Аутизм – краткое описание




Врач-психиатр Осин Елисей Константинович


Аутизм – краткое описание

· Аутизм – расстройство развития, проявляющееся нарушениями в области социального взаимодействия, нарушениями в области коммуникации, своеобразием и ограниченностью собственной деятельности и интересов.

· Впервые аутизм как самостоятельное расстройство был описан в 1943 году американским врачом-психиатром Лео Каннером, однако, нарушения, очень похожие на то, что описал Каннер, отмечались задолго до этого.

· В большинстве случае симптомы аутизма заметны до трех лет, чаще всего уже после года можно наблюдать особенности развития ребенка в области социального взаимодействия, задержку в развитии или своеобразие коммуникации.

· Аутизм диагностируется на основании наблюдения за поведением ребенка. Не существует анализов или инструментальных методов, позволяющих подтвердить или опровергнуть наличие аутизма.

· В основе аутизма лежит нарушенное развитие социального взаимодействия, что приводит к замедленному или искаженному развитию навыков, которые обретаются через общение (речь, навыки правильного поведения, навыки игры и так далее).

· В большинстве случаев аутизм – это расстройство, симптомы которого в той или иной мере сохраняются на протяжении всей жизни, при этом часто симптомы аутизма заметно уменьшаются с возрастом.

· Аутизм является частью группы расстройств аутистического спектра. Расстройствами аутистического спектра являются: «детский аутизм», «атипичный аутизм», «синдром Аспергера»[1].

· Несмотря на различия в проявлениях, эти нарушения объединяются в одну группу, поскольку в их основе, по всей видимости, лежат схожие механизмы нарушения способности к социальному взаимодействию.

· Новый вариант американской классификации DSM-V, принятый весной 2013 года, объединяет все виды аутистических расстройств в одну диагностическую категорию – «расстройство аутистического спектра». Дополнительно указывается степень нарушения функционирования и объем требуемой помощи. Вероятнее всего в новом пересмотре европейской классификации, которая будет использоваться и в России, все виды аутистических расстройств также будут объединены в один диагноз.

· Распространенность:

o «детский аутизм» – 1 на 500 или 1 на 1000 человек

o «детский аутизм» и «атипичный аутизм» - 1 на 500 или 1 на 150

o расстройства аутистического спектра («детский аутизм», «атипичный аутизм», «синдром Аспергера» вместе) – 1 на 150 или 1 на 88

Согласно различным исследованиям от 0,5% до 2,5% детей имеют расстройство аутистического спектра. Распространенность расстройств аутистического спектра у взрослых (живущих самостоятельно) около 1%.

· Братья и сестры детей с аутизмом находятся в группе риска по развитию аутизма – расстройство может развиться у них с вероятность от 5 до 30 процентов.

· Считается, что аутизм – врожденное или рано приобретенное расстройство развития огромную роль в возникновении, которого играют генетические факторы. Возможно, что некоторые факторы окружающей среды (экология, состояние организма матери) могут увеличивать вероятность рождения ребенка с аутизмом.

· Генетические факторы включают в себя как наследственные нарушения (нарушения, которые могут проявляться у родственников человека, страдающего аутизмом), так и спонтанные изменения генетического материала, которые не отмечаются ни у кого из близких человека с аутизмом.

· Несмотря на распространённость идеи о влиянии вакцинации на возникновение аутизма, эта теория не подтверждается многочисленными исследованиями. Прививки защищают детей от опасных инфекций, реальный риск от использования прививок меньше, чем риск от возможного инфицирования.

· В настоящее время не существует способов вылечить аутизм, однако, рано начатые коррекционные занятия существенно меняют прогноз развития значительной части детей с аутизмом. Цели таких коррекционных занятий:

1) Настолько, насколько это возможно поддерживать и стимулировать нормальное развитие речи, интеллекта, социальных навыков, навыков адаптации;

2) Снизить выраженность специфичных для аутизма неадаптивных (то есть снижающих способность ребенка адаптироваться в окружающем мире) симптомов, таких как склонность к повторяющимся действиям, стереотипность в интересах и привычках, приверженность к одному, раз и навсегда заведенному порядку и т.д.;

3) Снизить выраженность неспецифичных для аутизма, но нередко встречающихся неадаптивных симптомов, таких как двигательная расторможенность, гиперактивность, импульсивность, агрессивность;

4) Насколько это возможно, помочь родителям и семье, воспитывающей ребенка с аутизмом, например, обучать родителей методам управления поведением, создавать возможности для семейного отдыха, поддерживать рабочую занятость родителей и т.д.

