МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОП «КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Литература для детей дошкольного возраста»
44.02.01 «Дошкольное образование»
Рассмотрена и одобрена
Методической (цикловой) комиссией «Дошкольное образование. Преподавание в начальных классах. Физическое воспитание.»
Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по профессии/специальности среднего профессионального образования «Дошкольное воспитание».
Председатель методической (цикловой) комиссии
_____________/Ю.А. Спрожецкая
Заместитель директора по учебно-производственной работе
___________/В.В. Суслова
Подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): Ю.А. Спрожецкая, преподаватель, ОП «КОЛЛЕДЖ ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО».
© Спрожецкая Ю.А., 2016
© ОП «Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ………………………………………………………………
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….…………………..
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..………………
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература для детей дошкольного возраста».
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС/ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии/специальности
«Дошкольное образование».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
для учащихся колледжей гуманитарного профиля как специальная дисциплина (подготовка и переподготовка специалистов), а также как факультативная дисциплина.
2.2. Место дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ:
Дисциплина «Литература для детей дошкольного возраста» относится к дисциплинам профессионального цикла, является основой для дальнейшего изучения дошкольной психологии и педагогики, а также прохождения производственной практики.
Дисциплина направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК-2 Готовность реализовать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных
и коррекционно-развивающих программ.
ПК-4 Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
ПК-6 Способность осуществлять взаимодействие с семьёй, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:
- анализировать произведения детской литературы разных жанров;
-определять образовательно-воспитательное и эстетическое значение произведений;
-подготовить краткое сообщение о писателе и составить книжную выставку.
В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:
- жанры и разделы детской литературы;
- необходимые биографические данные;
-тематику детского чтения;
-содержание произведений в объёме программы;
- основные издания современной детской периодической печати.
2.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 48 часов; самостоятельной работы учащегося 60 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |||||
Максимальная | учебная | нагрузка | ||||
(всего) | ||||||
Обязательная | аудиторная | учебная | ||||
нагрузка (всего) | ||||||
в том числе: | * | |||||
практические занятия | 28 | |||||
Самостоятельная | работа | |||||
учащегося (всего) | ||||||
Реферирование | 10 | |||||
Чтение текстов и заучивание наизусть | 40 | |||||
Конспектирование | 10 | |||||
Итоговая аттестация в форме зачёта |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература для детей дошкольного возраста».
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, | Объем часов (обязательной и вариативной части) | Уровень | |||
и тем | самостоятельная работа учащихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрена) | освоения | ||||
Раздел 1. | ||||||
Тема 1. | Содержание учебного материала | |||||
Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребёнка | Понятие фольклор и его происхождение. Малые фольклорные жанры. Русские народные сказки, их классификация и жанровые особенности. Обработки русских народных сказок.…………. | 1 | ||||
Практические занятия №1, 2 1.Роды и жанры русского фольклора. Календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая поэзия. Собирание и изучение сказок, преданий и былин. 2. Проанализировать и сравнить 5 сказок народов мира. | 2 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа учащихся Изучение малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки | 4 | 2 3 | ||||
Тема 2. | Содержание учебного материала | |||||
Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении. | У истоков детской литературы. Буквари и азбуки. Произведения древнерусской литературы для детского чтения: жития, хождения, воинские и бытовые повести. Переводные произведения для детей. Первые детские писатели.…………. | 1 | ||||
Практические занятия №3 1.Первые детские учебные книги, потешные листы. Светский характер книгопечатания в эпоху петровских реформ, реформа кириллицы. | 2 3 | |||||
Самостоятельная работа учащихся Реферат «Истоки русской литературы для детей» | 10 | 2 3 | ||||
Тема 3. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Европейская литература 17-18 веков в детском чтении. | Зарождение жанра литературной сказки. Сказки Шарля Пьеро. Э. Распе. Книга о бароне Мюнхаузене. Развитие энциклопедической книги для детей. «Мир в картинках» Я.А.Коменского…………. | 1 | ||||
Практические занятия №4 1. Русская литература 17-18 веков для детей. Тенденция включения произведений русских писателей-классиков в детское чтение. Книги для детей. 1717 г. – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», «Атлас», «Руководство по географии». | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа учащихся Чтение сказок Шарля Пьеро. | 4 | |||||
Тема 4. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Русская детская литература первой половины 19 века. | Стихи и сказки В.А. Жуковского. Сказочный мир А.С. Пушкина. Маршак о сказках Пушкина. Сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» как продолжение пушкинской традиции. Сказки В.Ф. Одоевского. | |||||
Практические работы №5 1. В.А. Жуковский как поэт-романтик и сказочник. Переводы сказок Ш. Пьеро и братьев Гримм: заимствование и «свой голос». И.А. Крылов – баснописец-новатор. | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа. Выучить 3 басни Крылова И.А. | 4 | 2 3 | ||||
Тема 5. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Зарубежная сказка эпохи романтизма. | Сказка «Щелкунчик и мышиный король» Э. Гофмана. В.Гауф и его сказочные альманахи. Художественное своеобразие сказок Андерсена. | |||||
Практические работы №6 1.Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей на примере сказок эпохи романтизма. | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа Чтение сказок Гауфа, Андерсена (по 2 сказки). | 6 | 2 3 | ||||
Тема 6. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Русская детская литература второй половины 19 века. | Жанровое многообразие детской литературы. Учебные книги для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. Сказки В.М. Гаршина. Пейзажная лирика в детском чтении (А. Фет, А. Момков, А. Толстой, Ф. Тютчев, И. Бунин) Социальные мотивы в поэзии для детей (Н. Некрасов, И. Суриков, И. Никитин, А. Плещеев) | |||||
Практические работы №7 Темы, жанры,герои и специфические особенности детских книг русских писателей-классиков (Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Н.Д. Телешов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др.) | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа Выучить 2 стихотворения из пейзажной лирики. | 4 | 2 3 | ||||
Тема 7. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Русская детская литература первой половины 20 века. | Детская литература 1920-30-х годов. К.И. Чуковский – создатель детского эпоса «Сказочные поэмы». Стихи и сказки С.Я. Маршака. Стихи В.В. Маяковского для детей. Литературная сказка 20-30-х годов. | |||||
Практические работы №8, 9, 10 1. Ребёнок в поэзии А.Л. Барто и Е.А. Благининой. 2. Поэзия С.В. Михалкова для детей. Образ героя-современника в поэмах С.В. Михалкова. 3. Поэзия обэриутов для детей (Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский) | 2 2 2 | 2 3 | ||||
Самостоятедьная работа Чтение текстов по теме. | 4 | 2 3 | ||||
Тема 8. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Сказки и рассказы для детей второй половины 20 века. | Художественное своеобразие литературы для детей второй половины 20 века. Юмористические рассказы для детей Н.Н. Носова. Сказочно-фантастическая литература для дошкольников. Лирическая и философская сказочная проза. | |||||
Практические занятия №11, 12 1. Сказочно-юмористическая детская проза. 2. Поэзия для детей середины и второй половины 20 века. | 2 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа Выучить 2 стихотворения Г. Остера. | 4 | 2 3 | ||||
Тема 9. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Зарубежная детская литература конца 19 века, 20 века. | Литература английского нонсенса – Л. Кэрролл. Английская сказочная повесть (Р. Киплинг, А. Милн,) Литература фэнтэзи (Д. Толкин, К. Льюис). Детская литература Скандинавии (А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Т. Янссон) | |||||
Практические занятия №13 1. Автор, сумевший создать собственную сказочную страну (на выбор студента: Киплинг, Милн, Линдгрен, Грэм, Янссон, Барри) | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа Чтение текстов по теме. | 6 | 2 3 | ||||
Тема 10. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Познавательная литература для детей. | Специфика познавательной литературы для детей. Природоведческая литература для детей и её особенности. Сказки В.В. Бианки. Рассказы М.М. Пришвина. Рассказы Е. Чарушина, О. Перовской, Г. Скребицкого. | |||||
Практические занятия №14 Природоведческая литература 60-80 х годов. | 2 | 2 3 | ||||
Самостоятельная работа 1.Чтение текстов по теме. 2.Конспектирование: Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. Учебное пособие / З.А.Гриценко. – М., «Академия», 2008. 224 с. | 4 10 | 2 3 | ||||
Всего: | ||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)