Методические основы решения психологических задач




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практическое занятие 2

Методические основы решения психологических задач

Вопросы для обсуждения:

1. Методические основы решения психологических задач.

2. Основные научные психологические категории, составляющих основу решения психологом задач клиента: категория образа, категория действия, категория мотивации, категория общения, категории индивид.

 

Основная литература

1. Бекоева, Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие для вузов / Д. Д. Бекоева. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2009. - 192 с.: ил. - (Высш. проф. образование. Психология). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-7695-4942-7: 156-00

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 262 с.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. - Гриф УМО. - М.: Акад. Проект, 2002. - 490, [1] с. - (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 486-487. - ISBN 5-8291-0174-2: 40-00

3. Современная практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Тутушкина [и др.]; под ред. М. К. Тутушкиной. - М.: Академия, 2005. - 432 с.: ил. - Библиогр. в конце частей. - Термины и определения: с. 417-424. - Алфавит черт личности: с. 425-429. - ISBN 5-7695-2070-1: 273-00

 

Исследовательское задание

ИДЗ 1 Разработка модели «Профессиональная деятельность практического психолога». 6 баллов

Задание для самостоятельной работы

Определите содержание позиции практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента.

1. «Как психолог я могу с помощью различных методик определить личные качества вашего ребенка, его склонности, сориентировать его в выборе профес­сии».

2. «Внимательно выслушаю вас, попытаюсь разобраться в ваших проблемах».

3. «Вас внимательно выслушают, попробуем вместе с вами разобраться в ваших проблемах».

4. «Я постараюсь помочь вам разобраться в причинах ва­шего состояния и попытаться наметить пути выхода из него».

5. «Как психолог я могу производить диагностическое об­следование личности, готовности ребенка к школе...»

6. «Я могу почувствовать ваше состояние и попытаться помочь вам разобраться в том, что с вами происходит».

7. «Я готова выслушать и помочь вам, если есть такая не­обходимость».

8. «Я готова помочь вам разобраться в проблемах вашей жизни, если они есть, разобраться в самом себе».

9. «Я могу помочь вам глубже понять себя, и то, как вы строите ваши отношения с другими людьми».

10. «Я готова работать с вами, чтобы найти возможность понять себя».

11. «Я готова сделать диагностику, организовать деловую игру и т. п.»

12. «Готов помочь вам разобраться в себе и разрешить воз­никшие у вас проблемы».

13. «Готова помочь вам почувствовать себя увереннее в жизни, в общении с людьми».

14. «Могу вместе с вами прочувствовать ситуацию, кото­рая является для вас проблемой».

15. «Рассказывайте, я вас слушаю».

16. «Если вы пришли, то у вас что-то случилось».

17. «Я могу помочь разобраться в проблеме и попытаться решить ее доступными мне средствами».

18. «Готова выслушать вас и вывести вас на вашу проблему».

19. «Я готов выслушать вас и решить ваш вопрос».

20. «Я могу выслушать вас, понять и сформулировать для себя вашу проблему».

 

ПрЗ 2 Методические основы решения психологических задач. Модель профессиональной деятельности практического психолога. Представление и обсуждение содержания структурных компонентов модели. 2 балла

Условия допуска ИДЗ 1 Разработка модели «Профессиональная деятельность практического психолога».

ИДЗ 1 Разработка модели «Профессиональная деятельность практического психолога». 6 баллов

Условия допуска: ИДЗ 1, выполненное в полном объеме, сдано за 2 дня до ПрЗ 2.

6-5 балла – ИДЗ 1 выполнено в полном объеме, в соответствии с требованиями: составлена сложная структурно-логическая модель, четко структурированы блоки профессиональной деятельности практического психолога.

4-3 балла – ИДЗ 1 выполнено в соответствии с требованиями, но не в полном объеме: модель представлена традиционно, блоки профессиональной деятельности практического психолога не структурированы.

2-1 балл – ИДЗ 1 выполнено не в полном объеме, имеются несоответствия с требованиями: представлена простая модель.

0 баллов – ИДЗ 1 не выполнено.

Методические основы решения психологических задач

Мы уже говорили о том, что тема взаимодействия клиента и практического психолога задается текстом заказа. В этом тексте психолог выделяет систему оце­нок клиента, в которой он воспринимает психологичес­кую информацию, и создает необходимые условия для переформулирования текста заказа в психологическую задачу. Основной критерий психологической задачи связан с появлением у клиента вопроса о значении психологической информации.

Вот в этот момент у психолога и возникает вопрос о том, как решать психологическую задачу клиента.

Мы уже отмечали, что в профессиональной дея­тельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

История психологии как науки показывает, что все конкретные психологические теории связаны с исполь­зованием основных научных категорий, отражающих специфику предмета психологии как науки. Эти кате­гории как формы мышления о внутреннем мире чело­века по мере становления научного психологического знания наполнялись новым содержанием, уточнялись с помощью других категорий и понятий, но по форме оставались теми же.

Отношение практического психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологическую позицию в решении пси­хологических задач клиента.

Какую научную категорию практический психо­лог считает основной, какой он видит связь ее с дру­гими категориями, как осуществляет конкретизацию этих категорий при анализе уникальной ситуации жизни клиента? Ответы на эти вопросы и позволяют увидеть и отрефлексировать содержание методологи­ческой основы решения психологических задач.

Какие же психологические категории являются основными, то есть отражающими специфику предме­та психологии как науки?

На наш взгляд, к ним можно отнести основные следующие научные категории: образ, действие, моти­вация, общение, индивид-личность.

Эти пять научных категорий отражают специфику психической реальности, которая познается соответ­ствующими этой специфике методами. Как известно, основными методами психологической науки являют­ся следующие: экспериментальный (в различных ва­риантах), объективные наблюдения, психофизические методы, тесты, моделирование.

Практический психолог пользуется этими метода­ми и научными категориями, но для решения не науч­ных, а психологических задач конкретного клиента.

Основные научные психологические категории, составляющих основу решения психологом задач клиента: категория образа, категория действия, категория мотивации, категория общения, категории индивид.

Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, со­ставляющих основу решения психологом задач кли­ента.

Категория образа дает возможность выделить саму психологическую реальность в ее гносеологическом аспекте. Образ реален, он существует в системе жиз­ненных отношений между человеком и миром. В психо­логических исследованиях было выявлено соответствие образа структуре внешней среды, то есть зафиксиро­вана его отражательная природа. Отношение образа и реального мира не ограничивается ощущениями. Фи­зический мир представлен во внутреннем мире чело­века в виде сложных когнитивных структур, включаю­щих и ощущения и самые абстрактные понятия. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятель­ности человека. Образ определяет процессы целеполагания, включен в построение модели будущего дей­ствия, в том числе и телесного действия. Образ мира, в котором живет человек, включает и образ самого человека — его физического «Я», схемы его тела как системы координат, ориентирующей человека в про­странстве и времени.

Конкретные психологические теории используют различные содержательные характеристики образа для описания специфики психологической реальности, но все они выделяют ее динамичность — относительную устойчивость и изменчивость его параметров.

Категория действия складывалась на основе реф­лекторной концепции. Идея интериоризации, то есть идея превращения внешнего действия во внутреннее, дала возможность проанализировать происхождение многих феноменов внутреннего мира человека, откры­ла перспективы понимания мыслительных актов чело­века, позволила выделить и осмыслить проблему целе­сообразности человеческих действий как проблему организации поведения.

Категория действия позволила описать структуру человеческой активности, выделить в целостном пото­ке жизни отдельные виды деятельности и действий, их взаимосвязь и взаимозависимость, особенности пере­хода одного вида активности в другой.

Категория мотивации описывает сферу побужде­ний, придающих действию направленность, избира­тельность, динамичность. Это сфера психодинамики, психоэнергетики. Категория мотивации — одна из самых сложных и противоречивых в современной

психологии. Она включает в себя как аффектные, так и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к разным аспектам окружающего мира, к самому себе как части этого мира — к своему внутреннему миру и к своему физическому телу.

Категория мотивации позволяет выделить в содер­жании мотивации относительно устойчивые и относи­тельно изменчивые параметры, например, к первым относятся базисные потребности человека (в разных психологических теориях они описываются по-разно­му: потребность в самоутверждении и самоактуализа­ции, потребность в новых впечатлениях, потребность в признании). Относительно изменчивые параметры мотивации характеризуются через ценности человека, аффективные переживания, эмоциональные комплек­сы, черты личности и т. п.

С помощью относительно устойчивых и относи­тельно изменчивых параметров мотивации есть воз­можность описать такие содержательные характерис­тики активности человека, как перспективы, цели, процессы иерархизации различных ценностей, меха­низмы принятия решении и механизмы выбора того или иного способа поведения.

Описание содержания целей, потребностей и от­дельных мотивов человека позволяет ставить вопрос об их происхождении. Это дает возможность исследовать индивидуальную мотивацию человека с различных теоретических позиций, опирающихся на совершенно непохожие подходы к самому понятию индивидуаль­ность, например, бихевиоральный подход и психоди­намический подход, где индивидуальность мотивации объясняется различными факторами. В бихевиоральном большее внимание уделяется научению, в психо­динамическом — врожденным, инстинктивным фор­мам поведения человека.

Но в любом случае (независимо от исходных тео­ретических положений исследователя или практика) применение категории мотивации приводит к анализу взаимодействия человека с человеком и человека с самим собой. Эта особая реальность описывается ка­тегорией общения.

Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой. Эти связи представлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим. К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социально­го стереотипа и т. п. Все эти феномены требуют и особых научных форм для мышления о них. Такими формами становятся в настоящее время научные кате­гории и понятия социальной психологии, изучающей эти феномены специальными методами. Как известно, «социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп»1.

Социальная психология изучает такие проблемы как конформность человека в группе, групповую струк­туру и групповую динамику, а также различные аспек­ты общения: коммуникативный, интерактивный и пер­цептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с обме­ном информацией. Интерактивный аспект общения про­является в возможности сотрудничать, помогать друг другу, координировать и согласовывать свои действия, Перцептивный аспект общения включает выделение индивидуальных свойств и качеств другого человека на основе идентификации, рефлексии и стереотипизации.

В ходе изучения взаимодействия человека с други­ми людьми были выявлены разнообразные варианты индивидуальных реакций людей, которые имели своей причиной не непосредственное общение, а устойчивые качества, присущие самим участникам общения. Эти устойчивые качества и описываются научными психо­логическими категориями индивид — личность.

Категории индивидличность позволяют опи­сать неповторимые особенности человека. Множество параметров человека связано с его физиологическими особенностями (рост, вес, отпечатки пальцев, строение тела и др.) и множеством параметров психологических, которые даже трудно перечислить: индивидуальность ощущений, восприятии, представлений, индивидуаль­ность действий, мотивации, общения (внушаемость, например).

Описание индивидуальных различий существова­ло в психологии с момента ее зарождения как науки. По мере развития форм научного мышления о челове­ке появилась необходимость ввести категорию науч­ного знания, которая бы не только позволила выделить некоторые параметры человека, отличающие его от таких же параметров другого человека, но и зафикси­ровать целостность человека, то есть зафиксировать в полной мере неповторимость индивидуальной психо­логической реальности.

Если посмотреть научные психологические тексты, то категория личности является одной из наиболее употребительных, но тем не менее одной из наименее проработанных. Это и естественно, так как эта катего­рия отражает не только неповторимость психической реальности исследуемого человека, но и неповтори­мость психической реальности человека исследующе­го — ученого-психолога.