· Похоже, что дети с аутизмом чаще, чем их сверстники имеют различные проблемы в других областях функционирования – нарушения в области желудочно-кишечного тракта, нарушения сна, эпилепсию и некоторые другие нарушения. Лечение этих нарушений при их реальном существовании у ребенка должно быть обязательным компонентом терапии.

· В связи с тем, что симптомы аутизма становятся заметны после, а также в связи с тем, что рано начатая коррекционная помощь существенно влияет на прогноз развития детей с аутизмом, особенное значение приобретает раннее выявление аутизма.

· Сложность проблемы аутизма, отсутствие эффективных и простых способов излечения, неясность в области причин приводит к появлению большого количества неэффективных, непроверенных и, возможно, вредных методов терапии. Каждый метод терапии следует оценивать с точки зрения эффективности и безопасности. Задачей разработчиков и распространителей методов терапии является доказательство эффективности и безопасности предложенных ими методов. Доказательством являются опубликованные результаты хорошо проведенных клинических испытаний.

· Прикладной анализ поведения – эффективный метод обучения детей с аутистическими расстройствами. Эффективность и безопасность прикладного анализа поведения подтверждена многочисленными исследованиями высокого качества.

Прикладной анализ поведения работает через:

o увеличение частоты желательного поведения (например, через увеличение частоты обращений к другим людям, увеличение усидчивости) и обучение новым навыками (например, умению подражать действиям других людей или умению обращаться с просьбами),

o поддержку существующего правильного и адаптивного поведения,

o генерализацию приобретенных умений из обучающей среды в повседневную жизнь (например, обучение использованию речи не только на занятиях, но и дома и на детской площадке),

o анализ и изменение ситуаций, которые провоцируют проблемное поведение,

o снижение проблемного поведения (например, самоагрессии или агрессии).

· Для успешного использования программ обучения, основанного на прикладном поведенческом анализе необходимо:

o проведение обучения высококвалифицированными специалистами,

o составление индивидуальных программ, основанных на тестировании конкретного человека,

o интенсивные занятия – от 20-25 часов в неделю,

o непрерывные занятия – 12 месяцев в году,

o обучение родителей и их участие в обучении ребенка

o усилия, направленные на генерализацию приобретенных умений.

· Некоторые лекарства могут влиять на нарушения поведения, часто наблюдающиеся при аутизме (например, на раздражительность или гиперактивность), однако, не оказывают какого-либо серьезного влияния на ключевые симптомы аутизма.

· До 40-50% людей с аутизмом могут достигать высокой степени самостоятельности во взрослой жизни (жить или полностью самостоятельно или с некоторой поддержкой), около 50-60% людей с аутизмом не могут жить самостоятельно и нуждаются в заботе и уходе во взрослом возрасте.

· Раннее начало помощи ребенку (до возраста 4ех лет), использование эффективных методов обучения, а также интеллектуальные возможности в настоящее время являются основными факторами, влияющими на прогноз.


·

Аутизм- Клинические проявления согласно критериям МКБ – 10 и DSM-IV

Критерий Пример поведения
Качественные нарушения реципрокного (двустороннего) социального взаимодействия  
a) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы тела; · нарушенный глазной контакт · отсутствие жестов во время разговора · необычная мимика или ограниченное использование мимики в коммуникации · необычные интонации, тон голоса
b) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что включало бы общие интересы, деятельность и эмоции; · мало интереса к сверстниками · мало или совсем нет друзей среди ровесников · сложности в групповом взаимодействии, в соблюдении правил во время игр
c) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или) слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения. · несоответствующее ситуации поведение · отсутствие реакции на поведения и изменения настроения у других людей, внешне кажется равнодушным · предпочтение одиночества · выраженная самостоятельность (скорее сделает сам, чем попросит)    
d) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов или достижений с другими людьми · задержка в формировании или отсутствие совместного внимания · не использует жест, чтобы показать, привлечь внимание · не показывает свои игрушки или достижения · предпочитает играть один, не включая других в свои игры  
Качественные аномалии в коммуникации
a) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления или лепета); · не использует слова для общения после 2ух лет · не использует простые фразы («еще печенья») после 3ех лет · после появления речи большое количество аграмматизмов · не компенсирует нехватку слов жестикуляцией, передвигает других людей (тело, руки) вместо того, чтобы показать, что им нужно сделать
b) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности с другим лицом; · проблемы в том, чтобы начать, поддержать и закончить беседу · неумение болтать, склонность говорить монологом · неумение реагировать на замечания и комментарии других, реагирует только на прямые вопросы или инструкции · сложность, чтобы говорить о темах, которые не являются предметом особого интереса
c) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование слов и выражений; · повторение того, что говорят другие · цитирование мультфильмов, сказок, фильмов, разговоров вне контекста, в несоответствующий момент · использование фраз и слов, которые ребенок придумал сам или в значении, которые ребенок установил сам
d) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более ­­раннем возрасте) подражательных игр. · не придумывает сценариев, сюжетов для игры с игрушками (или сценарии ограниченные или целиком заимствованные) · редко играет с предметами так, как будто они являются чем-то другим (например, представляет, что банан – это телефон, кубик – это дом) · играет с игрушками повторяющимся, конкретным образом (например, выстраивает из кубиков башни, не фантазируя и не придумывая с ними событий)
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность
a) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию или направленности; · повышенный интерес к определенным темам, игнорирование всего остального (например, интерес к самолетам и игнорирование других видов транспорта) · интерес к вещам, которые не соответствуют возрасту (например, устройство дверных ручек, астрофизика, история Древнего мира) · отличная память на факты, касающиеся области повышенного интереса  
b) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам; · желание совершать определенные вещи строго определённым образом (например, возвращаться домой определённым маршрутом, включать все лампочки дома перед тем, как лечь спать) · необходимость готовить заранее к любым, даже малозначительным изменениям · тревога или истерики, когда нарушается ритуал, привычный распорядок или ход вещей · желание постоянно носить в руках определенные предметы, крайне выраженная привязанность к каким-то вещам (например, одеялу)
c) стереотипные и повторяющиеся моторные маннеризмы, которые включают прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные движения всего тела; · хлопает руками, машет руками когда расстроен или обрадован · вертит руками перед глазами · необычные позы или необычные движения руками · раскачивания или кручения на месте на протяжении долгого времени
d) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации). · использование игрушек необычным образом (например, открывает и закрывает глаза куклам, открывает и закрывает дверь у сарая, крутит колесо у машинки), практически не используя игрушку по назначению · интерес к звуку, цвету, тактильным ощущениям от игрушки (например, любит обнюхивать предметы, помещает предметы в рот и обсасывает, смотрит на предметы под необычным углом или очень близко подносит к глазам) · привязанность к необычным предметам (бусам, телефонам)

 


Первазивные (общие) расстройства развития (Pervasive Developmental Disorders)
DSM-IV МКБ-10
299.00 Аутистическое расстройство (Autistic Disorder) F84.0 Детский аутизм (Childhood Autism)
299.80 Расстройство Ретта (Rett's Disorder) F84.2 Синдром Ретта (Rett's Syndrome)
299.10 Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder) F84.3 Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder)
299.80 Расстройство Аспергера (Asperger's Disorder) F84.5 Синдром Аспергера (Asperger's Syndrome)
299.80 Первазивное расстройство развития неуточнённое (Pervasive Developmental Disorder – not otherwise specified (PDD-NOS)) (включая атипичный аутизм (Atypical Autism)) F84.1 Атипичный аутизм (Atypical Autism)
F84.8 Другие общие расстройства развития (Other pervasive developmental disorders)
F84.9 Общие расстройства развития без дополнительных уточнений (Pervasive developmental disorders, unspecified)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements)

Характеристика Детский аутизм Синдром Аспергера PDD-NOS (атипичный аутизм) Синдром Ретта Дезинтегративное расстройство детского возраста
Возраст выявления (месяца) 0-36 Обычно после 36 Разные сроки 5-30 Больше 24
Соотношение полов М>Ж М>Ж М>Ж Ж (М?) М>Ж
Потеря навыков в ранние сроки развития По-разному Обычно нет Обычно нет Значительная Значительная
Навыки социального взаимодействия Существенно нарушены Нарушены в некоторой степени Вариабельно Зависит от возраста Существенно нарушены
Навыки коммуникации Обычно нарушены Обычно хорошие или нарушены умеренно Вариабельно – от существенных до легких нарушений Существенно нарушены Существенно нарушены
Ограниченные интересы Вариабельно (обычно стереотипии в игре и деятельности) Заметные (узкие интересы, своеобразные привычки) Вариабельно Нет Нет
Семейный анамнез – схожие проблемы Иногда Часто Неизвестно Обычно нет Нет
Эпилепсия Часто Не часто Не часто Очень часто Часто
Остановка роста головы Нет Нет Нет Да Нет
Коэффициент интеллекта От тяжелой умственной отсталости до нормы От легкой умственная отсталость до нормы От тяжелой умственной отсталости до нормы Тяжелая умственная отсталость Тяжелая умственная отсталость
Прогноз От плохого до хорошего От среднего до хорошего От среднего до хорошего Очень плохой Очень плохой

 

Расстройства аутистического спектра


[1] Далее термин «аутизм» будет использоваться как синоним термина «расстройство аутистического спектра»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: