Тема 1.3 Структура конфликта




План:

1. Структурные составляющие конфликта.

2. Источники конфликта.

3. Стратегия поведения в конфликте.

 

1. Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, показывают, что к основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спорный вопрос, проблему), который является его поводом (рис. 1).

 
 

 

 


 

       
   
 
 

 

 


 

 

Структурные характеристики отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Под структурой конфликта понимается совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъективное значение.

Структура конфликта — это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

О бъективное содержание конфликта включает:

- субъекты конфликта;

- предмет конфликта;

- объект конфликта;

- источник конфликта.

К субъективным составляющим конфликта относятся:

- мотивы сторон;

- конфликтное поведение;

- образы предмета конфликта.

Существуют и другие подходы к анализу структурных компонентов конфликта. Например, Л.А. Петровская предлагает включать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н.В. Гришина к структурным компонентам конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход конфликта.

 

2. Источники конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми, лишь поводом, придуманным человеком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.

К числу наиболее часто встречающихся объективных источников можно отнести следующие:

- естественное столкновение материальных и духовных интересов субъектов в процессе жизнедеятельности;

- слабую разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию.

Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные источники конфликтов — неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами организации и между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам занимаемой должности.

К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относятся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Личностные источники конфликтов — индивидуально-психологические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

 

3. Согласно субъектно-деятельностному подходу субъекты являются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку, выступая противоборствующими сторонами, они своими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение.

Согласно К. Боулдингу субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы. По участвующим в конфликтах субъектам можно выделить межличностные конфликты — конфликты между отдельными личностями, личностно-групповые конфликты — конфликты между отдельной личностью и группой и межгрупповые конфликты — конфликты между группами.

Особым видом конфликта с этой точки зрения можно считать и внутриличностный конфликт, в котором индивид как бы "раздваивается" на противостоящих субъектов и испытывает внутреннюю борьбу с самим собой, решая, каким ему быть, как поступить, что выбрать.

Основные участники конфликта —это заинтересованные стороны или противоборствующие силы, субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые конфликтологи используют такое понятие, как "оппонент". Заинтересованные стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг — это сила, определяющая уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.

Группы поддержки — это отдельные индивиды, которые активными действиями либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут воздействовать на развитие конфликта, его исход.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. В числе принципов поведения в конфликтной ситуации: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют пять стратегий:

- соперничество – заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения;

- сотрудничество – позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;

- компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;

- приспособление – основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента;

- избегание – участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики, в числе которых:

- тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален;

- тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.;

- тактика психологического насилия. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь;

- тактика давления. Приемы включают предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж;

- тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих;

- тактика коалиций. Цель – усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти;

- тактика фиксации своей позиции. Наиболее часто применяемая, основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.;

- тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение;

- тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение структуры конфликта и его содержания.

2. Опишите стратегию и тактику поведения субъектов в конфликте.

Домашнее задание

1. Изучить процесс конфликта: этапы и фазы.

2. Дать характеристику культурным и возрастным факторам конфликта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: