дисциплины «Сестринское дело в педиатрии»




УТВЕРЖДЕНА

Начальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Е. С. Зятиковым

21 февраля 2005 г.

 

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

ПРОГРАММА

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования медицинского профиля,

по специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело»

 

 

МИНСК

 

Программа разработана преподавателями высшей квалификационной категории учреждения образования «Минское государственное медицинское училище № 1 » Н.В. Ежовой, С.Н. Ровиной.

 

Программа рецензирована преподавателем первой квалификационной категории учреждения образования «Минский государственный медицинский колледж» Никифоровой Т.А.

Рекомендована Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию.

 

Пояснительная записка

 

В Республике Беларусь введены государственные образовательные стандарты, изменено содержание понятия «сестринское дело». В связи с этим стал внедряться новый метод организации и оказания сестринской помощи здоровому и больному пациенту – сестринский процесс.

Сестринский процесс рассматривается как равнозначный врачебному элемент лечебно-диагностической деятельности и является наиболее перспективной моделью работы. В связи с этим выдвигаются новые требования к теоретической ипрактической подготовке медицинской сестры как самостоятельного специалиста. Внедрение сестринского процесса требует перестройки не только методической работы, но и перестройки мышления, мировоззрения в свете философии сестринского дела. Подробный разбор ситуаций, проигрывание многочисленных проблем пациента позволяют изучить варианты оказания помощи и организовать действенный высококвалифицированный уход. Как обучающая модель, сестринский процесс позволяет внедрить инновационные методики обучения, повысить уровень и выживаемость знаний, овладеть этическим и психологическим компонентом работы медицинской сестры.

Программа по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» представлена разделами:

Раздел 1. Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс

Раздел 2. Патология детей. Работа медсестры по уходу и наблюдению за ребенком. Сестринский процесс

Раздел 3. Инфекционные болезни. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур детям. Иммунопрофилактика. Организация противоэпидемических мероприятий. Сестринский процесс

Раздел 4. Работа медсестры детской поликлиники. Сестринский процесс.

Теоретический курс. В программе представлены темы по воспитанию и развитию здорового и заболевшего ребенка. Рассматриваются анатомо-физиологические особенности новорожденного, основы рационального вскармливания детей, закономерности физического, нервно-психического развития, изучаются профилактические рекомендации в работе детской медицинской сестры. Особое значение придается вопросам валеологии: при изучении дошкольного возраста подчеркивается важность профилактики неврозов и травматизма, школьного — актуальность предупреждения близорукости, кариеса, нарушений осанки, вопросам полового воспитания. Уделяется внимание навыкам консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья.

В программе представлены причины заболеваний, их сущность, клинические проявления, возможные осложнения, принципы лечения и ухода. Опираясь на знание особенностей процессов жизнедеятельности ребенка, медсестра может оценить его состояние, грамотно провести сестринское обследование и осуществить сестринский процесс. Особое значение уделяется психологической поддержке ребенка и его близких.

Усвоить учебный материал, научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации, помогают семинарско-практические занятия с использованием тестирования, решения проблемно-ситуационных задач, составлением карт сестринского ухода, ролевых ситуаций и игр, других проблемных методов обучения.

Практический курс. Доклиническая практика. На занятиях демонстрируется стандарт выполнения манипуляций. Учащиеся объясняют цель и ход проведения процедуры, учатся мотивировать свои действия, отрабатывают манипуляции на куклах-муляжах. Закрепляют знания с помощью тестирования, решения клинико-ситуационных задач, составления карт сестринского процесса по технике выполнения манипуляций.

Клиническая практика. Полученные теоретические знания закрепляются на практических занятиях в лечебно-профилактических учреждениях. Будущие медсестры сначала совместно с преподавателем, а затем самостоятельно, проводят сестринское обследование здорового и больного ребенка, оценивают тяжесть состояния, ставят сестринский диагноз и составляют план сестринских вмешательств, реализуют его.

На практических занятиях следует отрабатывать следующие умения:

  • грамотно проводить сестринское обследование ребенка, оценивать тяжесть его состояния;
  • осуществлять сестринскую диагностику, выявляя конкретную потребность ребенка в уходе;
  • научиться выделять приоритетную(ые) проблему(ы), определять ожидаемый результат ухода;
  • составлять план мероприятий по решению выявленных проблем, организовать их выполнение;
  • четко выполнять диагностические и лечебные манипуляции по назначению врача;
  • оказывать доврачебную помощь при осложнениях и неотлож­ных состояниях;
  • организовать реабилитацию детей и осуществлять профилактику заболеваний;
  • оценивать эффективность проведенной работы.

Подобный подход к преподаванию дисциплины ставит на одно из первых мест по степени важности сестринскую функцию ухода, заста­вляет учащихся мыслить, творчески относиться к работе, воспитывает у будущих медсестер чувство ответственности за состояние ребенка.

 

Примерный тематический план

дисциплины «Сестринское дело в педиатрии»

  Раздел, тема   Количество часов
  Всего В том числе на
практические занятия
     
Раздел 1. Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс   1. 1. Введение. Краткая история педиатрии. Система охраны материнства и детства в Республике Беларусь. Периоды детского возраста. 1.2. Новорожденный ребенок, уход за ним. 1.3. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Основы рационального питания. Обязательная контрольная работа № 1 1.4. Физическое и нервно-психическое развитие. 1.5. Комплексная оценка состояния здоровья. Профилактические рекомендации. 1.6. Работа медсестры детской поликлиники по развитию и воспитанию здорового ребенка. Патронаж. 1.7. Воспитание и развитие здорового ребенка. Основы сестринского процесса. 1.8. Навыки консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья. Раздел 2. Патология детей. Работа медсестры по уходу и наблюдению за ребенком. Сестринский процесс 2.1 Уход за больным ребенком раннего возраста. 2.2. Парентеральные манипуляции. Профилактика парентерального инфицирования. 2.3. Основы сестринского процесса по выхаживанию больного ребенка. 2. 4. Недоношенный ребенок, уход за ним. 2.5. Болезни новорожденных. 2.6. АФО костно-мышечной системы. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилияю. 2.7. Аномалии конституции. Хронические расстройства питания и пищеварения. Экзамен Всего на III курсе 2.8. АФО и болезни органов дыхания 2.9. Стоматиты. Гельминтозы 2.10. АФО и болезни системы кровообращения 2.11. АФО и болезни системы крови 2.12. АФО и болезни органов мочевыделения 2.13. АФО эндокринной системы. Особенности сахарного диабета у детей 2.14. Неотложная помощь Раздел 3. Инфекционные болезни. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур детям. Иммунопрофилактика. Организация противоэпидемических мероприятий. Сестринский процесс 3.1. Плановая иммунопрофилактика 3.2. Пути борьбы с инфекционными болезнями. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. 3.3. Особенности туберкулеза у детей и подростков Обязательная контрольная работа № 2 3.4. Капельные инфекции 3.4. Кишечные инфекции 3. 5.Работа медсестры детской поликлиники. Сестринский процесс Экзамен Всего на IY курсе Всего на III и IY курсах                                                 -       - -       -                         -    
Курсы Теория/практика Итого Всего
III курс 72/102   Теория 130 Практика 196
IV курс 58/94  

 

 


1. Примерный тематический план теоретического курса

 

Наименование разделов и тем К-во часов
   
III курс Раздел 1. Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс 1.1. Введение 1.2. Воспитание и развитие здорового ребенка. Сестринский процесс 1.3. Новорожденный ребенок, уход за ним. Пограничные состояния 1.4. Семинар. Новорожденный ребенок, уход за ним 1.5. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Грудное вскармливание 1.6. Вскармливание новорожденного 1.7. Вскармливание новорожденного (продолжение) 1.8. Семинар. Вскармливание новорожденного. Сестринский про цесс 1.9. Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери 1.10. Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка 1.11. Семинар. Практика консультирования по вопросам грудного вскармливания. Сестринский процесс 1.12. Коррекция питания 1.13. Частичное грудное и искусственное вскармливание 1.14. Семинар. Частичное грудное и искусственное вскармливание. Сестринский процесс 1.15. Питание детей с 1 года до 7 лет. Проблемы питания детей в условиях загрязнения окружающей среды. 1.16. Физическое развитие Обязательная контрольная работа № 1 1.17. Нервно-психическое развитие 1.18. Комплексная оценка состояния здоровья. Профилактические рекомендации 1.19. Семинар. Воспитание и развитие здорового ребенка. Сестрин ский процесс 1.20. Семинар. Навыки консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья Раздел 2. Патология детей. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур. Сестринский процесс 2.1. Основы сестринского процесса по выхаживанию больного ребенка 2.2. Недоношенный ребенок, уход за ним 2.3. Семинар. Недоношенный ребенок, уход за ним 2.4. Асфиксия новорожденного 2.5. Родовые травмы и повреждения. Перинатальное повреждение центральной нервной системы (ЦНС) 2.6. Гемолитическая болезнь новорожденного (ГБН) 2.7. Семинар. Болезни новорожденных (асфиксия, перинатальное повреждение ЦНС, ГБН) 2.8. Анатомо-физиологические особенности (АФО) кожи и подкожной жировой клетчатки. Неинфекционные заболевания кожных покровов, пу1повинного остатка и пупочной ранки 2.9. Инфекционные заболевания новорожденных 2.10. Семинар. Болезни новорожденных (неинфекционные и инфекционные заболевания кожи и пупочной области) 2.11. АФО костно-мышечной системы. Рахит 2.12. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия 2.13. Семинар. АФО костно-мышечной системы. Рахит. Гиперви таминоз Д. Спазмофилия 2.14. Аномалии конституции 2.15. Хронические расстройства питания и пищеварения 2.16. Семинар. Аномалии конституции. Хронические расстройства питания и пищеварения IY курс 2.17. АФО и болезни органов дыхания (ринит, ларингит) 2.18. Болезни органов дыхания (бронхиты) 2.19. Болезни органов дыхания (пневмонии) 2.20. Семинар. АФО и болезни органов дыхания 2.21. Стоматиты. Гельминтозы 2.22. Семинар. Стоматиты. Гельминтозы 2.23. АФО и болезни системы кровообращения (врожденные пороки сердца) 2.24. Ревматизм 2.25. Семинар. АФО и болезни системы кровообращения 2.26. АФО и болезни системы крови (анемии) 2.27. Болезни системы крови (геморрагические диатезы) 2.28. Болезни системы крови (лейкоз) 2.29. Семинар. АФО и болезни крови (анемии, геморрагические диатезы, лейкоз) 2.30. АФО и болезни органов мочевыделения 2.31. АФО эндокринной системы. Особенности сахарного диабета у детей 2.32. Семинар. Болезни почек. Особенности сахарного диабета у детей 2.33. Семинар. Неотложная помощь (острый стеноз гортани, ларингоспазм, судорожный синдром, лихорадка) 2.34. Семинар. Неотложная помощь (недостаточность кровообращения, анафилактический шок, носовое кровотечение) Раздел 3. Инфекционные болезни. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур детям. Иммунопрофилактика. Организация противоэпидемических мероприятий. Сестринский процесс 3.1 Плановая иммунопрофилактика 3.2. Планирование профилактических прививок 3.3. Планирование профилактических прививок 3.4. Пути борьбы с инфекционными заболеваниями. Противоэпидеми ческие мероприятия в очаге инфекции 3.5. Особенности туберкулеза у детей и подростков 3.6. Особенности туберкулеза у детей и подростков Обязательная контрольная работа № 2 3.7. Капельные инфекции (дифтерия, коклюш) 3.8. Капельные инфекции (скарлатина, корь, краснуха) 3.9. Капельные инфекции (ветряная оспа, паротитная инфекция) 3.10. Семинар. Капельные инфекции 3.11. Кишечные инфекции                                                    

2. Примерный тематический план практического курса

 

Наименование разделов и тем К-во часов
   
III курс Раздел 1. Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс 1.1. Уход за новорожденным (ДП) 1.2. Воспитание и развитие здорового ребенка. Сестринский процесс (ДП или отд.) 1.3. Вскармливание новорожденных (ДП) 1.4. Устройство, санитарно-гигиенический режим РДУ 1.5. АФО новорожденного, организация ухода и вскармливания 1.6. АФО пищеварения. Основы рационального питания ребенка первого года жизни (ДП) 1.7. Основы рационального питания ребенка первого года жизни 1.8. Физическое и нервно-психическое развитие, воспитание и гигиена ребенка (ДП или отдел.) 1.9. Работа медсестры детской поликлиники по развитию и воспитанию здорового ребенка. Патронаж Раздел 2. Патология детей. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур. Сестринский процесс 2.1. Уход за больным ребенком раннего возраста (ДП) 2.2. Парентеральные манипуляции. Профилактика парентерального инфицирования (ДП) 2.3. Основы сестринского процесса по выхаживанию больного ребенка 2.4. Недоношенный ребенок, уход за ним 2.5. Болезни новорожденных 2.6. Болезни новорожденных 2.7. АФО костно-мышечной системы. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия 2.8. Аномалии конституции. Хронические расстройства питания IY курс 2.9. АФО и болезни органов дыхания 2.10. АФО и болезни органов дыхания 2.11. АФО слизистых. Стоматиты. Гельминтозы 2.12. АФО и болезни сердечно-сосудистой системы 2.13. АФО и болезни системы крови 2.14. АФО и болезни почек 2.15. Особенности сахарного диабета у детей и подростков. 2.16. Неотложная помощь Раздел 3. Инфекционные болезни. Работа медсестры по уходу, наблюдению, выполнению лечебно-диагностических процедур детям. Иммунопрофилактика. Организация противоэпидемических мероприятий. Сестринский процесс 3.1. Иммунопрофилактика (ДП) 3.2. Иммунопрофилактика (ДП) 3.3. Особенности туберкулеза у детей и подростков 3.4. Капельные инфекции бактериальной этиологии 3.5. Капельные инфекции вирусной этиологии 3.6. Острые кишечные инфекции у детей раннего возраста   Раздел 4. Работа медсестры детской поликлиники 4.1. Организация прививочной и противоэпидемической работы в поликлинике 4.2. Работа участковой медсестры по наблюдению за больным ребенком. Диспансеризация детей                          

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретический курс

Цели изучения темы Наименование и содержание темы Результаты достижения цели К-во час.
       
  III курс Раздел 1. Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс (64 ч)  
Ознакомить с целями и задачами педиатрии. Сформировать знания о периодах детского возраста, научить применять их при изучении различных разделов педиатрии. 1.1. Введение Определение педиатрии, цели, задачи. Краткая история развития педиатрии. Организация системы охраны материнства и детства в Республике Беларусь. Периоды детского возраста, их краткая характеристика.   Имеет представление о современной организации медицинской помощи в Республике Беларусь. Знает периоды детского возраста, ясно представляет их, может объяснить и охарактеризовать.  
Ознакомить с этапами сестринского процесса при работе со здоровым ребенком. 1.2. Воспитание и развитие здорового ребенка. Сестринский процесс Цели, методология, организационная структура (этапы) сестринского процесса. Особенности организации сестринского процесса в педиатрии. Понимает, как осуществить сестринский процесс здоровому ребенку.  
Сформировать знание анатомических и физиологических особенностей новорожденного ребенка, его функциональных возможностей. Научить анализировать пограничные состояния и применять полученные знания при осуществлении сестринского процесса. 1.3. Новорожденный ребенок, уход за ним. Пограничные состояния Понятие о живорождении и мертворождении. Определение доношенности, недоношенности, переношенности. Понятие «зрелость ребенка». АФО доношенных новорожденных. Изменения, происходящие в организме плода при рождении. Пограничные (транзиторные) состояния периода новорожденности: определение, общая характеристика, причины возникновения, клинические проявления, тактика. Знает АФО доношенных новорожденных. Имеет представление о недоношенных и переношенных новорожденных. Может отличить транзиторные состояния от патологического процесса. Знает, как осуществить сестринский процесс здоровому новорожденному.    
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 1.4. Семинар. Новорожденный ребенок, уход за ним Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др. Умеет осуществить сестринский процесс здоровому новорожденному. Может оказать матери психологическую поддержку.  
Сформировать знания по АФО органов пищеварения. Познакомить с преимуществами грудного вскармливания. 1.5. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Грудное вскармливание Особенности строения и функции полости рта, пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника. Микрофлора желудочно-кишечного тракта. Характеристика стула. Понятия: исключительно-, преимущественно грудное вскармливание. Достоинства грудного вскармливания. Питание и режим кормящей матери. Знает АФО органов пищеварения. Понимает взаимосвязь АФО органов пищеварения с особенностями вскармливания детей. Понимает значение грудного вскармливания для дальнейшего развития ребенка.  
Сформировать знания о процессе образования молока и факторах, влияющих на его количество, понимание важности кормления ребенка молозивом. 1.6. Вскармливание новорожденного Строение молочной железы. Образование грудного молока. Признаки активного рефлекса окситоцина. Факторы, сдерживающие выработку молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди. Изменения в составе молока. Краткая характеристика молозива, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Понимает механизм образования молока Знает, как увеличить его выработку Знает об изменениях в составе материнского молока.    
Сформировать знания о правилах и технике кормления грудью, ее оценке. 1.7. Вскармливание новорожденного (продолжение) Раннее прикладывание к груди, показания, противопоказания, методика. Правила кормления грудью. Обучение матери технике кормления грудью. Оценка кормления грудью. Понимает важность раннего и правильного прикладывания ребенка к груди. Знает правила кормления грудью. Знает технику кормления грудью.  
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 1.8. Семинар. Вскармливание новорожденного Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др.   Умеет применить знания по вскармливанию ребенка, в том числе и в нестандартной ситуации. Может оказать матери психологическую поддержку.  
Сформировать знания по оказанию помощи кормящей матери при затруднениях.     1.9. Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери Проблемы с количеством молока: гипогалактия, ранняя и поздняя. Причины возникновения. Степени. Недокорм, его признаки (достоверные и вероятные). Лактационные кризы. Контрольные кормления, методика. Тактика помощи при гипогалактии. Стимуляция рефлекса окситоцина. Затруднения выделения молока из грудной железы, слишком много молока, поступающего быстро; галакторея: причины, клинические проявления, тактика. Затруднения при вскармливании грудью (повторение с учетом междисциплинарных связей с акушерством): неправильная форма, трещины, раздражение, кровотечение из соска; воспаление сосков; наполнение и нагрубание молочных желез, закупорка млечного протока; особые случаи – кесарево сечение, болезнь матери, прием кормящей матерью лекарственных средств. Составление (выборочно) карт сестринского процесса. Знает, как осуществить сестринский процесс при наиболее актуальных проблемах вскармливания ребенка грудью. Может оказать матери психологическую поддержку.    
Сформировать знания по оказанию помощи кормящей матери при затруднениях со стороны ребенка. 1.10. Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка Отказ ребенка от груди. Доношенные близнецы. Слабососущие дети. Расщелина губы и неба. Короткая уздечка языка. Знает, как осуществить сестринский процесс при наиболее актуальных проблемах ребенка. Может оказать матери психологическую поддержку.    
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 1.11. Семинар. Практика консультирования по вопросам грудного вскармливания Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др. Умеет применить знания, в том числе и в нестандартной ситуации. Может оказать матери психологическую поддержку.  
Сформировать знания о необходимости введения добавок и прикормов здоровому ребенку 1.12. Коррекция питания Цели, сроки, правила введения корригирующих добавок. Прикорм, определение, виды, правила дачи. Отнятие ребенка от груди. Сухие и консервированные продукты промышленного производства для детей. Знает цели, сроки и правила введения добавок и прикормов Ориентируется в ассортименте сухих и консервированных продуктов промышленного производства для детей    
Сформировать знания по вскармливанию ребенка грудного возраста молочными смесями 1.13. Частичное грудное и искусственное вскармливание Определение. Показания к переводу. Опасности искусственного питания. Виды молочных смесей, их выбор. Правила введения докорма. Правила и ошибки вскармливания молочными смесями. Режим питания. Расчет количества пищи. Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста. Знает особенности питания детей, находящихся на различных видах вскармливания. Знает алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста. Знает как осуществить сестринский процесс при наиболее актуальных проблемах ребенка.  
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 1.14. Семинар. Частичное грудное и искусственное вскармливание. Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление меню и карт сестринского ухода. Ролевые ситуации. Понимает основы рационального вскармливания детей. Умеет составлять примерное меню ребенку. Знает, как осуществить сестринский процесс при наиболее актуальных проблемах ребенка.    
Сформировать знания об особенностях питания детей с 1 года до 7 лет и в условиях загрязнения окружающей среды.   1.15. Питание детей с 1 года до 7 лет. Проблемы питания детей в условиях загрязнения окружающей среды. Требования к качественному и количественному составу рациона. Распределение продуктов в течение дня. Кулинарная обработка пищи. Распределение объема и калоража пищи. Употребление экологически чистых продуктов. Радиопротекторные свойства пищи. Обогащение рациона минеральными веществами и микроэлементами. Выведение радионуклидов. Знает особенности питания детей с 1 года до 7 лет. Понимает проблемы и особенности питания детей в условиях загрязнения окружающей среды, в том числе и радионуклидами.  
Сформировать знания о росте и развитии ребенка. Научить анализировать его физическое развитие. 1.16. Физическое развитие. Обязательная контрольная работа Факторы, определяющие рост и развитие ребенка. Критические периоды. Средние показатели физического развития (ФР). Динамика показателей. Методика оценки показателей ФР центильным и расчетным методами. Понятие об акселерации и связанных с этим проблемах здоровья. Обязательная контрольная работа Знает методику оценки физического развития. Умеет оценивать ФР центильным методом (с помощью таблиц, графиков) и расчетным методом.        
Сформировать знания и научить анализировать нервно-психическое развитие ребенка.     1.17. Нервно-психическое развитие Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Особенности строения головного и спинного мозга в детском возрасте. Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Развитие органов чувств. Нервно-психическое развитие (НПР), его особенности у детей раннего возраста. Знакомство с показателями НПР этого возраста. Оценка НПР, определение группы и гармоничности. Знает АФО нервной системы. Знает методику исследования нервной системы. Умеет оценивать НПР табличным методом.      
Сформировать знания о важности соблюдения режима дня, проведения массажа и гимнастики, закаливания, воспитательного воздействия.     1.18. Комплексная оценка состояния здоровья. Профилактические рекомендации Критерии оценки состояния здоровья, определяющие и характеризующие. Группы здоровья.Виды рекомендаций. Профилактические рекомендации:
  • режим дня, правила его построения;
  • массаж, его воздействие на организм, правила, методика проведения; понятие о комплексах гимнастических упражнений, воспитательные задачи;
  • закаливание, цели, правила, группы закаливания, методика проведения;
воспитательное воздействие, основные приемы.
Имеет понятие о комплексной оценке состояния здоровья ребенка и роли медсестры в ее проведении. Знает группы здоровья. Имеет представление об индивидуальном подходе к составлению режима дня. Знает цели, правила физического воспитания и воспитательного воздействия, ориентируется в методике проведения.      
Сформировать знания по удовлетворению универсальных потребностей здорового ребенка. Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации 1.19. Семинар. Воспитание и развитие здорового ребенка. Сестринский процесс Составление карт сестринского процесса при наиболее актуальных проблемах здорового ребенка (про­блемы развития, питания, недостатки ухода, непонимание родите­лями тех или иных вопросов, риск развития различной патологии и др.). Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др. Может осуществить сестринский процесс здоровому ребенку в условиях поликлиники и на дому.      
Обсудить характер сестринской помощи, которая может помочь адаптационному процессу в подростковом возрасте. Сформировать знания по основам консультирования детей и подростков. 1.20. Семинар. Навыки консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья Основы консультирования. Половое созревание и поведение. Психосексуальное развитие: проблемы сексуального здоровья детей и подростков, полоролевое поведение, динамика сексуального поведения. Темы рефератов для самостоятельного изучения проблемы: планирование семьи; последствия незащищенных половых отношений; наркомания и алкоголизм как дополнительный фактор риска и др. Знает, как провести консультацию в области репродуктивного здоровья подросткам.  
Раздел 2. Патология детей. Работа медсестры по уходу, наблюдению и выполнению лечебно-диагностических процедур детям. Сестринский процесс  
Сформировать понимание сестринского процесса при наиболее актуальных проблемах заболевшего ребенка. 2.1. Основы сестринского процесса по выхаживанию больного ребенка Составление карт сестринского процесса при наиболее актуальных проблемах заболевшего ребенка: настоящие (приоритетные) проблемы - а) проблемы нарушения развития ребенка и процессов его жизнедеятельности; б) проблемы, связанные с уходом; в) психологические проблемы; г) проблемы, связанные с родителями и др.; потенциальные проблемы - а) риск развития осложнений; б) риск возникновения неотложных состояний. Понимает, как раскрыть сестринский процесс при уходе за больным ребенком в условиях стационара, поликлиники и на дому.    
Сформировать знания по выхаживанию недоношенного ребенка.   2.2. Недоношенный ребенок, уход за ним Определение, степени недоношенности. Причины и провоцирующие факторы преждевременного рождения. Морфологические и функциональные признаки недоношенности. Организация медицинской помощи, этапы выхаживания. Микроклиматические условия содержания детей, санитарно-гигиенический и лечебно-охранительный режимы. Вскармливание. Выхаживание в домашних условиях. Особенности развития недоношенных детей. Прогноз. Медико-психологические проблемы в работе с недоношенными детьми. Знает АФО недоношенного ребенка. Понимает, как осуществить сестринский процесс недоношенному ребенку.  
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 2.3. Семинар. Недоношенный ребенок, уход за ним Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др. Умеет раскрыть сестринский процесс актуальных проблем недоношенного ребенка в условиях стационара, поликлиники и на дому. Может оказать психологическую поддержку родителям.  
Сформировать знания об асфиксии для практической деятельности медсестры. 2.4. Асфиксия новорожденного Определение. Виды. Факторы риска ее развития. Оценка признаков живорождения. Шкала Апгар, признаки, оценка. Клиническая картина первичной асфиксии. Объем первичной реанимации в зависимости от степени тяжести состояния. Постреанимационный период. Профилактика вторичной асфиксии, роль медсестры. Знает современные подходы по выхаживанию новорожденных детей с асфиксией. Понимает назначение реанимационных мероприятий в зависимости от степени тяжести асфиксии. Осознает важность грамотного ведения ребенка в постреанимационном периоде и роль медсестры в этом. Знает меры по профилактике и оказанию доврачебной помощи при вторичной асфиксии. Знает, как осуществить сестринский процесс новорожденному с асфиксией.    
Сформировать знания о родовых травмах новорожденных для практической деятельности медсестры. 2.5. Родовые травмы и повреждения. Перинатальное повреждение центральной нервной системы (ЦНС) Определение. Виды травм. Родовая опухоль. Кефалогематома. Перинатальное повреждение центральной нервной системы: причины возникновения, его сущность, клиническая картина, принципы диагностики и лечения, уход, возможные осложнения, профилактика, прогноз. Имеет современное представление о патологии. Знает критерии сестринской диагностики родовых травм: анамнестические, клинические, параклинические. Знает, как осуществить сестринский процесс ребенку с родовой травмой в условиях стационара, поликлиники и на дому. Может оказать психологическую поддержку родителям. Знает принципы динамического наблюдения и реабилитации детей с родовыми травмами.  
Сформировать знания о ГБН для практической деятельности медсестры. 2.6. Гемолитическая болезнь новорожденного (ГБН) Определение. Причины заболевания. Механизм развития. Клиническая картина. Диагностика. Принципы лечения. Уход. Возможные осложнения. Профилактика. Прогноз. Имеет современное представление о заболевании. Знает критерии сестринской диагностики заболевания: анамнестические, клинические, параклинические. Может заподозрить ранние признаки патологии. Знает, как осуществить сестринский процесс ребенку с ГБН. Знает основные пути оздоровления и критерии эффективности сестринского вмешательства.    
Научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации. 2.7. Семинар. Болезни новорожденных (асфиксия, перинатальное повреждение ЦНС, ГБН) Тестирование. Решение проблемно-ситуационных задач. Составление карт сестринского ухода. Ролевые ситуации и др. Умеет осуществить сестринский процесс ребенку с перинатальным повреждением ЦНС, ГБН.  
Дать современное понятие неинфекционным заболеваниям кожи, пуповинного остатка и пупочной ранки.     2.8. Анатомо-физиологические особенности (АФО) кожи и подкожной жировой клетчатки. Неинфекционные заболевания кожных покровов, пуповинного остатка и пупочной ранки Особенности строения и функции кожи, подкожной жировой клетчатки. Потница, опрелости, склередема и склерема: причины возникновения, клиническая картина, лечение, ух


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: