Финансы в здравоохранении




1. Что такое финансовые ресурсы? Дайте определение финансовой системы.

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных обобщающих экономических категорий, характеризующих денежные обращения в мире, обществе, во всех частях хозяйственной системы.

В экономической теории и практике широко используются термины — деньги, денежные средства, финансы, финансовые ресурсы, финансовая система.

Финансовые ресурсы — это денежные средства, создаваемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе распределения валового внутреннего продукта, аккумулированные государством и субъектами хозяйствования в целях последующего обеспечения экономических процессов. Они являются одним из основных факторов производства и известны под названием «денежный капитал».

Финансовая система страны — совокупность всех элементов деятельности, обеспечивающих финансовые процессы, включая организации, осуществляющие операции с денежными средствами и управляющие ими.

Финансовая система здравоохранения является частью финансовой системы страны и подразделяется на уровни: федеральный, субъектов федерации и муниципальный (отдельных городов, районов). Финансы хозяйствующих субъектов — это финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные и торговые кооперативы.

К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, добровольные общества, церковь, а также ассоциации, творческие союзы, партии, добровольные общества.

Организациями и учреждениями, осуществляющими и регулирующими финансовую деятельность в стране, являются Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство, Центральный банк, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения.

Виды деятельности, которые осуществляются в рамках финансовой системы, — бюджетирование (финансирование из средств бюджета государства, регионов, муниципалитетов), инвестирование (финансирование строительства новых объектов, модернизации производства, приобретения оборудования), налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

Из перечисленных видов остановимся на бюджетировании и налогообложении.

Бюджетирование. Все средства бюджетной системы Российской федерации складываются из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета делятся:

• на налоговые доходы (налог на прибыль, на имущество, за пользование природными ресурсами, пошлины, сборы);

• неналоговые доходы (от государственной и муниципальной собственности, от продажи земли, административные платежи, штрафы);

• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, национальных организаций);

• доходы целевых бюджетных фондов (дорожные фонды, экологические, Федеральная налоговая служба, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью).

Из всех каналов финансирования медицинской помощи ведущим, составляющим значительную часть общего объема ассигнований на медицинские нужды, является бюджетное финансирование. Бюджетные средства федерального и регионального бюджетов составляют в сумме более половины общего объема расходов.

Механизм бюджетирования заключается в определении количества финансовых ресурсов для обеспечения деятельности ЛПУ, т.е. в составлении сметы расходов на будущий год. Сначала составляются сметы на уровне отдельных медицинских учреждений, затем сводные проектные сметы расходов на здравоохранение региона, субъекта Федерации, далее расчеты сводятся в общие цифры потребности в масштабе страны.

В основе расчетов сметы ЛПУ находятся статистические и нормативные показатели, характеризующие объем деятельности подразделений.

Базовые (нормативные) показатели для определения расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь — среднее количество посещений на одного жителя в год, число посещений врача в поликлинике и на дому. Для определения расходов на стационарное лечение такими показателями являются количество койко-мест, среднегодовая занятость койки.

Базовые показатели используются и для определения затрат на заработную плату и другие виды работ, которые составляют содержание сметы (статьи расходов). В их число входят: административно-хозяйственные расходы, на медикаменты, перевязочные средства, питание больных, на оборудование, капитальный ремонт зданий, текущий ремонт, коммунальные услуги. 

Представленная схема формирования финансовых ресурсов направляемых в здравоохранение, построена по принципу суммирования заявочных потребностей «снизу вверх». Возможен вариант «сверху вниз», когда вначале определяется суммарная величина бюджетных ассигновании в масштабах страны или региона, которая затем распределяется по территориям и медицинским учреждениям с учетом их потребностей в ресурсах.

После того, как расходы по статье на здравоохранение, в федеральном и региональных бюджетах утверждены, их распределяют по территориям с учетом количества и состава населения, уровня заболеваемости, количества медицинских организаций, их мощности и оснащенности, потребности в развитии медицинских учреждений. Одновременно устанавливаются доли расходов на медицинскую помощь из федерального и территориальных бюджетов.

Представленная схема финансирования из бюджетных финансовых ресурсов может изменяться в зависимости от общего финансового состояния в стране. Часто сочетаются схемы бюджетирования по принципу «снизу вверх» (суммирование заявочных потребностей на бюджетные ассигнования) и «сверху вниз» (распределение установленного сверху общего объема бюджетных ассигнований).

Развитие рыночных отношений в здравоохранении, формирование системы обязательного медицинского страхования, появление внебюджетных фондов, финансирующих медицину, приводит к изменению механизма формирования бюджета ЛПУ, который исполняется средствами из фондов ОМС, ДМС, а также личными средствами граждан.

Налогообложение.

Налоги представляют главный источник бюджета страны, который используется для реализации государственных экономических, социальных, военных функций, а также для финансирования собственной деятельности правительства.

Согласно Российскому налоговому кодексу, налог — это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Вместе с фундаментальным понятием «налог» в экономике используется близкое к нему понятие «сбор» — обязательный взнос, плата за предоставление должностным лицом органам управления, организациям услуг в виде, например выдачи лицензии, разрешений, регистрации документов.

Собираемые налоги могут поступать в бюджеты разных уровней управления: федеральный, региональный, местный. Затем они распределяются и перераспределяются между бюджетами разных уровней. В такой системе распределения существуют регионы-доноры и регионы-реципиенты: средства первых через федеральный бюджет передаются вторым на выравнивание их неблагоприятного экономического положения. Из государственного бюджета может поступать финансовая помощь региональным и местным бюджетам.

