СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

Центр среднего профессионального образования /

Рег. № ____________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дисциплина Экология

 

 

специальность:

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

21.02.05 Земельно – имущественные отношения

38.02.01 Экономика, и бухгалтерский учет(по отраслям)

38.02.02. Страховое дело (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.06Финансы

38.02.07 Банковское дело

43.02.10 Туризм

43.02.11 Гостиничный сервис

База образования: основное общее (9 классов)

 

Новосибирск 2017 год

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине Экология.

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Разработчики:

Антропова Н. В. преподаватель

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы студентами заочной формы обучения среднего профессионального образования прошли экспертизу УМУ

 

 

 

Утверждено предметно-цикловой комиссией

(протокол от «8»_ сентября 2017 г. № 1)

 

Директор Центра среднего профессионального образования В.Н.Топчилова

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ 2. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисци­плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль эколо­гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и ис­кусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ­ностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох­ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собствен­ному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю­дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфи­ку программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно­научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Эколо­гия, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устой­чивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучаю­щихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуро­сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим ком­понентом являются научные знания и научные методы познания, не только позво­ляет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего об­разования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из­бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи­ческие знания;

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен­ку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше­нию общих задач в области экологии;

• метапредметных:

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель­ности для изучения разных сторон окружающей среды;

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен­та) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко­торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до­стижения на практике;

- умение использовать различные источники для получения сведений эко­логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци­ях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя­занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен­тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно­стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

 

РАЗДЕЛ 2. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения предмета студент должен выполнить контрольную работу, главная цель которой – оказать студенту помощь в изучении предмета. Рецензия на эту работу позволяет студенту судить о степени усвоения им соответствующего раздела курса; указывает на имеющиеся Удовлетворительно него пробелы, на желательное направление дальнейшей работы. Контрольную работу следует выполнять в обычной тетради со средним объемом 18 листов. Страницы тетради должны быть пронумерованы, а на страницах оставляются поля в 3-4 см. Работа должна быть написана синей пастой, чисто, разборчиво и аккуратно, либо с использованием компьютера. Каждый новый вопрос следует начинать с новой страницы, ответ должен быть изложен грамотно, последовательно. Схемы и графический материал должны быть выполнены с соблюдением правил топографии и на отдельном листе. Допускается выполнение графического материала и рисунков на современной множительной технике. В конце контрольной работы необходимо указать список литературы, которой пользовались при выполнении контрольной работы. Далее необходимо поставить дату окончания выполнения контрольной работы и подпись студента. Полностью завершенную работу студент обязан сдать в учебную часть заочного отделения лично, согласно графика сдачи контрольных работ для проверки. После проверки работы преподавателем, необходимо просмотреть ее и выполнить все исправления, дополнения и замечания, указанные преподавателем. В случае, если контрольная работа не зачтена, студент обязан ее переделать или доработать в соответствии с требованиями и указаниями проверяющего преподавателя и повторно сдать на проверку. Зачтенная контрольная работа с подписью проверяющего преподавателя хранится у студента и предъявляется на зачете по данному предмету. Небрежно выполненная контрольная работа, а также выполненная не по своему варианту или разным подчерком, будет возвращена студенту без проверки. По всем неясным вопросам, которые могут возникнуть в процессе освоения материала или в процессе выполнения контрольной работы необходимо обращаться устно или письменно в заочное отделение за консультацией к преподавателю – предметнику. Не следует приступать к выполнению контрольного задания до прочтения достаточного количества литературы по соответствующим темам данного предмета. Не допускается выполнение студентом работы, несоответствующей таблице выбора варианта. Пояснения преподавателя-разработчика по структуре домашней контрольной работы должны содержать указание на основные структурные части работы, а также включать разъяснение по каждому структурному элементу.

Основными структурными элементами домашней контрольной работы являются:

- титульный лист;

- рецензия;

- содержание;

- основная часть;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей домашней контрольной работы, при этом номер страницы не проставляется. Оформление титульного листа выполняется в соответствии с шаблоном (Приложение А).

Рецензия студентом не формируется, учащийся включает данный документ в общую структуру работы для заполнения преподавателем (Приложение Б).

Содержание включает наименование разделов (подразделов) основной части работы, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются перечисленные элементы. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка прописными буквами.

Структурное построение основной части домашней контрольной работы определяется преподавателем исходя из рекомендаций, приведенных в Приложении В.

Список использованных источников является необходимым и завершающим элементом домашней контрольной работы. Список должен содержать библиографическое описание источников, непосредственно использованных студентом в процессе выполнения домашней контрольной работы. В данный список могут быть включены источники, как рекомендованные разработчиком методических указаний (раздел 5), так и самостоятельно найденные и использованные обучающимся при выполнении работы.

Для оформления Списка использованных источников следует руководствоваться требованиями – ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Список использованных источников оформляется как нумерованный арабскими цифрами список по алфавиту, при этом точка после номера источника не проставляется. В одном списке разные алфавиты не смешиваются: иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. Независимо от алфавитного порядка первыми должны быть размещены нормативные акты в соответствии с их юридической силой.

Преподавателю в соответствии с особенностями осваиваемой учебной дисциплины, междисциплинарного курса (профессионального модуля) следует указать, насколько необходимым является наличие структурного элемента «Приложения» в домашней контрольной работе. Студентам рекомендуется разъяснить, с каким содержанием и в каком объеме могут быть сформированы Приложения, если представляется возможным, привести примеры Приложений. Следует исходить из того, что в Приложения включаются материалы, связанные с выполнением контрольной работы, но которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. К ним могут относиться:

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- справочные данные;

- документы организации;

- фотографии;

- крупные схемы, графики, рисунки, диаграммы и др.

В случае использования Приложений в домашней контрольной работе необходимо соблюдение установленных требования по их оформлению. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ë, З, Й, О, Ч, Ь, Ы. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Каждое Приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его буквенного значения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают на второй строке по центру с прописной буквы отдельной строкой. В тексте работы на все Приложения должны быть даны ссылки. При ссылке следует писать слово «Приложение» с указанием его буквенного значения. Сами Приложения располагают в последовательности, соответствующей порядку обращения к ним в тексте работы.

При выполнении домашней контрольной работы студентами должны быть соблюдены общие требования по оформлению письменных работ.

Страницы текста домашней контрольной работы должны соответствовать формату А4 ГОСТ 9327. Текст должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков для основного текста должна составлять 14 пунктов, межстрочный интервал - 1,5, форматирование текста по ширине, абзацный отступ – 1,25.

При использовании текстового редактора MicrosoftWord рекомендуется использовать стандартную гарнитуру шрифта TimesNewRoman. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Повреждения листов работы, помарки не допускаются. Страницы текста работы нумеруются арабскими цифрами, при этом должна соблюдаться сквозная нумерация страниц по всему тексту. Отсчет страниц начинается с первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется после Титульного листа и Содержания. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа.

Сдается выполненная работа в папке-скоросшивателе.

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольные работы должны выполняться самостоятельно. Несамостоятельно выполненная работа не дает возможности преподавателю указать студенту на недостатки в его работе, в усвоении им учебного материала, в результате чего студент не приобретает необходимых знаний и может оказаться не подготовленным к зачету.

Таблица выбора вариантов контрольной работы:

Номер варианта контрольной работы Последняя цифра номера зачетной книжки студента
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Контрольная работа представляет собой перечень вопросов, на которые необходимо дать развернутый ответ.

Вариант 1

1. Экология, основные понятия и законы.

2. Природные ресурсы и их классификация.

3.Опишите важнейшие экологические проблемы современности: парниковый эффект, разрушение «озонового слоя», кислотные дожди.

4. В чем сущность Федерального закона «Об охране окружающей среды»?

Вариант 2

1. Перечислите и охарактеризуйте виды загрязнения биосферы.

2. Что собой представляют малоотходные и ресурсосберегающие производства?

3. В чем заключается процесс урбанизации

4. Поясните виды защиты гидросферы.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте основные типы загрязняющих веществ.

2. В чем заключается учения В.И. Вернадского о биосфере.

3. Перечислите и охарактеризуйте виды антропогенного воздействий на биосферу.

4. В чем заключается защита атмосферы?

Вариант 4

1. Природа и общество. Система «человек – окружающая природная среда».

2. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.

3. Важнейшие экологические проблемы современности: проблема перенаселения, проблема урбанизации, загрязнение окружающей среды.

4. Особо охраняемые природные территории

Вариант 5

1. Антропогенные воздействия на литосферу.

2. Генетические факторы и их влияние на здоровье человека.

3. Экологический кризис и экологическая катастрофа.

4. Учение о биосфере.

Вариант 6

1. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.

2. Круговорот веществ в биосфере (воды, кислорода, серы, фосфора, углерода).

3. Проблемы использования полезных ископаемых.

4. Понятия экологического риска.

Вариант 7

1. Антропогенные воздействия на атмосферу.

2. Защита атмосферы.

3. Влияние на природную среду химического, нефтехимического и металлургического комплексов.

4. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

5. Особо охраняемые природные территории

Вариант 8

1. Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов.

2. Проблема сохранения человеческих ресурсов.

3. Большой и малый круговорот веществ в атмосфере.

4. Оболочки Земли. Структура и особенности

Вариант 9

1. Виды и масштабы негативного воздействия человека на гидросферу.

2. Санитарно – гигиенические нормативы качества.

3. Малоотходное производство.

4. Особые виды воздействия на биосферу (шумовое загрязнение, биологическое загрязнение, загрязнение бытовыми отходами).

 

Вариант 10

1. Экологическая толерантность. Особенности и структура.

2. Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов.

3. Понятие экологического риска.

4. История развитии экологии как науки.

 

Вопросы к зачету

1. Что представляет собой предмет изучения дисциплины «Экология».

2. Экологическая толерантность.

3. Большой и малый круговорот веществ

4. Природа и общество. Система «человек - окружающая природная среда».

5. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера, как новая стадия эволюции биосферы.

6. Дайте определение экологического кризиса.

7. Опишите глобальные проблемы экологии.

8. Каким образом урбанизации влияет на биосферу.

9. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности человека.

10. Малоотходные и ресурсосберегающие производства.

11. Природные ресурсы и их классификация.

12. Пищевые ресурсы человечества.

13. Загрязнение биосферы.

14. Загрязнение атмосферы.

15. Загрязнение гидросферы.

16. Понятие экологического риска.

17. Понятие экологического кризиса.

18. Особо охраняемые территории

19. Исторические сведения о экологии

20. Экологическое право в системе российского законодательства.

21. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

 

РАЗДЕЛ 4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Домашняя контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с установленными требованиями, представляется на кафедру/Центр СПО в соответствии с графиком учебного процесса.

Полученные работы студентов заочной формы обучения регистрируются в журнале учета домашних контрольных работ и передаются на проверку преподавателю.

Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию преподавателем.

Домашние контрольные работы студентов-заочников должны быть проверены и отрецензированы в срок не более 7 дней.

В отдельных случаях студентам разрешается сдавать выполненную домашнюю контрольную работу за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе в период сессии. В случае сдачи работ в сессионный период вместо рецензирования преподавателем выполняется их проверка и устный прием (собеседование).

Рецензирование сданных на проверку студентами-заочниками домашних контрольных работ включает следующие этапы:

1) проверка и выявление ошибок;

2) составление и оформление рецензии.

При проверке работы преподаватель-рецензент устанавливает правильность выбора студентом варианта домашней контрольной работы, выявляет ошибки, неточности и неверные формулировки по существу контрольного задания, обращает внимание на полноту изложения теоретического задания и точность выполнения практических задач, стилистические погрешности, качество оформления работы.

После проверки преподаватель составляет индивидуальную рецензию на домашнюю контрольную работу.

Выполненная студентом домашняя контрольная работа должна быть оценена по установленным кафедрой/Центром СПО критериям оценки, сформулированным для соответствующих учебных дисциплин, междисциплинарных курсов (профессиональных модулей) с учетом их специфики и особенностей.

Критерии оценки домашней контрольной работы должны быть определены преподавателем и доведены до сведения студентов.

Для оценки результатов выполненной работы студентами рекомендуется использование таких критериев, как:

- уровень освоения теоретического материала;

- умение обучающегося применять теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление работы в соответствии с установленными требованиями и др.

В случае возврата контрольной работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, и повторно сдать работу на проверку.

Домашняя контрольная работа оценивается недифференцированной оценкой «зачтено» или «не зачтено», которая выставляется в рецензии и на титульном листе работы.

ʼʼЗачтеноʼʼ выставляется, в случае если показаны хорошие знания изученного учебного материала по предложенным вопросам; видно хорошее владение основными терминами и понятиями; самостоятельно, логично и последовательно излагается и интерпретируется материал учебного курса; полностью раскрывается смысл предлагаемых вопросов и заданий; показывается умение формулировать выводы и обобщения по теме заданий.

ʼʼНе зачтеноʼʼ – выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения материала; неудовлетворительном знании базовых терминов и понятий курса, отсутствии логики и последовательности в изложении ответов на предложенные вопросы; если не выполнены один или несколько структурных элементов (практических заданий) домашней контрольной работы.

Работа может быть возвращена для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата контрольной работы для доработки или переработки, обязательно нужно устранить замечания, высказанные преподавателем, и повторно сдать работу на проверку.

 

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основная

1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. –
М.: Форум – Инфра - М, 2014.

2. Дополнительная

1. Э.А. Арустамов «Природопользование» - Москва, «Дашков и Ко», 2013 г.

2. Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова «Экологические основы природопользования» - Москва, «Дашков и Ко», 2004 г.

3. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. – М.: 2008.

4. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. –
М.: Теис, МГУ, 2009.

5. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский «Экология» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 20014 г.

6. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н. Экология и экономика природопользования. – М.: Юнити, 2000.

7. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».

8. Журнал «Экология и жизнь».

9. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» - Москва, «Российская газета», 2000 г. 22 марта.

10. Закон РФ «Об охране окружающей среды», введенный в действие 1 января 2002 г.

11. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2001.

12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1995.

13. Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек» - Москва, «Гранд», 1998 г.

14. Под редакцией Данилова-Данильяна В.И. Проблемы экологии России. – М.: ВИНИТИ, 2014

15. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. – М.: Просвещение, 2010

16. https://moluch.ru/archive/104/24460/

17. https://21bs.ru/index.php/bio

18. https://vernadsky.name/category/zhurnal-noosphera/

 

 

Приложение А

МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: