ЗАДАЧА № 8
Молодой человек шел в институт. В голове вертелась навязчивая мелодия, услышанная утром по радио. В институте он встретился с друзьями, начался разговор, и мелодия вылетела из головы.
Вопрос №1. Какой принцип распространения возбуждения в нервных центрах (в нейронных сетях) лежит в основе данной ситуации (в голове вертится навязчивая мелодия)?
Вопрос №2. Объясните суть данного принципа.
Вопрос №3. Почему мелодия вылетела из головы после начала разговора с друзьями?
Вопрос №4. Какие еще принципы распространения возбуждения в нервных центрах вы знаете?
Вопрос №5. Расскажите о функциональной организации ЦНС, которая лежит в основе действия данных принципов.
ЗАДАЧА № 9
При разрушении у животного определенного участка продолговатого мозга наступает смерть от остановки дыхания. При разрушении некоторых структур среднего мозга и моста наблюдаются изменения в дыхательных движениях.
Вопрос №1. Какой термин объединяет данные структуры?
Вопрос №2. Дайте определение нервного центра.
Вопрос №3. Что такое нервный центр в широком и узком смысле слова?
Вопрос №4. Что является нейронной основой нервного центра?
Вопрос №5. Перечислите свойства нервных центров.
ЗАДАЧА № 10
Спортсмен бежит марафонскую дистанцию.
Вопрос №1. Какой вид центрального торможения позволяет осуществлять циклическую мышечную работу, лежащую в основе деятельности скелетной мускулатуры его конечностей?
Вопрос №2. Каков механизм данного вида торможения?
Вопрос №3. Каково биологическое значение данного вида торможения?
Вопрос №4. Что такое центральное торможение?
Вопрос №5. Кем открыто центральное торможение?
ЗАДАЧА № 11
В одном из рассказов Дж. Лондона герой решает отравить своего знакомого стрихнином. Известно, что стрихнин блокирует тормозные синапсы в ЦНС.
Вопрос №1. Какой вид центрального торможения выключается при действии стрихнина?
Вопрос №2. Что лежит в основе некоординированной реакции на раздражение при действии стрихнина?
Вопрос №3. Какие еще виды центрального торможения по признаку нейрональной организации, кроме латерального, вы знаете?
Вопрос №4. Что такое торможение?
Вопрос №5. Каковы функции торможения?
ЗАДАЧА № 12
Проверка у больного коленного рефлекса выявила слабое напряжение бедренной мышцы. Повторное исследование с применением приема отвлечения обследованного (сцепление-расцепление пальцев рук) выявило не только напряжение бедренной мышцы, но и разгибание голени.
Вопрос №1. Укажите причину слабой выраженности рефлекса при первом исследовании.
Вопрос №2. Каков физиологический смысл использования приема сцепления-расцепления пальцев рук обследуемого при проверке коленного рефлекса?
Вопрос №3. Опишите правильное положение больного при исследовании коленного рефлекса.
Вопрос №4. Каково физиологическое значение сухожильных рефлексов?
Вопрос №5. Где находится сенсорный нейрон рефлекторной дуги данного рефлекса?
ЗАДАЧА № 13
Лягушке в эксперименте разрушили половину мозжечка и выпустили в таз с водой.
Вопрос №1. Как изменится тонус мышц конечностей лягушки после операции?
Вопрос №2. Какие движения будет совершать лягушка?
Вопрос №3. Объясните причину изменения мышечного тонуса мозжечковой лягушки.
Вопрос №4. Какие структуры мозга оказывают действие, аналогичное действию мозжечка, на ядра Дейтерса?
Вопрос №5. Какова роль ядер Дейтерса в регуляции мышечного тонуса?
ЗАДАЧА № 14
У животного провели перерезку между продолговатым и средним мозгом.
Вопрос №1. Что произойдет с тонусом животного?
Вопрос №2. Как называется такой вид тонуса?
Вопрос №3. Объясните причину его возникновения.
Вопрос №4. Какова роль красных ядер в регуляции мышечного тонуса?
Вопрос №5. Какие еще виды тонуса вы знаете?
ЗАДАЧА № 15
Собаке вживили электроды в область ретикулярной формации ствола мозга.
Вопрос №1. Что произойдет при электрической стимуляции электродов у спящей собаки?
Вопрос №2. Из каких структур мозга еще могут исходить активирующие влияния?
Вопрос №3. Что произойдет при разрушении ретикулярной формации?
Вопрос №4. Что произойдет, если произвести перерезку мозга между передними и задними буграми четверохолмия?
Вопрос №5. Что такое биологическое специфическое и неспецифическое влияние ретикулярной формации?.
ЗАДАЧА № 16
При возникновении экстремальной ситуации на флоте звучит команда «свистать всех наверх!», что требует боевой готовности.
Вопрос №1. При возбуждении какого отдела автономной нервной системы возникает состояние, аналогичное тому, которое требует эта команда?