Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства:
1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).
Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции.
При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность.
В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:
-если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;
-реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
-выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.).
2. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.
3. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти».
Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.
Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя.
Основные теории происхождения государства в билете 1.
Билет 14.2. Политическая власть как особая разновидность социальной власти.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «политическая власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.
Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти:
Власть рода, племени, общины, 2.политическая (государственная) власть, 3.экономическая власть, 4.власть различных общественных объединений, 5.родительская власть, 6.церковная власть.
Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками:
1.Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур.
2.Отношения по поводу власти всякий раз будут носить волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из двух совокупных отношений: «власти-подчинения» и «руководства-подчинения». Однако в зависимости от конкретных исторических условий властные отношения могут строиться либо из совокупности указанных отношений, либо только на отношении «руководства-подчинения».
Исходя из рассмотренного материала, можно дать следующее целостное определение любой общественной власти. Итак, власть — это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, которое заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.
Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исходит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии.
Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть».
Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синонимичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объединений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения нецелесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государственной, т. к. санкционируется самим государством..
Итак, политическая (государственная) власть -3- это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.
Ф. Энгельс отмечал следующие характерные черты политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, т. е. власти в родовом строе:
1.При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, не поделенного на классы. Политическая же власть при классовом обществе выражает интересы определенных слоев населения — классов. 2.Родовая власть доклассового общества осуществлялась старейшинами, при этом не было какого-либо особого аппарата управления. Однако осуществление политической власти производится только специальным механизмом — аппаратом государственных служащих.
3.При общественной власти родового строя не было какого-либо аппарата принуждения, кроме как сила общественного мнения. Но политическая власть носит именно принудительный характер за счет специально созданных карательных либо правоохранительных государственных органов.