Налоги в зависимости от способа их взимания подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые налоги исчисляются в виде определенной доли от дохода или имущественного состояния. Прямым является подоходный налог — налог на доход, которым облагается население, и взимается с заработной платы при ее выдаче. Подоходный налог с физических лиц является основным налогом.

Косвенные налоги — это надбавки к ценам на товары и тарифы на услуги, не связанные с доходами. К ним относятся: налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, налоги на вмененный доход, на прибыль, целевые, на экспорт и импорт (таможенные пошлины).

Налог с продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Ставка налога обычно невелика и колеблется от нескольких до десяти процентов. Чаще это местный налог, он приводит к увеличению цен на облагаемые предметы продажи.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с суммы дохода, которая получается вычитанием из денежной выручки от продажи продукции суммы издержек на ее производство (сырье, полуфабрикаты, услуги поставщиков).

Например, если предприниматель продал товар на 100 тыс. р., а затратил на производство 30 тыс. р., то добавленная стоимость равна 70 тыс. р. При НДС в 20 % предпринимателю придется платить в виде налога 14 тыс. р.

Обычно производители приплюсовывают этот налог к цене и тем самым переносят его на потребителя.

Акциз — налог, взимаемый с величины стоимости отдельных видов товаров и услуг и включенный в их цену. Этим налогом облагаются товары как импортного, так и внутреннего производства, не являющиеся товарами первой необходимости и приобретаемые лицами с высокими доходами. К этим товарам относятся ювелирные изделия, предметы роскоши, вино-водочные, табачные изделия.

Налог на вмененный доход предпринимателей взимается, когда трудно определить истинную величину дохода, например, какой доход приносит торговая палатка; в этом случае величина дохода устанавливается налоговой инспекцией по результатам длительного изучения и наблюдения за работой палатки.

Налог на прибыль организации — самый распространенный в мире налог, изымается в виде доли от валовой прибыли организации (разность между выручкой и издержками производства и обращения).

Целевые налоги — отчисления организаций и предприятий в виде определенного процента от фонда заработной платы специальные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального обеспечения, занятости, обязательного медицинского страхования.

Налоги на экспорт и импорт изымаются в виде таможенных пошлин при ввозе или вывозе товаров и в соответствии с существующими таможенными тарифами.

Эффективность экономики отрасли во многом зависит от налоговой политики государства. При выработке налоговой политики государству приходится решать противоречивую проблему. Курс изъятия как можно больших налогов хорошо пополнит государственную казну, но при этом затормозится рост производства так как при больших налогах у предприятий не будет стимула к расширению дела, не будет хватать на это денег. Резкое уменьшение налогов приведет к сокращению государственного бюджета ограничению средств на общегосударственные социальные и экономические цели, оборону, культуру, науку, управление.

Существует понятие оптимального значения доли производимого национального продукта, которую целесообразно изымать в виде налога. Расчеты показывают, что для обеспечения эффективной экономики страны она должна составлять не более 35 %.

Специфика налогообложения лечебно-профилактических учреждений проявляется в основном в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость.

Медицинские учреждения не платят налога на прибыль с тех средств, которые они получают от федерального и местного бюджетов, но облагаются налогом на прибыль, если оказывают населению платные услуги.

Налогообложению на прибыль не подлежат лечебные учреждения всех организационно-правовых форм, если прибыль получена от реализации производственной или медицинской продукции, жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

. Что такое налоговые льготы?

 

Назовите их виды Налог на добавленную стоимость, так же, как и налог на прибыль, не взимается с дохода, полученного в виде финансирования из бюджетов всех уровней (федерального, местного). От этого налога освобождаются также платные медицинские услуги населения, доходы от продажи лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники. При этом, если доход учреждения связан денежными поступлениями от продажи предметов немедицинского характера (сдача в аренду помещений, продажа предметов личной гигиены, оптики, лечебно-диетическое питание, косметика, парфюмерия), то эти учреждения от НДС не освобождаются. Не освобождаются от НДС и ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги.

Дополнительные налоговые льготы могут предоставляться ЛПУ в рамках местной налоговой политики регионов и муниципалитетов. Специальные налоговые льготы имеют медицинские учреждения, занимающиеся малым предпринимательством. Они предусмотрены законом для организаций, относящихся к малому предпринимательству.

Политика налогообложения в здравоохранении предусматривает периодический пересмотр условий налогообложения и распределение предоставляемых льгот.

Политика налогообложения направлена, кроме ее основного назначения — обеспечения достаточно устойчивого бюджета страны еще и на не менее значимое направление — регулирование развития отдельных отраслей производства: для стимулирования — послабление налогового бремени, для сдерживания — усиление налогового обложения.

Таким образом, налоги обеспечивают поступление денежных средств в казну и регулирование развития производства. Вводя налоги на медицинские услуги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать развитию определенных видов и форм экономической деятельности, производству, продаже и потреблению некоторых товаров и услуг.

 

 

Контрольные вопросы

2. Укажите основные виды и источники финансирования.

3. Что такое бюджетирование здравоохранения?

4. Расскажите о формировании бюджетных расходов «снизу вверх» и «сверху вниз».

5. Укажите виды налогов. В чем их регулирующее значение?

6. Какие налоги платят медицинские учреждения?

7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: