Рекомендации по использованию учебных пособий по учебному предмету «Обществоведение» с учетом изменений в учебных программах




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» в 2017/2018 учебном году

(в соответствии с обновленными учебными программами)

В 2017/2018 учебном году при организации образовательного процесса по учебному предмету «Обществоведение» будут использоваться обновленные учебные программы и ранее изданные учебные пособия для IX, X, XI классов (под редакцией М.И. Вишневского)[1].

Общая характеристика изменений в учебных программах по обществоведению.

1.1. С целью устранения перегрузки учащихся:

- уменьшено количество теоретических вопросов (типологии, классификации, концептуальные подходы);

- исключено дублирование вопросов, изучаемых в разных разделах программы, а также на других учебных предметах.

1.2. Основные требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся определены по каждому разделу учебной программы. Требования к результатам учебной деятельности учащихся, сформулированные по каждому разделу, необходимо учитывать при определении и формулировании целей учебных занятий, проведении контроля знаний и умений учащихся по итогам изучения раздела.

1.3. В учебной программе не указывается форма проведения урока (например, урок-практикум).Учитель самостоятельно определяет форму проведения урока и выбирает соответствующие методы и приёмы, исходя из конкретной педагогической ситуации (уровня образовательной подготовки учащихся, возрастных познавательных возможностей учащихся, мотивации к изучению учебного предмета и др.). Материалы практикумов учебных пособий целесообразно использовать на уроках по соответствующей теме.

Рекомендации по использованию учебных пособий по учебному предмету «Обществоведение» с учетом изменений в учебных программах

Изменения в учебной программе Рекомендации по использованию учебных пособий
IX класс
- исключены вопросы: «Сознание и деятельность», «Основные подходы к изучению общества», «Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества», «Мыслители прошлого и современности о человеке и обществе», «Сущность характера», «Пути формирования характера», «Функции языка в культуре», «Особенности культуры восточнославянских народов», «Освоение человеком культуры», «Человек в мире культуры», «Ритуалы и обычаи», «Современный этикет и общение», «Поиск человеком цели и смысла жизни» При изучении учебного предмета в IX классе рекомендуется не рассматривать следующие разделы учебного пособия: - п. 3 § 1 (с. 11-12); - п. 1, 3 § 2 (с. 15, с. 16-18); - п. 2 § 5 (с. 37-39); - п. 2 § 6 (с. 44-47); - п. 2 § 10 (с. 80-83); - п. 2 § 12 (с. 96-98); - § 13 (с. 102-108); - п. 2 § 19 (с. 147-148). - Материалы практикумов учебного пособия, как указывалось выше, целесообразно использовать на уроках по соответствующей теме.
- уточнено и конкретизировано содержание тем: вопрос «Самопознание личности» выделен в отдельную тему из темы «Человек как личность»; темы «Взаимосвязь человека и общества» и «Человек и история» после исключения указанных выше теоретических вопросов объединены в одну тему «Взаимосвязь человека и общества»; вопросы темы «Грани культуры» разделены на 2 урока: «Элитарная, народная и массовая культура» и «Разновидности культуры» (доминирующая, субкультуры, контркультуры); из темы «Диалог культур» выделен вопрос «Беларусь на перекрестке культур» в отдельную тему для изучения. При изучении указанных тем в качестве отдельных, необходимо обеспечить практикоориентированность учебного материала, формирование личностных и метапредметных компетенций учащихся. С этой целью рекомендуется использовать материалы раздела «Практикум».
- включена новая тема «Особенности общения в интернете. Правила общения в социальных сетях. Интернет-этикет и безопасность» (раздел «Межличностное общение»); Материалы для организации образовательного процесса по данной теме будут размещены на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение
X класс (базовый уровень)
- исключены вопросы:«Понятие социальной стратификации», «Критерии социальной стратификации: доход, власть, образование, престиж», «Демографические проблемы современности», «Особенности молодёжной культуры», «Развитие наций и национальных отношений», «Процесс воспроизводства и его фазы», «Типы экономических систем», «Структура современной экономики», «Носители политической власти в обществе», «Типы государства», «Парламентаризм как форма представительной демократии», «Основные понятия морали», «Принципы и нормы морали», «Сущность и виды искусства», «Научно-технический прогресс», «Человек в социальной структуре общества», «Непрерывное образование», «Духовный мир современного человека». При изучении учебного предмета в IX классе рекомендуется не рассматривать следующие разделы учебного пособия: - п. 3 § 5 (с. 43-46); - п. 2 § 6 (с. 50-52); - п. 1, 2 § 3 (с. 23-28); - п. 2 § 7 (с. 69-71); - п. 2, 3 § 10 (с. 90-96); - п. 3 § 13 (с. 124-126); - п. 3 § 14 (с. 130-134); - п. 2 § 15 (с. 136-137); - п. 5 § 20 (с. 179-181); - п. 1 § 23 (с. 197-199).
- уточнено и конкретизировано содержание тем: вопрос «Основные социальные институты» выделен в отдельную тему; актуальные вопросы исключенных тем «Социальная стратификация» и «Человек в социальной структуре общества» объединены в тему «Место человека в обществе»; в отдельную тему объединены вопросы о рыночном регулировании экономики «Рынок и его законы»; вопросы тем «Государство» и «Правовые основы общества» после устранения дублирования объединены в тему «Государство и право»; изучение прав человека выделено в отдельную тему «Права человека как цель и ценность общества и государства»; из темы «Политическая система» в отдельную тему выделен вопрос «Политические идеологии»; из темы «Религия» выделен в отдельную тему вопрос «Роль религии в современном мире» Выделение отдельных вопросов в отдельный урок произведено за счёт сокращения других вопросов и переструктурирования содержания тем. Изучение новых отдельных тем (права человека, политические идеологии, роль религии) рекомендуется организовать в форме решения учебных и практических задач, с использованием разных источников информации.
- включена новая тема:«Социальная коммуникация. Понятие социальной коммуникации. Структура и роль массовой коммуникации в обществе» (раздел «Социальная сфера общества») Материалы для организации образовательного процесса по данной теме будут размещены на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение
XI класс (базовый уровень)
- уточнено и конкретизировано содержание тем: в теме «Правоохранительные органы в Республике Беларусь» вместо понятия нотариат введено понятие органы юстиции; в теме «Социально-экономическое развитие» исключен общий вопрос о социальной ориентации рыночной экономики, акцент сделан на качестве, уровне жизни и социальной защите населения; в тему «Инновационное развитие» включен вопрос «Высокие технологии»; в содержание темы «Основные цели и задачи развития регионов» включено понятие региональная политика. При организации образовательного процесса рекомендуется задействовать весь потенциал имеющегося УМК по предмету, в том числе УМК для факультативных занятий по учебному предмету.  

3. Произошедшие изменения в содержании обществоведческого образования нашли своё отражение в разработанном примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету «Обществоведение». В нем особое внимание уделяется характеристике основных видов и способов деятельности, методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. При организации образовательного процесса по обществоведению в 2017/2018 учебном году рекомендуется использовать материалы, размещённые на национальном образовательном портале https://www.adu.by/, национальном правовом портале https://pravo.by/, едином портале финансовой грамотности населения https://fingramota.by/, сайте Организация Объединённых Наций в Беларуси https://www.un.by/, сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь https://www.belstat.gov.by/. Обращаем особое внимание на образовательный потенциал этих ресурсов, т.к. они предоставляют хорошие возможности для формирования и совершенствования метапредметных умений учащихся:

· получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать, интерпретировать полученные данные; применять их для решения учебно-познавательных и практических задач;

· различать факты, аргументы, оценочные суждения, отделять основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); извлекать из источников, созданных в разных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), информацию, преобразовывать ее и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач (подготовки сообщений, эссе, конкретизации теоретических выводов примерами и др.);

· использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

5. Важным элементом содержания обществоведческого образования являются понятия. Изучение обществоведческих понятий можно организовать следующим образом:

· сначала – объяснение основных понятий учителем, а затем – применение их учащимися при решении учебной проблемы, задачи, жизненной ситуации;

· работа учащихся с текстами, учебными задачами, в которых используются новые понятия, затем – обсуждение, что означают новые понятия, определение их существенных признаков, формулировка определений.

6. Для практической реализации компетентностного подхода в обучении важно понимание того, что критическому мышлению, диалогическому общению, умению отстаивать свою позицию можно научить только через организацию соответствующей деятельности (опыт) учащихся. Для этого целесообразно создавать на уроке проблемные ситуации, которые учащиеся будут решать в процессе совместной деятельности с одноклассниками под общим руководством учителя. При этом важно понимать, что организация процесса обучения на принципах сотрудничества, а не стимулирования конкуренции, – необходимое условие для создания позитивной взаимосвязи между учащимися, укрепления личной и групповой ответственности за результаты обучения. От учителя требуется не только владение методами эффективной организации групповой работы («мозговой штурм», ролевая игра, моделирование ситуаций, дискуссия, метод проектов, кейс-метод и др.), но и умение создавать комфортную для работы атмосферу, проводить анализ и оценку выполненных упражнений и игр.

Рекомендации по использованию в процессе обучения обществоведению различных методов и приемов даны в приложениях.

 


Приложения

1. Ситуационный метод обучения обществоведению (кейс-метод). Использование в процессе обучения обществоведению ситуационного метода (кейс-метода) позволяет совершенствовать способы учебно-познавательной деятельности учащихся, умения применять на практике изученный теоретический материал, видеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

· описание реальной проблемной ситуации;

· альтернативность решения проблемной ситуации;

· единая цель и коллективная работа по выработке решения;

· групповое оценивание принимаемых решений.

Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы.

Задача педагога – направлять поиск учащихся, а не навязывать свое мнение. Учитель в случае затруднений учащихся может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

При использовании кейс-метода в образовательной практике следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:

- кейс-метод предназначен для получения знаний по темам, истина в которых неоднозначна;

- в процессе сотрудничества учителя и учащихся усилия последних направлены не на овладение готовым знанием, а на его разработку;

- результатом такой деятельности является не только усвоение знаний, но и овладение способами учебно-познавательной деятельности;

- важным достоинством кейс-метода является формирование ценностей и жизненных установок учащихся.

Использование кейс-метода в процессе обучения обществоведению представляется возможным при изучении вопросов культуры человека и общества, особенностей межличностного общения, нравственных отношений и ценностей, роли семьи в современном обществе, способов разрешения конфликтов и др.

Педагогам, заинтересованным в повышении своей компетентности в применении активных и интерактивных методов обучения обществоведению, рекомендуется методическое пособие «Компас. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодёжи». В пособии детально описывается более 50 практических упражнений и методик, востребованных для формирования социальной и гражданской компетентности учащихся. Пособие доступно для бесплатного скачивания на сайте Академии последипломного образования: https://www.academy.edu.by/files/SovetEurope/Kompas%20posobie.pdf

Литература:

1. Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А. В. Дергай [и др.]. – Минск: Медисонт, 2008.

2. Компас. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодёжи / Под ред. Р. Гомес, П.Брандер, Э.Кин, М.-Л.Леминер. Научный редактор русского издания – А.Азаров.– Будапешт, 2002

2. Организация урока обществоведения в форме дискуссии.

В ходе изучения учебного предмета «Обществоведение» учащиеся в соответствии с учебной программой должны овладеть умением аргументировать свою точку зрения по изучаемым социальным явлениям и процессам[2]. Формированию данного умения будет способствовать использование в процессе обучения учебному предмету элементов дискуссии, а затем – проведение целых уроков в форме дискуссии (дебатов).

Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению учебного материала по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования собственного мнения каждым участником или поиска истины. Одним из наиболее важных навыков, формируемых в процессе дискуссии, является способность мыслить критически. Научаясь этому, учащиеся развивают у себя способности:

• к анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения;

• к общению и справедливому отношению к людям, выражающим непопулярные идеи, убеждения;

• к пониманию важности оценки ценностей, на которых люди основывают свои суждения;

• к мобилизации всех имеющихся средств для решения проблемы и поиска оптимального решения, а не только для утверждения своей точки зрения;

• к умению приветствовать интересные вопросы как возможности направить мысль в новое русло;

• к различению фактов, имеющих и не имеющих отношения к теме;

• к распознаванию противоречий [1, с. 124].

Принципиально важно: взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, а на содержательно направленной самоорганизации участников, то есть обращении учащихся друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблем. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов.

1. Подготовительный этап, как правило, начинается за 7–10 дней до проведения дискуссии. Подготовка дискуссии включает: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все учащиеся для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверку готовности класса к обсуждению; подготовку помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения; выработку правил участия в дискуссии, определение формы проведения дискуссии. При этом учителю важно понимать, что учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.

2. Основной этап. Дискуссия начинается с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные аспекты темы и наметить проблемы для обсуждения. Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация фрагмента кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т. д.); выступление экспертов (людей, достаточно хорошо осведомленных в обсуждаемых вопросах); сообщение текущих новостей; ролевое разыгрывание какого-либо эпизода и т. д.

На учебных занятиях по обществоведению можно использовать следующие формы проведения дискуссии:

Заседание экспертной группы. Класс разбивается на микрогруппы на подготовительном этапе, каждая микрогруппа самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами – представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут в случае необходимости взять тайм-аут и отозвать эксперта для консультаций.

Дебаты. Обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух соперничающих команд (групп). Дебаты – разновидность групповой дискуссии: две группы и N) излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения. Тема дебатов формулируется в виде утверждающего суждения.

При проведении дискуссии учителю рекомендуется соблюдать следующие правила:

· давать время, чтобы ученики смогли обдумать ответы;

· избегать неопределенных, двусмысленных вопросов;

· обращать внимание на каждый ответ (не игнорировать ни одного ответа);

· изменять ход рассуждений ученика: расширять мысль или менять ее направленность, побуждать учащихся к углублению мысли;

· задавать уточняющие вопросы;

· предостерегать учащихся от чрезмерных обобщений.

3. Подведение итогов дискуссии.

При подведении текущих итогов обсуждения педагогам рекомендуется использовать следующие приемы: резюме сказанного по основной теме; обзор представленных фактических сведений; суммирование (обзор) того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

Общий итог дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир для дальнейших размышлений, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли учащиеся, или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра, схема и др.

Для оценки участия учащихся в дискуссии можно воспользоваться критериями, определенными Н.И. Запрудским [2].

Таблица 2 – Критерии оценки качества участия учащегося в дискуссии

Критерий Характеристика Балл
Участие в обсуждении Приведение доказательств, фактов  
Обобщение, формулирование группового мнения  
Соблюдение правил ведения дискуссии Привлечение участника группы к обсуждению  
Учет альтернативных точек зрения собеседника  
Помощь партнерам в высказывании своих позиций  
Взаимодействие с другими членами группы Умение выходить из конфликта на компромиссной основе  
Негативные проявления во внутригрупповом обсуждении Отклонение от темы –1
Внесение несущественного замечания, имеющего косвенное отношение к учебной проблеме –1
Монополизация хода дискуссии –2
Самоустранение от работы, отсутствие личного вклада в решение проблемы –3
Критика личностей, а не идей, которые они высказывают –2
Искажение мысли собеседника –2

Литература:

1. Кларин, М. В. «Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. – Рига, 1995.

2. Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2012.

3. Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения обществоведению. Эффективным методом обучения обществоведению в современной образовательной практике признается метод проектов. Выполнение учащимися творческих проектов способствует их включению в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Выполняя проекты, учащиеся учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания для решения образовательных и жизненных задач.

Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи; ее результатом является проект. Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах.

При организации проектной деятельности учителю необходимо учитывать следующие требования:

· подготовленность учащихся к данному виду деятельности; соответствие учебной задачи познавательным возможностям учащихся, их уровню знаний и умений;

· интерес учащихся к проблеме;

· практическая направленность и значимость проекта;

· творческая постановка задачи;

· практическая осуществимость проекта;

· наличие необходимых материально-технических средств;

· обеспечение безопасных условий труда.

Этапами организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения обществоведению могут быть следующие.

1. Поисковый: поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта.

2. Технологический: поиск оптимального решения задачи проекта, составление плана практической реализации проекта, выполнение запланированных действий.

3. Заключительный: оценка качества выполнения проекта; анализ процесса и результатов выполнения проекта; изучение возможности использования результатов проектирования.

Важным условием эффективной организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения обществоведению является их добровольное и заинтересованное включение в проектную деятельность. С этой целью можно использовать следующие приемы: создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для учащихся, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.

На технологическом этапе важной является организация мозгового штурма, когда учащиеся индивидуально (или в группе) осуществляют поиск способов решения проблемы, отбирают лучшие варианты, идеи, обосновывают свою точку зрения.

На заключительном этапе важным является выбор формы представления результатов работы. Это могут быть экскурсия, стенд, альбом, видеофильм, фотовыставка, журнал (устный или письменный), выступление агитбригады, оформление помещения, школьного двора, спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом.

Структура оформления проекта может быть следующей:

• титульный лист (название учреждения образования, класс, автор, название проекта, место, год выполнения проекта);

• оглавление (перечень частей проекта);

• краткая аннотация;

• введение;

• основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

• заключение;

• список использованных источников;

• приложение.

В качестве критериев оценки проектов, выполненных учащимися, можно использовать следующие:

1. Актуальность темы проекта, его практическая ценность.

2. Обоснованность полученных выводов, их соответствие задачам проекта.

3. Правильность и грамотность, аккуратность и дизайн оформления проекта.

4. Содержательность приложения.

5. Защита проекта: умение изложить самое главное, умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения.

Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность, то есть оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения проекта, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

При использовании метода проектов в образовательной практике следует избегать следующих ошибок:

- объявление учащимся темы проекта, постановка им учебной задачи, вместо того чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;

- предложение своих идей вместо того, чтобы создать ситуацию, побуждающую учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы;

- подмена проекта творческим заданием для закрепления изученного учебного материала;

- подмена проекта рефератом, написанным на основе изучения и систематизации чужих идей.

4. Использование элементов медиаобразования в процессе обучения обществоведению. Современный человек находится под воздействием непрерывных потоков информации. Поэтому для него очевидна необходимость навыков критического восприятия информации, умений правильно понимать значения аудиовизуальных образов, свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Формирование этих умений способно обеспечить медиаобразование[3].

Медиаобразование является одним из направлений современной педагогики. Цель медиаобразования – формирование у учащихся критического отношения к информации и медиа, превращение их в креативных и ответственных медиапользователей.

Основным умением, которым должны овладеть учащиеся, является анализ медиатекста[4]. У учащихся необходимо сформировать потребность задавать вопросы о том, что они смотрят, читают, распространяют в медиасфере. Чтобы выделить и понять посыл медиасообщения, необходимо, прежде всего, знать средства, которыми пользуются современные медиа для оказания влияния на аудиторию (использование стереотипов, ложной информации, манипуляций). Для анализа медиатекста (статья в газете, новость в социальных сетях, рекламный ролик др.) можно использовать следующие вопросы [1, с. 75]:

• Кто подготовил этот материал?

• Представлены ли источники информации?

• Кому принадлежит данный источник информации?

• На кого рассчитан данный материал?

• Кому выгодна эта информация?

• О чем это сообщение? Какие идеи, ценности или точки зрения содержатся в этом сообщении?

• Что замалчивается, остается недосказанным за внешней оболочкой сообщения? Каков его невербальный смысл?

Систематическое использование в процессе обучения обществоведению медиатекстов, создание собственных медиапродуктов способствуют осмыслению учащимися существующего многообразия мнений, взглядов и интерпретаций, развитию критического мышления и становлению гражданской культуры личности.

В современной педагогической литературе выделяют следующие этапы урока с использованием медиатекстов [2, с. 63]:

1. Вступительное слово ведущего (учителя или заранее подготовленного ученика). Ведущий дает краткую информацию о создателях медиатекста:

- если это экранизация художественного произведения, то следует указать имена режиссера, сценариста, актеров, композитора и нацелить учащихся на восприятие литературного произведения авторами фильма;

- если это публицистический медиатекст, то следует осветить историко-политический или социальный контекст событий (для более продуктивного погружения учащихся в затронутые автором проблемы);

- если это информационные медиатексты (теле/радио/выпуск), то необходимо обратить внимание на источник информации, ее аргументированность (учащиеся должны определить главную и второстепенную информацию, разобраться в ее «типичности», «простонародности», «авторитетности», истинности и ложности);

- если это компьютерная презентация, то следует озвучить цели и задачи, стоящие перед автором данной презентации.

2. Коллективное обсуждение медиатекста или его фрагмента с целью погружения в авторский замысел через деление медиатекста на крупные сюжетные блоки (тема и идея медиатекста, его проблематика, система образов; композиционные особенности медиатекста: пейзаж, портрет через крупный план, интерьер и т. д.).

3. Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавших яркий эмоциональный отзыв.

4. Обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателя медиатекста и отражение его в творческой работе (отзыв, эссе, рецензия).

5. Обсуждение разных точек зрения профессионалов на данный медиатекст.

В качестве методических приемов и практик медиаобразования на учебных занятиях по обществоведению могут использоваться:

• анализ и сравнение различных медиатекстов об одном событии (статья в газете, текст из учебного пособия, интервью свидетеля, документальная хроника, отрывок художественного фильма);

• выбор и обоснование тезисов, которые, с точки зрения учащихся, точно отражают цели создателей того или иного медиатекста (сравнение агитационных материалов различных кандидатов во время избирательной кампании);

• анализ новости об одном событии, поданной по различным каналам медиа (телевидение, радио, пресса, социальные сети);

• сравнение статей в Википедии на одну и ту же тему или персону на разных языках, создание редактирование статей;

• изучение списка популярных фильмов / телепередач в определенное время (объяснение их рейтинга);

• изучение и сравнение заголовков и рубрик различных газет в определенный день или период;

• работа с семейным архивом фото, открыток, писем (малая история в контексте большой);

• анализ фрагмента фотографии (плаката, рекламного постера) и его соотнесение с целым медиатекстом;

• работа с жанровыми стереотипами (сюжетными схемами, типичными ситуациями, персонажами, мимикой и жестами, одеждой, предметами, местом действия и т.д.);

• сравнение заголовков медиатекстов, в которых использовалась одна и та же фотография;

• анализ и сравнение текстов и иллюстраций учебников разных стран, разного времени об одном событии или личности;

• сравнение нескольких точек зрения (к примеру, профессиональных журналистов, искусствоведов) о событиях, отраженных в медиатексте, и о самом медиатексте;

• выбор тезиса, верно отражающего, с точки зрения учащегося, точку зрения создателей того или иного медиатекста, из нескольких предложенных педагогом;

• описание и анализ конкретного эпизода из медиатекста, включая обоснование поступков и слов персонажей, изобразительный ряд и т. д.

Обращаем внимание педагогов на то, что практические упражнения по формированию медиаинформационных компетенций предложены в пособии «Демократическая культура в действии: демократические компетенции в информационную эпоху» (авторы: М.Е. Минова, О.А. Мельник, Н.А. – Минск, 2017). Пособие доступно для бесплатного скачивания на сайте Академии последипломного образования: https://drive.google.com/file/d/0B-1AFf8J0GC1eHFyRVdnNFlDVVk/view

Литература:

1. Медыяадукацыя ў сучаснай школе: зборнік навукова-метадычных артыкулаў / Т. Ваврава, М. Запрудскі і інш. Пад нав. рэд. М.І. Запрудскага. Мінск, 2016

2. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность / А. В. Федоров. – М., 2004.

 

 


[1] Новые учебные пособия по обществоведению будут разрабатываться на конкурсной основе: для IX класса – к 2019/2020 учебному году; для Х класса – к 2020/2021 учебному году; для XI класса – к 2021/2022 учебному году.

[2] Результаты республиканских мониторингов уровня обученности учащихся Х класса по обществоведению, проведенных в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах, показали, что большинство десятиклассников испытывают затруднения при формулировании своих суждений по изучаемым вопросам и подборе аргументов для их подтверждения.

[3] медыяадукацыя: https://be.wikipedia.org/

[4] Медиатекст (от лат. media textus – «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») – сообщение, текст любого медийного вида и жанра. Понятие «медиатекст» возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа), когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, мобильными телефонами и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: