Отчет о первом этапе работы над семестровым индивидуальным заданием
По дисциплине «Педагогика высшей школы»
магистра гр. ЭиУ-145 Ткаченко Анны Викторовны
Дисциплина «Экономическая теория» изучается бакалаврами 38.03.01 «Экономика» в I семестре. В соответствии с учебным планом часов на ауд. работу по данной дисциплине выделяется 180 часов, по дисциплине предусмотрен экзамен.
Проанализированная мной рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с ФОГС направления подготовки 38.03.01 «Экономика», ФГОС N39906, утвержденного 30.11.2015г.
Дисциплина состоит из 19 разделов:
1. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения.
2. Эластичность спроса и предложения.
3. Фирма в рыночной экономике. Издержки и прибыль.
4. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность.
5. Чистая монополия.
6. Олигополия.
7. Монополистическая конкуренция.
8. Теория внешних эффектов.
9. Теория общественного блага.
10. Основные макроэкономические показатели.
11. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица.
12. Макроэкономическая нестабильность: безработица, инфляция.
13. Общее макроэкономическое равновесие. Модель «AD - AS».
14. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская макромодель доходов и расходов.
15. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
16. Деньги и денежный рынок.
17. Денежно-кредитная политика.
18. Экономический цикл.
19. Экономический рост.
Для раздела №6 разработали методику проведения семинара. Название модуля «Олигополия».
Данный модуль содействует освоению студентом расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и иной области профессиональной деятельности.
Готовит к решению таких профессиональных задач, как:
расчетно-экономическая деятельность:
подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических
показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения
конкретных экономических расчетов;
обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка,
интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их
результатов;
педагогическая деятельность:
преподавание экономических дисциплин в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
Данный модуль содействует формированию следующих компетенций:
Общекультурных:
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
общепрофессиональных:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
профессиональных:
расчетно-экономическая деятельность:
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических
и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать
экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих
субъектов, (ПК-2);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные
теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные
результаты (ПК-4);
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию,
содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и
использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о
социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических
показателей (ПК-6);
способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые
данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
педагогическая деятельность:
способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях
различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);
способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения
экономических дисциплин (ПК-13);
Планируемые результаты освоения модуля
После освоения модуля студент должен | |
Знать:исторические и культурные традиции народов России и зарубежья; основные этапы и принципы периодизации отечественной и всемирной истории; профессиональную лексику и основы научной дискуссии; исторические и политологические методы исследования; основные исторические документы и нормативно-правовые акты, служащие источником сведений о политической системе стран региона специализации, их международно-политических, культурных и гуманитарных связях. Уметь:уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям стран региона специализации; демонстрировать знакомство с основными направлениями научного дискурса в области гуманитарных, социальных, экономических наук; демонстрировать навыки использования профессиональной лексики в научной дискуссии, участвовать в научных дискуссиях на профессиональные темы; анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы; читать политическую карту мира. Владеть:основами исторических, экономических, социологических, политологических методов исследования; профессиональной лексикой и основами ведения научной дискуссии; основами исторических и политологических методов; профессиональной лексикой и терминологией, связанной с историко-культурными и политическими особенностями развития стран региона специализации. |
Состав и объем модуля
Вид учебной работы | Всего часов | |
Общая трудоемкость модуля | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | - | |
Самостоятельная работа (СРС) | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) |
3.1.Планируемые темы лекций | Количество часов | |||||
Специфика международных отношений на современном этапе | ||||||
|
3.4.Планируемые(ые) формы и содержание контроля СРС:
Тест для контроля изученного материала по теме ««Активизация процесса интеграции в Европе: Маастрихтский договор, Конституция ЕС, Лиссабонский договор», в том числе понятийного аппарата, периодизации и этапов, основных документов и источников, а также участников интеграционного процесса.
3.5. Докажите, что в Вашем модуле отражены все принципы процесса обучения.
Принцип объективности, научности отражается в необходимости изучения подлинных документов и иных исторических и современных источников развития международных отношений;
Принцип связи теории с практикой отражается в освоении навыков и компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности, отмеченных в ФГОС;
Принцип последовательности, систематичности отражается в четкой периодизации и последовательности развития исторических процессов, изучаемых в рамках данного модуля и всей дисциплины;
Принцип доступности отражается в базировании изучаемого материала, на уже освоенных студентами ранее дисциплин в школьной программе, таких как «История России», «Всемирная история» и др.
Принцип наглядности выражается в использовании раздаточного и наглядного материала в ходе лекционных занятий (карты, фотографии исторических личностей, тесты документов и проч.);
Принцип активности обучаемых выражается в необходимости студентов не только участвовать в ходе лекционного занятия (отвечать на задаваемые преподавателем вопросы по ходу лекции, задавать интересующие вопросы по изученному и изучаемому материалу), но и детально изучив материал, данный на СРС, ответственно подойти к решению текста контрольной работы, освоив необходимые навыки и компетенции;
Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражается в формировании у учащегося основы мировоззрения, нравственности, толерантности и др. нравственных качеств.
Принцип единства научной и учебной деятельности студентов выражается в необходимости учащимися подготовки итогового доклада по выбранной теме изучаемой дисциплины (темы докладов включают в себя и содержание данного раздела (модуля));
Принцип профессиональной направленности процесса обучения выражается в овладении профессиональными навыками и компетенциями студентами, изучающими данный раздел и дисциплину в целом;
Принцип проблемности выражается в освоении студентами умения выявлять главную проблему, а также находить пути ее решения, а также приводить доводы «за» и «против» (например, позиции того или иного актора международных отношений).
3.6 Какие методы Вы планируете использовать?
Словесный метод: лекция (основной метод);
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация (выведении на экран наглядных материалов для лучшего усвоения лекционного материала: карты, портреты участников международных отношений, тексты официальных документов и проч.);
Метод проблемного изложения: последовательное изложение причин, предпосылок и закономерностей того или иного события или процесса в истории международных отношений;
Исследовательский метод: необходимость подготовки доклада по изученному материалу данного раздела и дисциплины в целом (темы докладов, а также структура работы прорабатывается преподавателем совместно с учащимся).
3.7 Список используемой литературы
1. Богатуров А.Д. История международных отношений. 1945–2008 гг. / А.Д. Богатуров, В.В. Аверков. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 520 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104339&sr=1 **
2. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. В 2 томах. Том 2. События 1945-2003 гг. – М., 2010
3. Инновационные направления современных международных отношений: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Крутских, А.В. Бирюкова. – М., 2010.
4. Кувалдин В.Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2011.
5. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648–2005: учебник / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманова. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 399 с.
6. Современные глобальные проблемы / Отв. ред. В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010.
7. Хрестоматия по истории международных отношений XIX - начала XX века / Сост. Н. Васильева. – М.: МГИМО-Университет, 2010
8. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия / Под ред. М.М. Лебедевой. – М., 2009.
9. Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А.В. Торкунова. – М., 2005*.
10. Тодд Эмманюэль. Pax Americana – начало конца. – М., 2004.
11. Торкунов А.В. Китай – снова «новый и незнакомый»? // Foreign Policy (Русское издание). 2008, №2.
12. Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. – М., 2008.