Слоговой анализ и синтез




Карта логопедического обследования

Школьника

1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя……………………………………………………………………………………...

Дата рождения……………………………………………………………………………………..

Школа……………класс…………………………………………………………………………..

Национальность…………………..родной язык…………………………………………………

На каком языке говорят в семье………………………………………………………………….

Домашний адрес, телефон………………………………………………………………………..

Дата обследования………………………………………………………………………………..

 

 

2. АНАМНЕЗ

Мать (ф.и.о)……………………………………………………………………………………….

Отец (ф.и.о)……………………………………………………………………………………….

Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических

заболеваний речевых нарушениях (особенно дислексии, дисграфии)………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

 

Протекание беременности

возраст матери к моменту рождения ребенка…………..от какой беременности…………….

угроза выкидыша………………………………………………………………………………….

заболевания во время беременности:

хронические (сердечно-сосудистые, почек, печени, эндокринные)

инфекционные (краснуха, грипп)

принимаемые лекарства

резус-фактор (конфликт, совместимость)

токсикозы

травмы, падения…………………………………………………………………………………...

психозы…………………………………………………………………………………………….

 

Протекание родов

роды (N, преждевременные, срочные, стремительные, затяжные)

стимуляции (механическая, химическая, электростимуляция)

когда закричал (сразу, через несколько секунд, минут)

асфиксия (синяя. белая)

резус-фактор (совместимость, резус-конфликт)

родовые травмы (переломы, кровоизлияния)

наличие опухолей

вес при рождении………………………………рост……………………………………………………...

 

Вскармливание

на какой день началось кормление………………………………………………………………

как взял грудь (активно, не взял, с помощью)…………….как сосал………………………….

были ли срыгивания……………………….были ли поперхивания……………………………

вскармливание грудью до……….последующее вскармливание (смешанное, искусственное)

выписка из роддома на ………………день

доп. прибытие в роддоме, причина………………………………………………………………

Перенесенные заболевания

до года……………………………………………………………………………………………..

после года………………………………………………………………………………………….

инфекции…………………………………………………………………………………………..

ушибы, травмы головы……………………………………………………………………………

судороги при высокой температуре……………………………………………………………...

 

Раннее психомоторное развитие

держит голову с …………..(N с 1,5 мес) первые зубы с……………..(N 6-8мес)

сидит с……………..(N с 7,5 мес) к году зубов………………..

стоит с …………….(N с 8 мес) ходит с…………………(N с 12 мес)

 

Данные о развитии речи ребенка

гуление……………(N с 2 мес) первые слова……………(N с 10 мес)

гуканье……………(N с 3 мес) первые фразы…………..(N с 1-1,5 г)

лепет………………(N с 6мес)

 

прерывалось ли речевое развитие………………………………………………………………..

характерные особенности понимания речи окружающих……………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...

речевая среда (дефицит речевого общения, норма)…………………………………………….

занимались ли с логопедом……………………………………………………………………….

где, когда, результат……………………………………………………………………………....

 

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Логопедическое обследование

3.СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

гласные (а, о, у, ы, и, э)…………………………………………………………………………...

свистящие (с, с’, з, з’)…………………………………………………………………………….

шипящие (ш, ж, щ)………………………………………………………………………………..

аффрикаты (ц, ч)…………………………………………………………………………………

соноры (л, л’, р, р’, м, м’, н, н’, I) ………………………………………………………………

йотированные (я, е, ё, ю)…………………………………………………………………………

звонкие и глухие (б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с)…………………………………………………...

твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………...

 

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЗВУКО-

СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА

1 – сыр, снег, текст,

2 – рога, весна, гнездо,

3 – сенокос, картофель, звездочки, космонавт, чистильщик,

4 – государство, электричка, разведчики, сковородка, простокваша,

5 – экскаваторщик, милиционер, велосипедист.

……………………………………………………….

 

ФРАЗЫ

Милиционер едет на мотоцикле.

В аквариуме плавают красные рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

………………………………………………………

 

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………….

 

5. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

верхней челюсти (прогнатия)

нижней челюсти (прогения)

прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прямой, глубокий)

зубов (отсутствие, мелкие, редкие, неровные, неправильной формы, расположены вне

челюстной дуги, двойной ряд, диастема)

языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная складка, географический)

твердого неба (готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелин)

мягкого неба (укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка или его

отсутствие)

губ (короткая верхняя губа, толстая отвислая нижняя губа, наличие рубцов)

 

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. ОСОБЕННОСТИ РУЧНОЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Ручная моторика

определение ведущей руки…………………………….

ноги…………………………

глаза…………………………….

выполнение пробы Хеда (перекрестный показ – левой рукой правое ухо, показ названных

частей тела напротив сидящего человека)………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

Оптико-кинестетическая организация движений

большой и указательный пальцы соединить в кольцо

……………………………………………………………

согнуть пальцы в кулак, выпрямив указательный и средний пальцы

……………………………………………………………

Динамическая организация движения пальцев

перебор пальцев (поочередное соединение всех пальцев с большим) выполняется одновременно двумя руками, вначале медленно, затем быстро

…………………………………………………………..

игра на рояле (поочередное прикосновение пальцев к столу) вначале одной рукой, затем двумя……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Графомоторные навыки (продолжи ряд)

 

ВЫВОД:

Речевая моторика

 

Мышцы лица Челюсти

нахмурить брови широко открыть закрыть рот

поднять брови вверх подвигать челюстью в разные стороны

зажмурить глаза Губы

спокойно открыть и закрыть глаза улыбнуться

по очереди закрыть П и Л глаз хоботок

надуть щеки улыбка-хоботок

втянуть щеки поднять верхнюю губу вверх

надуть их по очереди опустить нижнюю губу вниз

Язык оскал

широкий язык на нижней губе Мягкое небо

жало, иголочка отрывисто на твердой атаке

лопата-жало голосом произнести /а/

широкий язык наверх и вниз широко открыть рот и зевнуть (покашлять)

вкусное варенье

лодочка

чашечка

поцокать

маятник

 

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫРЕЧИ

Характеристика дыхания

тип дыхания (диафрагмальное, грудное, брюшное, смешанное)

объем дыхания…………………………………………………….

продолжительность речевого выдоха……………………………

Характеристика голоса

сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие или отсутствие носового оттенка)

выразительность (N. маловыразительный, монотонный)

Просодика

темп речи (N, замедленный, очень быстрый)

ритм речи (N, аритмия)

употребление основных видов интонаций

 

употребление пауз в потоке речи (N, излишнее часто, излишнее редко)

 

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

8. СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

состояние биологического слуха (из мед. карты)

……………………………………………………………………………………………………

состояние восприятия речи (в процессе беседы)

……………………………………………………………………………………………………...

 

 

9. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(дифф. звуков пол противопоставлению)

 

Повторить серию слогов

ба-па га-ка та-да за-са са-ша са-ца жа-ша за-жа ша-ща

па-ба ка-га да-та са-за ша-са ца-са ша-жа жа-за ща-ша

ча-тя ща-ча ся-ща ба-па-ба га-ка-га да-та-да за-са-за

тя-ча ча-ща ща-ся па-ба-па ка-га-ка та-да-та са-за-са

са-ша-са жа-ша-жа ча-тя-ча ша-ча-ша ща-ша-ща ца-са-ца

ша-са-ша ша-жа-ша тя-ча-тя ча-ша-ча ша-ща-ша са-ца-са

Слова синонимы (повторение, показ картинки, раскладывание под соотв.ж звукам буквам)

почка-бочка кора-гора рак-лак свет-цвет

пил-бил сова-софа жарить-жалить читать-считать

трава-дрова лодка-водка сор-соль суп-зуб

тело-дело галька-гайка баран-варан шить-жить

кочка-кошка вечер-ветер миска-мишка сыр-жир

плюс-плющ нос-ночь роза-рожа мишка-мышка

лук-люк

Придумать предложения со словами квазиомонимами.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

 

Синтаксические операции

* анализ предложения на слова (определить количество, последовательность и место

слов в предложении)

Маша любит рисовать.

Мама купила дочке книгу.

У нашего дома растет сосна.

Мои друзья хорошо катаются на лыжах.

Из леса вышел старик с большой корзиной

* составление предложений из слов в начальной форме, порядок слов не изменен

Мальчик, рисовать, картина………………………………………………..

Мышка, набрать, в, норка, зерно…………………………………………..

* порядок слов изменен

В, пойти, ребята, лес………………………………………………………..

Белка, дупло, в, собирала, норка, зерно…………………………………..

* придумать предложения с данными словами

дорога…………………………………………………………………………..

друзья…………………………………………………………………………..

доброта………………………………………………………………………..

веселый…………………………………………………………………………

Слоговой анализ и синтез

* определить количество слогов в слове

мать…………поднос…………веселее…………кровать…………ласточка……………

* определение места слога в слове

Где в слове «малина» стоит слог – ма-, в начале, середине, или в конце?

В слове ежики (-жи-), котята (-та-), дикобразики (-ра-)

* выделение слога на фоне слове

Услышишь слог –ша- (-ры-,-кру-) подними руку.

шахматы горы крупа шары окуни крыша крутить рыба

* назвать слово, произнесенное по слогам

ско-во-ро-да, ка-на-ва, те-ле-фон, ко-те-нок, по-то-лок, бу-ма-га, за-мо-ро-жен-ный

Нас-ту-пи0ла вес-на.

На сто-ле ле-жат кни-ги.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

* составить слово из слогов

Прямой порядок слогов

ок-но, вес-на, кро-вать, кол-ба-са, ма-лы-ши, ка-ран-да-ши



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: