Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя




Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возник­ших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно со­ставить следующий перечень таких отличительных признаков государства:

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то госу­дарство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).

Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой про­странственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых госу­дарств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции.

При рассмотрении первого отличительного свойства государства — тер­риториальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — террито­риальная принадлежность.

В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характе­ристиками:

-если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоратив­ные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

-реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добро­вольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые про­фессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

-выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, ап­паратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление испол­нения наказаний и т. п.).

2. Для содержания многочисленного аппарата государственных служа­щих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различ­ные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

3. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то поли­тическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авто­ритет власти».

Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя.

Основные теории происхождения государства в билете 1.

Билет 14.2. Политическая власть как особая разновидность социальной власти.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «политическая власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общ­ности людей.

Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти:

Власть рода, племени, общины, 2.политическая (государственная) власть, 3.экономическая власть, 4.власть различных общественных объединений, 5.родительская власть, 6.церковная власть.

Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками:

1.Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характе­ром власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур.

2.Отношения по поводу власти всякий раз будут носить волевой харак­тер и с точки зрения своей структуры складываются из двух совокупных отно­шений: «власти-подчинения» и «руководства-подчинения». Однако в зависимо­сти от конкретных исторических условий властные отношения могут строиться либо из совокупности указанных отношений, либо только на отношении «руко­водства-подчинения».

Исходя из рассмотренного материала, можно дать следующее целостное определение любой общественной власти. Итак, властьэто соответ­ствующее характеру и уровню общественной жизни средство функциони­рования любой социальной общности, которое заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую раз­новидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государ­ственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исхо­дит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии.

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключа­ется в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообраз­ные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть».

Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синони­мичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государ­ственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объе­динений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения неце­лесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государст­венной, т. к. санкционируется самим государством..

Итак, политическая (государственная) власть -3- это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим го­сударством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.

Ф. Энгельс отмечал следующие характерные черты политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, т. е. власти в родовом строе:

1.При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, не поделенного на классы. Политическая же власть при классовом обществе выражает интересы определенных слоев населения — классов. 2.Родовая власть доклассового общества осуществлялась старейшинами, при этом не было какого-либо особого аппарата управления. Однако осуществ­ление политической власти производится только специальным механизмом — аппаратом государственных служащих.

3.При общественной власти родового строя не было какого-либо аппара­та принуждения, кроме как сила общественного мнения. Но политическая власть носит именно принудительный характер за счет специально созданных карательных либо правоохранительных государственных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: