикаПушкина,вкоторойонпрославляетнаслаждениежизнью,любовьивино,дышитостроумием,проникнутаэпикурейскимотношениемкжизни,унаследованнымотпоэзииXVIIIв.Нарубеже10—20-хгодоввстихахПушкинапоявилисьновыемотивы:онславилсвободуисмеялсянадцарями.ЕгоблестящаяполитическаялирикапослужилапричинойссылкипоэтавБесарабию.Наюге,вкругудеятелейзреющегодекабристскогодвижения,вобщениисбудущимигреческимиповстанцамиПушкинжадноследилзаборьбойнародовпротивСвященногосоюза.
ВэтотпериодПушкинсоздалсвоипоэмы«Кавказскийпленник»(1823—1821гг.),«Братья-разбойники»(1821—1822гг.),«Бахчисарайскийфонтан»(1821—1823гг.),«Цыганы»(1824—1825гг.)—произведения,сияющиеяркимикраскамиромантизма.Вюжныхпоэмахпробиваетсяиреалистическоеначало,составляющееособенностьдарованияПушкина.«Тыдлясебялишьхочешьволи»—вэтихсловах,обращенныхстарымцыганомкАлеко,выразилосьнеприятиеПушкинымтогоромантическогоиндивидуализма,которыйзанималвоображениеегозападныхсовременников.
ПослепоражениявосстаниядекабристовПушкинначинаетпристальновсматриватьсявреальнуюдействительность,изучаетжизньнародавпрошломинастоящем,стремитсякисторическойобъективности,непоколебимойреалистическойправде.ОпираясьнаКарамзинаисобственноеизучениеисточников,онсоздаетнациональнуюисторическуютрагедию«БорисГодунов»(1824—1825гг.),посвященную«эпохемногихмятежей»началаXVIIв.Удивительноепроникновениевдухрусскойстарины,строгаяияснаяформатрагедиипоставилиеенаогромнуювысотуврусскомимировомискусстве.
Вконце20-хгодовПушкинобратилсякобразуПетра1.Впоэме«Полтава»(1828г.),центральныймоменткоторойсоставляетполтавскоесражение,ивпервыхглавахнеоконченногоисторическогоромана«АрапПетраВеликого»поэтсисторическойобъективностьюизображаетпереломнуюэпохувжизниРоссии.
С1823г.Пушкинработаетнадвеличайшимсвоимсозданием—романомвстихах«ЕвгенийОнегин»(1823—1831гг.).В«Онегине»данаширокаякартинажизнирусскогообщества,авлирическихотступленияхроманамногообразноотражаетсяличностьсамогопоэта,тозадумчивогоигрустного,тоязвительногоишутливого.В«ЕвгенииОнегине»Пушкинреалистическипродолжаетто,чтоначалвромантическихпоэмахболеераннегопериода,—раскрытиеобразасвоегосовременника,молодогочеловекадворянскойэпохиврусскомобщественномдвиженииXIXв.
«Маленькиетрагедии»(30-егоды)рисуютстолкновениедерзкойчеловеческойличностисзаконами,традициейиавторитетом.Пушкинвысокоцениткрасотусвободнойиндивидуальности,нооносуждаетдемоническийэгоизм,отдаваяпредпочтениебезыскуснойнароднойправде.Этатемасвоеобразнопреломляетсяивповести«Пиковаядама»(1833г.),вкоторойизображенносительэгоистическойстрастикобогащению,стремящийсясорватьпризжизни,любойценойподнятьсявверх.
Впоэме«Медныйвсадник»(1833г.)Пушкинвоплотилсвоипредставленияобисторическомразвитии.Встаромобществепрогрессосуществлялсяценойстраданийличности.МелкийчиновникЕвгенийподнимаетбунтпротив«державцаполумира»,новстрахеотступает,ибонельзязадержатьнеумолимыйходистории,нельзяпомешатьему.
ОсобоевниманиеПушкинапривлекаетпроблемакрестьянскихдвижений.Онкоснулсяэтойтемывромане«Дубровский»(1832—1833гг.),нонедовелеедоконца.ТщательноизучиввседоступныеемуматериалыоПугачеве,собравсведениянаместевосстания,Пушкинсоздаеткнигу«ИсторияПугачева»,первоеисторическоеисследованиеокрестьянскойвойнеXVIIIв.ОпираясьнахудожественныепринципыВальтераСкотта,Пушкиннаписал«Капитанскуюдочку»(1836г.),историческуюповестьсклассическойясностьюсюжетныхлинийиглубинойпсихологическиххарактеристик.В«Капитанскойдочке»Пушкинпоказалнетолькостихийныйхарактеркрестьянскогодвижения,ноиегопоэзию,иегообреченность.
НеповторимаякрасотаискусстваПушкинасогромнойсилойпроявиласьвеголирике.ЛирикаПушкинанеменееглубокораскрываетвнутренниймирчеловека,чемлирическаяпоэзияромантиков,ноувеликогопоэтадушаисердцегармоническисочетаютсясмогучейсилойразума.ПроизведенияПушкинаовеяныдухомгуманности.ПоглубинечувстваиклассическойгармонииформыонивместеслирическимистихотворениямиГётепринадлежатклучшимсозданияммировойпоэзии.
ПушкинбылцентральнойфигуройрусскойлитературыпервыхдесятилетийXIXв.Белинскийпрямоназываетэтотпериодрусскойлитературы«пушкинским».СименемПушкинасвязаннетольковысокийрасцветрусскойпоэзии,ноиформированиерусскоголитературногоязыка.Пушкинпоказалдуховнуюкрасотуимощьрусскогочеловека,прелестьроднойприроды,народнойпоэзии—сказок,песен,преданий.Егозначениедлярусскойлитературынеизмеримо.«Онунасначаловсехначал»,—-говорилоПушкинеГорький.
ВследзаПушкинымиодновременноснимвыступалипервоклассныепоэты,которые,опираясьнадостиженияПушкина,пошлисвоимособымпутем.СрединихбылипламенныйлирикН.М.Языков,авторостроумныхфельетоноввстихахП.АВяземский,мастерэлегическойпоэзииЕ.А.Баратынский.ОсобнякомотпушкинскойплеядыстоитФедорИвановичТютчев(1803—1873).Поэт-мыслитель,ондостигаетудивительногоединствамыслиичувства.Тютчевпосвящаетсвоилирическиеминиатюрыизображениюсвязичеловекаиприроды.Несмотрянасвойполитическийконсерватизм,Тютчевясноощущалнеустойчивостьсуществующихобщественныхотношений,теподземныетолчки,которыепредвещалиреволюцию.
2.2Лермонтов
Вконце30-хгодовобозначилсяпереходкновомутипуреализма.Белинскийвиделосновнуюегоособенностьвусилениикритическогоначала,ростеразоблачительнойтенденции.ТворчествовеличайшегопреемникаПушкинавобластипоэзии,МихаилаЮрьевичаЛермонтова(1814—1841),отмеченопафосомотрицаниясовременнойемудействительности.Лермонтовсложилсякакпоэтвэпохубезвременья,когдадекабристскоедвижениебылоужезадушено,ановоепоколениерусскихреволюционеровещенеокрепло.Этопородиловегопоэзиимотивыодиночестваигорькогоразочарования.
Ненавистьк«светскойчерни»,кголубымжандармскиммундирамниколаевскойРоссиипроходитчерезвсюпоэзиюЛермонтова.Веголирикезвучатмотивымятежа,смелоговызова,ожиданиябури..-Образымятежников,ищущихсвободыивосстающихпротивобщественнойнесправедливости,частовыступаютвегопоэмах(«Мцыри»,1840г.;«ПесняпрокупцаКалашникова»,1838г.).Лермонтов—поэтдействия.Именнозабездеятельностьбичуетонсвоепоколение,воспитанноеэпохойреакции,неспособноекборьбеисозидательномутруду(«Дума»).
ВцентресамыхзначительныхпроизведенийЛермонтовастоитобразгордойличности,ищущейсильныхощущенийвборьбе.ТаковыАрбенин(драма«Маскарад»,1835—1836гг.),Демон(«Демон»,1829—1841гг.)иПечорин(«Геройнашеговремени»,1840г.).Разочарованныйвокружающеймелочнойжизни,поэтпрошелчерезувлечениетакойдемоническойличностью,новсвоихпроизведенияхпоследнихлетонразвенчиваетромантическуюпоэзиюгордогоодиночества.Веготворчествеяснонаметиласьглубокаясимпатиякпростым,нополнымнастоящейсамоотверженностиигероизмалюдям,—тонастроение,котороеобразуетосновнойпафосрусскойлитературыXIXв.
2.3Гоголь
НиколайВасильевичГоголь(1809—1852)завершилчрезвычайноважныйдлярусскойлитературыXIXв.повороткпрозаическимжанрам—повестиироману.ПервоезначительноепроизведениеГоголя«ВечеранахутореблизДиканьки»(1831—1832гг.)вводитчитателявмирнародныхпреданий.ФантастикаэтойкнигииеебеззаботновеселыйтонимеютмалообщегоспоследующимипроизведениямиГоголя-реалиста.Втораякнига—«Миргород»(1835г.),хотяонаиявляетсяпродолжением«ВечеровнахутореблизДиканьки»,носитболеезрелыйхарактер.Четыреповести,составляющие«Миргород»,какбыконтрастируютдругсдругом.В«ТарасеБульбе»Гогольпередаетудальигероикуказацкойвольницы.Вповести«Отом,какпоссорилисьИванИвановичсИваномНикифоровичем»показанозасильепошлостиимелкихинтересоввсовременнойжизнииразыгрываютсяничтожныепроисшествия,откоторыхтоскливоискучностановитсякаждойживойдуше.Страшнойфантастике«Вия»противостоитпатриархальнаяидиллия«Старосветскихпомещиков».
ОсобоеместовнаследииГоголязанимаютего«Петербургскиеповести»,изображающиесовременныйГоголюбольшойгородсегосоциальнымиконтрастами.Однаизэтихповестей,«Шинель»(1842г.),имелаособоевлияниенапоследующуюлитературу.Сочувственноизображаясудьбузабитогоибесправногомелкогочиновника,Гогольоткрылпутьвсейдемократическойрусскойлитературе"отТургенева,ГригоровичаираннегоДостоевскогодоЧехова.«Всемывышлиизгоголевской«Шинели»»—вэтойфразеДостоевскогоистинноепризнаниезначенияповестиГоголя.
Вкомедии«Ревизор»(1836г.)ГогольвыступаеткакпродолжательтрадицииФонвизинаиГрибоедова.Ондаетглубокоеибеспощадноеразоблачениечиновнойкамарильи,еебеззаконийипроизвола.Гогольотбросилтрадиционнуюлюбовнуюинтригуипостроилсвоепроизведениенаизображенииобщественныхотношении.СатираГоголянаправленанепротивотдельных«злоупотреблений»,апротивсамыхосновобщественногостроя,тойдействительности,котораяпорождаетхлестаковыхигородничих.
Величайшеесозданиеписателя—«Мертвыедуши»(1842—1852гг.).Самоназваниекнигиимеетнетолькопрямой,ноиобобщенныйсимволическийсмысл..ГогольизображаетцелуюгалереюуродовпомещичьейРоссии,воплощающихразличныеформыпаразитизма.Егопроизведениеназванопоэмой,иэтоназваниетолькоотчастизвучитиронически.Онодышитсвоеобразнымпоэтическимпафосом,которыйвырастаетизсознанияогромныхсилнарода,изпредчувствияеговеликогоисторическогобудущего.Всеэтонаходитсвоевыражениевлирическихотступлениях,образующихсущественныйэлементповествовательнойманерыГоголя.Егоюморпереплетаетсяссерьезными,дажетрагическимиразмышлениями.Гогольиспугалсятогоразмаха,которыйпринялакритикарусскойдействительностивегопроизведении.Онхотелвовторомтоме«Мертвыхдушпоказатьнравственноевозрождениесвоихгероев.Внутренняяфальшьпоставленнойзадачипобудилаписателяуничтожитьмногоеизтого,чтоимбылонаписано.
2.4Белинский
ВкрепостническойРоссииXIXв.художественнаялитературабылатойареной,накоторойвсеобщественныевопросыставилисьсбольшойостротойисилой.Поэтомупредставителидемократическойобщественноймысливыступалитогдапреимущественновобластилитературнойкритики.ДеятельностьБелинскогоиегопоследователей—ДобролюбоваиЧернышевского—имеетпрямуюаналогиювдеятельностизападноевропейскихписателей,таких,какЛессингилиДидро.Итеидругиеставилиосновныеобщественныевопросывформевопросовэстетических.Однакостолетие,котороеотделяетрусскихмыслителейотзападноевропейских,обусловилонеизмеримобольшуюзрелостьидейибольшуюостротупостановкиобщественныхвопросов.
РазвитиелитературныхвзглядовВиссарионаГригорьевичаБелинского(1811—1848)протекалосложнымпутем.ОднакопривсехсвоихповоротахиизмененияхвубежденияхБелинскийсохранилвтечениевсегосвоегоразвитиянекоторыеруководящиеидеи,определявшиесмыслеголитературнойдеятельности.Этопреждевсегомысльонародностилитературы.Идеянародности,носившаяуромантиковвесьмаотвлеченныйхарактер,становитсяуБелинскогонеизмеримоболееконкретной,тесносвязаннойсреализмом—правдивым,объективнымотражениемжизни.
ВБелинскомзамечательносочеталсятеоретиклитературы,историкееикритик.Встатьях«Разделениепоэзиинародыивиды»,«Идеяискусства»,«Общеезначениесловалитература»идругихонразвивалважнейшиеположениянаучнойэстетики—принципсодержательностиформы,теориюжанровкакспецифическихформотраженияжизниит.д.
ВодиннадцатистатьяхоПушкинеимногочисленныхобзорахрусскойлитературыБелинскийдалстройнуюисториюрусскойлитературыначинаясXVIIIв.ВысокооцениваяПушкина,Белинскийбылгорячимсторонникомновогонаправлениявлитературе,болеекритическогопоотношениюкокружающейдействительности.ПредставителямиэтогонаправленияявляютсявегоглазахЛермонтовиГоголь.ВГоголеонвиделосновоположникановогоэтапавразвитиирусскойлитературы—«натуральнойшколы».Подэтимназваниемобычноимеютввидуписателей,следовавшихзаГоголемвкритическомизображениикрепостногоправаисочувственноотносившихсякугнетенномубольшинствународа.Срединихвыделялисьсоздатель«Записокохотника»И.С.Тургенев,автор«АнтонаГоремыки»Д.В.Григорович,А.И.Герценидр.ВтомженаправленииразвивалосьтворчествомолодогоФ.М.Достоевского(«Бедныелюди»).Вболееширокомсмыслев«натуральнуюшколу»входиливсепредставителиреализма,получившегоразвитиев50-егоды.ДеятельностьБелинскогобыламогучимфактором,способствовавшимразвитиюэтогонаправленияипревращениюрусскойлитературыводнуизсамыхвлиятельныхлитературмира.Литература50—60-хгодовРеволюционно-демократическийлагерь.
Конецдворянскогопериодаосвободительногодвижения,иначалоразночинского,буржуазно-демократического,немоглинеоказатьсерьезноговлияниянаразвитиерусскойдемократическийлагерьлитературы.Онасделаларешительныешагипопутидемократизации,приближениякбоевымиактуальнымвопросамобщественнойжизни.Окончательноеразмежеваниелиберальнойидемократическойтенденцийврусскомобщественномдвижениипривелокперегруппировкесиливлитературе.
В50-егодыжурнал«Современник»объединялвокругсебякрупнейшихдемократическихилиберальнонастроенныхписателей.Кконцу50-хгодовписателиумеренногонаправленияокончательнопорываютсжурналом,ионстановитсяорганомреволюционнойдемократии.ИдейнымруководителемжурналасталЧернышевский.Революционно-демократическийлагерьвлитературепредставлялитакжеГерцен,Добролюбов,Некрасов,Салтыков-Щедрин.Импротивостоялилитераторы,тяготевшиеклиберальнымиумеренномонархическимвзглядам.НаиболеезначительнымиизнихбылиТургеневиГончаров.Однаконазревшаянеобходимостьбуржуазно-демократическихпреобразованийиналичиедемократическогоподъемавстранепомогаливрядеслучаевиэтимхудожникамсохранитьвсвоемтворчествеглубинуисилусоциальнойкритики.
Революционно-демократическийлагерьвлитературебылвРоссииболеемощным,сплоченным,идейнозрелым,нежеливлюбойдругойевропейскойстране.
2.5Герцен
АлександрИвановичГерцен(1812—1870)былнетолькомыслителемиреволюционером,ноизамечательнымписателем.Белинскийговорил,чтоуГерцена-писателянапервомместеум,афантазияпавтором.Особенностьеготалантазаключаласьнестольковумениисоздаватьпластическиеобразы,скольковспособностиобъяснитьтеобщественныеявления,которыеонизображал.ИзображениеявленийжизнислужилоГерценудляпоясненияегомысли.
Вромане«Ктовиноват?»(1848г.)Герценпоказывает,какковеркаетжизньлюдейкрепостноеправо.Представителидворянскойинтеллигенции,изображенныевроманс,понимаютпорокиокружающейжизни,нонезнаютпутейборьбыснимиинеимеютсилдляэтойборьбы.Рассказы,написанныеГерценомв50—60-егоды,
построеныуженазападноевропейскойтематике.Лучшийизних«Доктор,умирающийимертвые»основаннапротивопоставлениигероическихреволюционеров1789г.либералам1848г.,предавшимделореволюции.
Герценстремилсяксвободнойформе,котораядавалабыемувозможностьвыразитьсвоимыслиичувства.Оннашелтакуюформувсвоихзамечательныхмемуарах«Былоеидумы»(50—60-егоды).Внихавторнетолькорассказываетсвоюжизнь,нетолькорисуетширокуюкартинуобщественнойборьбывРоссииинаЗападе,новыражаеттакжесвоинаиболееобщиеиглубокиеидеи.Герцен—блестящийстилист,остроумный,иронический,оказалбольшоевлияниенаразвитиерусскойпублицистики.
Величайшимпредставителемреволюционно-демократическогонаправлениявразвитииэстетическоймыслиилитературыбылНиколайГавриловичЧернышевский(1828—1889).
ЭстетическиевзглядыЧернышевскогоносятматериалистическийхарактерисвязанысфилософиейФейербаха.ОднакоЧернышевскийсделалрешительныйшагвпередпосравнениюссозерцательнымматериализмомФейербаха.Онужепонималреволюционнуюрольдиалектики.ОсновнымэстетическимпроизведениемЧернышевскогоявляетсяегодиссертация«Эстетическиеотношенияискусствакдействительности»(1855г.),вкоторойонполемизируетсидеалистическойэстетикойпоследователейГегеля.Отстаиваяматериалистическуюточкузрения,Чернышевскийдоказывал,чтопрекрасноеестьжизнь.Задачаискусствасостоитпоэтомуивтом,чтобыизображатьжизнь,ивтом,чтобыпроизнестиприговорееотрицательнымявлениям.Чернышевскийсвязываетискусствосборьбойпротивреакционнойдействительности,видитглавнуюегоцельвслуженииидеереволюционногопреобразованияобщества.
БольшоезначениеимелроманЧернышевского«Чтоделать?»(1863г.).ВнемЧернышевскийпоказалпредставителейпередовойинтеллигенции,выдвинутыхэпохойдемократическогоподъемавРоссии.ХарактернаячертатворчестваЧернышевского—желаниесвязатьстремлениялюдейкразумномуобщественномуустройствусихреальнымиинтересамиипотребностями.Этонаходитвыражениевтакназываемом«разумномэгоизме»,которыйисповедуютгероиромана.ЧерезобразыновыхлюдейЧернышевскийраскрываетвроманесвоепредставлениеосоциалистическомбудущем,отражающеевлияниеидейФурье.
СредидругихлитературныхпроизведенийЧернышевскоговыделяется«Пролог»(конец60-хгодов),вкоторомписательдаетзамечательнуюпоглубинеипроницательностикритикукрестьянскойреформыитрусливойполитикилибералов.
УченикисоратникЧернышевскогоНиколайАлександровичДобролюбов(1836—1861)опиралсявсвоейкритикенатежереволюционно-демократическиеидеи,которыележаливосновеподходаЧернышевскогоквопросамэстетики.Всвоихвыдающихсястатьях«Чтотакоеобломовщина?»,«Темноецарство»,«Лучсветавтемномцарстве»идр.Добролюбоввыступает,поегособственномувыражению,какпредставитель«реальнойкритики».Рассматриваялитературноепроизведениесточкизренияотражениявнемсоциальныхпротиворечий,онразбиралобщественныевопросы,поднятыеписателями,говорилнетолькоолитературе,ноиожизни,расширялкартину,нарисованнуюхудожником,иэтимпомогалчитателюуяснитьееобщественноезначение.Такиекорифеирусскойлитературы,какГончаровиОстровский,высокоставилиистолкованиеихтворчества,данноеДобролюбовым.
Третийвыдающийсякритиктойэпохи—ДмитрийИвановичПисарев(1840—1868)посвоемуобщемууровнюстоялзначительнонижеДобролюбоваиЧернышевского.Егокритическиестатьипоявилисьвосновномпосле1863г.,когдаобщественныйподъемконца50—начала60-хгодовбылужепозади.Последовательвульгарно-материалистическойфилософииБюхнераиМолешотта,Писареввсенадеждывозлагалнаразвитиенаучныхзнаний,которыедолжныбыли,поегомнению,способствоватьобщественномупрогрессу.Писаревсчитал,чтохудожественнаялитератураявляетсяпразднойбезделкой,отвлекающейлюдейотосновнойзадачи—пропагандынаучныхвзглядов.Онотрицал,например,высокуюоценку,даннуюБелинскимпоэзииПушкина.ОднаизстатейПисареваполемическиозаглавлена«Разрушениеэстетики».НоПисаревбылрешительнымврагомфеодально-крепостническогорежимаипрекраснодушноголиберализма.Мастербоевойпублицистики,онпробуждалкритическуюмысль,вызывалненавистьккрепостническомустрою.Креволюционно-демократическомулагерю,возглавляемомуЧернышевским,примыкалидвавеликиххудожника—НекрасовиСалтыков-Щедрин.
Редактор«Современника»и«Отечественныхзаписок»НиколайАлексеевичНекрасов(1821—-1878)былдругомиединомышленникомБелинскогоиЧернышевского.Вборьбе,которуюреволюционныедемократывелипротивлиберальноголагеря,Некрасовдержалсторонудемократов,хотяиневсегдапоследовательно.ВлицеНекрасоварусскаялитературавыдвинулареволюционно-демократическогопоэтаогромнойидейнойглубиныихудожественнойзрелости.Гражданскаятенденцияегопоэзиивыступаетунегоневвидеотвлеченнойдекларации,онацеликомвытекаетизреалистическогоотраженияжизни.
НародизображенвомногихстихотворенияхНекрасова,таких,как«Морозкрасныйнос»(1863г.),«КомунаРусижитьхорошо»(1863—1877гг.).Поэтпоказалнетолькостраданиялюдейизнарода,ноиихфизическуюинравственнуюкрасоту,раскрылихпредставленияожизни,ихвкусы.Поэтутверждаетпревосходствокрестьяннадгосподами,изображаетсвоекорыстиеижестокостьбар-тунеядцев.Вегопоэмахвыведеныиобразытех,когоНекрасовназывает«народнымизащитниками»,—-борцовзаинтересынарода.ЛирическиестихотворенияНекрасовараскрываютобразсамогопоэта,передовогописателя-гражданина,чувствующегостраданиянарода,рыцарственнопреданногоему,готовогопойти«насмертьзачестьотчизны».
Салтыков-Щедрин
МихаилЕвграфовичСалтыков-Щедрин(1826—1889)—сатирикмировогозначения.Егосатира,проникнутаясознательнойреволюционно-демократическойтенденцией,направленапротивобщественногостроясамодержавнойРоссии,обнажаетуродстваэтогостроя,доводитихдокарикатурыигротеска.Щедринпроявляетбольшуюсвободуввыбореформижанров,прибегаетксатирическомуочеркуифельетону,кромануидиалогу,ккомедииипамфлету.В«Историиодногогорода»(1869—1870гг.)ондаетобобщенноесатирическоеизображениецаризма,верховнойвластироссийскойимперии.Вромане«ГосподаГоловлевы»(1870—1880гг.)показанраспаддворянскойсемьи,авобразеИудушкивоплощенымерзостьисмрадкрепостничества.СвойхудожественныйанализЩедринуточнилидополнилв«Пошехонскойстарине»(1887—1889гг.),гдеобработалтотжежизненныйматериалвформе,близкойкмемуарной.В«Сказках»(1869—1886гг.)Щедрин,используяусловно-фантастическуюформу,сисключительнойсилой,наглядностьюивыразительностьюпоказалсоциальныетинырусскойжизни—крестьян,чиновников,господгенералов,атакжеотношениямеждуними.
Щедринбезжалостенковсемлиберальнымпопыткамподчиститьиподправитьстарыйкрепостническийпорядок,«обличить»еговторостепенныепороки,чтобыспастиосновное.Насмешканадлиберальнымифразерами,легкоуступающимисвоипозицииипресмыкающимисяпередкрепостниками,составляетоднуизпостоянныхтемЩедрина.ВместестемЩедрин,неподкупныйистойкийзащитникнарода,былчуждсентиментальномуприукрашиваниюиидеализации«мужичка».Наоборот,сгоречью,гневомибеспощаднойирониейговоритонораболепии,темнотеиневежестве,которыепомогаютугнетателямнарода.
2.7Островский
АлександрНиколаевичОстровский(1823—1886)—исключительнаяфигуранафонелитературыXIXв.НаЗападедопоявленияИбсенанебылониодногодраматурга,которогоможнобылобыпоставитьводинрядсним.Вжизникупечества,темногоиневежественного,опутанногопредрассудками,склонногоксамодурству,нелепымизабавнымприхотям,оннашелоригинальныйматериалдлясвоихсценическихпроизведений.КартиныжизникупечествадавалиОстровскомувозможностьпоказатьважнуюсторонурусскойжизнивцелом,«темноецарство»старойРоссии.НоОстровскийнетолькорисует«темноецарство»невежественныхкупцов,взяточников-чиновников,доживающихсвойвекпаразитовиздворян.Ужевдраме«Гроза»онвывелженскийхарактер,полныйнравственнойсилыичестности,неспособныйкпримирениюсрабством,протестующийпротивнего.Впьесах«Последняяжертва»,«Бесприданница»,«Талантыипоклонники»Островскийпоказалтрагическуюсудьбуженщинывмиребогатыхибедных,господирабов.Сбеспощаднымпрезрениемизображаетдраматургничтожныхдворян,вынужденныхотступитьпереддельцаминовоготипа.Победителемоказываетсяцивилизованныйбуржуа,трезвый,умныйибезжалостный.Показываяегоэнергиюихватку,Островскийпротивопоставляетемуинтеллигента-разночинца,защищающегодемократическиеидеалы.
Островский—народныйдраматургвподлинномиглубокомсмыслеэтогослова.Егонародностьпроявляетсяивнепосредственнойсвязиегоискусствасфольклором—народнымипеснями,пословицамиипоговорками,составляющимидаженазванияегопьес,ивправдивом,проникнутомдемократическойтенденциейизображениинароднойжизни,ивнеобычайнойвыпуклости,рельефностисозданныхимобразов,облеченныхвдоступнуюидемократическуюформуиадресованныхнародномузрителю.
2.8Тургенев
ИванСергеевичТургенев(1818—1883)началсвоюлитературнуюдеятельностьв40-егоды,когдаврусскойобщественнойжизниещеокончательнонеразмежевалисьлиберальнаяидемократическаятенденции.ОниспыталнасебеблаготворноевлияниеидейБелинского.Вочерках,которыеТургеневпечаталнастраницах«Современника»подобщимназванием«Запискиохотника»(1847—1852гг.),показанобесчеловечноеугнетениекрестьянприкрепостномправе.Вроманах«Рудин»(1856г.)и«Дворянскоегнездо»(1859г.)писательизображаетпередовогопредставителядворянства,чувствующегоглубокуюнеудовлетворенностьокружающейегосредой,ноненаходящеговсебеэнергии,чтобыпорватьснейистатьборцомпротивнее.КакПушкинв«ЕвгенииОнегине»,послужившемпрообразомдляэтихроманов,Тургеневсталкиваетсвоего«лишнегочеловека»сженщиной,обладающейсильнымнравственнымскладом.Тонкостьиглубинапсихологическогоанализа,проникновенноеизображениерусскойприроды,классическаязавершенностьстиляделаютэтироманыпревосходнымипроизведениямирусскойимировойлитературы.
Тургеневнеограничилсяизображением«лишнихлюдей».Вромане«Накануне»(1860г.)онпоказалболгарскогореволюционераИнсарова,закоторымсамозабвеннопошларусскаядевушкаЕленаСтахова.НоТургеневискалгероя,сложившегосянарусскойпочвеипосвятившегосебяслужениюРоссии.ТакойобразоннашелвлицеразночинцаБазарова,изображенногоимвромане«Отцыидети»(1862г.).Базаровотрицаетпоэзиюивозвышенныечувства,которымигордятсяпредставителидворянскойсреды(поэтомуонвихглазах—«нигилист»,отрицатель),ондумает,чтоглавнаязадачасостоитвраспространенииестественныхнаук.ХотянекоторыечертыБазаровакоробятписателя,Тургеневизображаетвсежесвоегогероякакглубокуюитрагическуюличность,истинногогигантарядомсмелкимифигурамиобразованныхпомещиков.
Впоследниегодысвоейжизниписательпочтипостоянножилзаграницей.ОнвыступалнаЗападевролипропагандистарусскойлитературы;егособственныепроизведениявомногомспособствовалиеемировомувлиянию.
2.9Гончаров
ВыдающийсярусскийроманистИванАлександровичГончаров(1812—1891)разделялсрусскимипросветителямивраждуккрепостномуправуиверувто,чтоегоуничтожениепринесетблагоденствиеРоссии.ОднакопосвоимполитическимвоззрениямГончаровсклонялсяклиберально-консервативнойпозиции.РоманыГончарова«Обыкновеннаяистория»(1847г.)и«Обломов»(1859г.)появилисьдо1861г.,т.е.доокончательногоразмежеваниялиберальныхидемократическихтенденций.КакиТургенев,ГончаровиспыталнасебевлияниеБелинского.В«Обыкновеннойистории»оносмеялдворянскийромантизм,праздностьибеспочвенностьдворянскихмечтателей.
ЛучшимсозданиемГончароваявляетсяроман«Обломов».ВобразахИльиИльичаОбломоваиегослугиЗахараонвоплотилтипыпатриархальногобаринаислугикрепостнойэпохи.ГончаровнаделилОбломоваумом,талантом,благородныминамерениями,новсеэтоещерезчеоттеняетпаразитизм,инертностьпатриархальногоукладапомещичьейжизни,подавившеговконцеконцоввселучшиезадаткигероя.ПоследнийроманГончарова«Обрыв»появилсяв1869г.В«Обрыве»сказалосьвраждебноеотношениеписателякреволюционнойдемократии,ноивэтойкнигесозданрядяркихобразовпредставителейстаройпатриархально-помещичьейРоссии.
2.10Достоевский
Художникогромноготаланта,ФедорМихайловичДостоевский(1821—1881)былсложнымипротиворечивымписателем.Онсоздалнепревзойденныепосилеивыразительностикартиныстраданийлюдейподгнетомкапитализма,ноотвергалреволюционныйпутьивтечениемногихлетвеложесточеннуюборьбупротивидейреволюционно-демократическоголагеря.
Достоевскийвступилвлитературукакпредставитель«натуральнойшколы»,продолжаятрадицииПушкинаиГоголя.Егоперваяповесть«Бедныелюди»(1846г.)былавосторженновстреченаБелинским.ВэтойповестиДостоевскийсглубокимсочувствиемизображаетстрадания«бедныхлюдей»,живущихвбольшомгороде,защищаетдостоинствопростогочеловека,показываетегопревосходствонадпредставителямиаристократии.НоужевэтойповестипроявилисьвзародышенекоторыечертыбудущихвоззренийДостоевского.Онневидитв«маленькомчеловеке»способностикпротестуиборьбе,неверитввозможностьактивноговоздействиянадействительность.
МолодойДостоевскийсостоялвкружкеПетрашевскогоибылприговоренв1849г.ксмертнойказни,замененнойкаторгой.Послеотбытиякаторгиегозачислилинавоеннуюслужбурядовым.Именновэтигодыписательпережилвнутреннийнадлом.Онразочаровалсявидеяхреволюционнойинтеллигенции,объявилреволюционеровлюдьми,далекимиотнарода,ипризвалобратитьсякнароднойправде,основойкоторойсчиталсмирение,долготерпение,простодушнуюверу.Возвратившисьизссылки,Достоевскийкакпублицистиписательнеоднократновступалвполемикусосторонникамиреволюционноголагеря,писалпротивнихпамфлеты,пародировалих.
НоивэтотпериодсвоеготворчестваДостоевскийсоздаетпроизведенияогромногокритическогоразмаха,изобража