Нам представляется целесообразным в целях прак­тического исследования категорий индивид— лич­ность обратиться к некоторым философским положе­ниям, изложенным в работах Э.В. Ильенкова. Они были бы, на наш взгляд, продуктивны в применении их к анализу конкретных фактов жизни человека, с кото­рым работает практический психолог.

Прежде всего, это положение о том, что личность не только существует, но и рождается как «узелок» в сети взаимных отношений людей. Этот «узелок» скреп­ляет эти отношения и одновременно дает возможность им развиваться в определенном направлении.

«Личность и есть совокупность отношений чело­века к самому себе как к некоему «другому» — отно­шение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-Я». Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homo sapiens», а, по меньшей мере, два таких тела — «Я» и «Ты», объединенных как бы в одно тело социально-человеческими узами, отношениями, взаи­моотношениями»1.

Понимание психической реальности, описываемой понятием личность, неразрывно связано с такими категориями, как осознание самого себя, образ «Я», самоощущение, самочувствие, самонаблюдение, и другими, раскрывающими целостность и уникаль­ность внутреннего мира человека. Особенность пси­хической реальности человека состоит в том, что она как уникальность, как единичность обнаруживается только через фактическое столкновение с другой лич­ностью. Это столкновение может носить самый раз­ный характер — комический, драматический, даже трагический. Но только там, где есть фактическое, реальное воздействие одного человека на другого, проявляется индивидуальность каждого из них.

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987

1 Ильенков Э.В. Что же такое личность /с чего начинается личность. — М, 1984. — С. 329.

Содержание этого воздействия и дает основания говорить о подлинной или мнимой индивидуальности человека, о подлинной или мнимой личности. Эта про­блема — проблема подлинности личности — возника­ет потому, что самоощущение человека как индивиду­альности и его взаимодействие с другим человеком (людьми) как индивидуальности нетождественно. В са­моощущении, в рефлексии, человек может фиксировать свою индивидуальность, свою неповторимость, а во взаимодействии с другими людьми ведет себя шаблон­но, стереотипно, перенося одни и те же способы дей­ствия и построения отношений из одной жизненной ситуации в другую. Для других людей такой человек не является индивидуальностью, личностью, так как он потерял главное качество живой личности — свободу. Свободу или аутентичность, или идентичность, или воз­можность быть самим, то есть способность применять всеобщие способы действия к индивидуально неповто­римым жизненным ситуациям. Свободный человек делает то, что умеют делать все другие, но делает луч­ше. Таким образом, он создает новые эталоны работы, новые эталоны действия.

Можно согласиться с тем мнением, что личность не только возникает в этих новых эталонах действия, но и сохраняет себя через создание все новых и новых эталонов, норм действия.

Когда эти новые найденные эталоны и нормы дей­ствия становятся стереотипами, личность умирает; шаблонность, стереотипизация действия ведет к пси­хологической смерти, которая, к сожалению, может наступить раньше смерти физической и незаметно для самого человека. Такой человек своей безрадостностью и безличностью приносит много горя другим людям. Живая же личность приносит людям радость. Ее тайна заключается в том, что живая личность, «создавая то, что нужно и интересно всем, она делает это талантли­вее, легче, свободнее и артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то другой, волею случая оказавшийся на ее месте»1.

Таким образом, категория личности выводит при ее обсуждении на такие важнейшие психологические и философские категории, как категория способнос­тей, таланта человека и категорию свободы. Без их конкретизации практическому психологу трудно ре­шать свои профессиональные задачи, о которых хоте­лось бы сказать словами Б.Л. Пастернака из «Детства Люверс»:

«И чтобы не было суков в душе, чтобы рост ее не застаивался, чтобы человек не замешивал своей тупо­сти в устройство своей бессмертной сути, заведено много такого, что отвлекает его пошлое любопытство от жизни, которая не любит работать при нем и его всячески избегает. Для этого заведены все заправские религии и все общие понятия, и все предрассудки людей, и самый яркий из них, самый развлекающий — психология».

1 Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность. — М., 1984. — С. 357.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: