Мишка, журнал, телеграмма, краска, рука, свекла, письмо, газета, карандаш, мяч




Психологическое занятие для подростков «Секреты хорошей памяти»

Автор: Полкова А.Ю.

Место работы, должность: МАОУ "Новолыбаевская СОШ", педагог - психолог

Регион: Тюменская область

Источник: https://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks

( персональный сайт Бруннера Е. Ю. «Психология»

Цель: ознакомление с основными свойствами памяти и методами ее развития.

 

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с понятием «память» и ее основными видами;

2. Дать представление об основных процессах памяти;

3. Помочь обучающимся выявить некоторые особенности их памяти;

4. Обучить обучающихся конкретным приемам запоминания информации;

5. Предоставить рекомендации по развитию разных видов памяти.

 

Оборудование и материалы:

1. Интерактивная доска с заранее приготовленным слайдом, на котором написаны пословицы и пары слов.

2. Раздаточный материал с рекомендациями по развитию памяти.

3. Карандаши и листы бумаги формата А4 (по количеству обучающихся).

 

Время проведения: 40 – 50 минут.

 

Ход занятия:

- Дорогие ребята! В начале нашего занятия я хотела бы прочитать вам отрывок из стихотворения С. Есенина «Мой путь».

 

Жизнь входит в берега. Села давнишний житель, Я вспоминая то, Что видел я в краю. Стихи мои, Спокойно расскажите Про жизнь мою. Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья прошлых лет.

 

- Как вы думаете, что помогло С.Есенину сберечь все ощущенья и впечатления детства? Я вам немного подскажу. Она есть у каждого человека. У одних она хорошая, у других – не очень, но когда человек теряет ее, вместе с ней он теряет и свое прошлое. (ответы и предположения обучающихся).

- Правильно, ребята, это ПАМЯТЬ.

- Окружающий нас мир многообразен и интересен. Мы изучаем и познаем его, а память помогает нам сохранить полученные знания и весь наш накопленный опыт.

ПАМЯТЬ – это процесс запоминания, сохранения информации и последующего воспроизведения (т.е. воспоминания, извлечения из памяти) человеком имеющегося у него опыта.

ЗАПОМИНАНИЕ – закрепление в памяти новой информации.

Успешность запоминания зависит от разных факторов:

1. Быстрее всего запоминается то, что нам интересно и вызывает наиболее сильные эмоции. Поэтому, чтобы лучше запомнить материал, постарайтесь найти в нем что – то интересное и вызывающее положительные эмоции.

2. Поставьте перед собой цель: запомнить. Для этого скажите себе: «Мне нужно запомнить материал». И, конечно, следует приложить к этому определенное волевое усилие.

3. Чтобы материал запомнился, он обязательно должен быть понятным и осмысленным, т.е. нужно, чтобы его части имели логические связи.

 

- Чтобы убедиться в этом, давайте выполним задание.

Задание

Инструкция.

На интерактивной доске представлены 11 пар слов, в каждой паре слова логически связаны между собой. Ведущий зачитывает их, после чего слова закрываются. Задача обучающихся – запомнить прочитанное.

Конверт – письмо

Буква – слово

Календарь – дата

Школа – ученик

Касса – деньги

Стакан – вода

Небо – облако

Цирк – дрессировщик

Лето – море

Нора – лиса

Волк – лес

Компьютер – Интернет

Машина – мотор

Ведущий читает первое слово из пары. Задача обучающихся – вспомнить второе слово и записать его. В ходе проверки задания желающие называют слова, которые они смогли запомнить.

 

- На примере этого задания мы видим: для того, чтобы запомнить материал, необходимо его проанализировать и установить в нем логические связи. Для лучшего запоминания полезно так же составлять планы, таблицы, делать зарисовки, схемы.

Однако все люди запоминают по – разному. Например, одному человеку, чтобы лучше запомнить материал, нужно его увидеть, прочитать. Про такого человека говорят, что для него характерна зрительная память.

Другой человек лучше запоминает информацию, когда он ее слышит – значит, у него развита слуховая память. А кому – то необходимо произвести определенные действия (например, зарисовать то, с чем ассоциируется информация) – это характерно для людей с развитой двигательной памятью.

 

Примечание: следующий текст необходимо читать под спокойную музыку.

- Сейчас мы с вами немного попутешествуем. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, веет теплый ветерок, и шелестит листва. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Вы, не торопясь, идете по лесу и вдруг видите сквозь кроны деревьев крышу сдания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Побудьте немного в этом удивительном храме, пусть он подарит вам свое спокойствие и умиротворение… А теперь возвращайтесь обратно и откройте глаза.

Вы наверно заметили, что во время выполнения этого упражнения можно было представить разные образы (объекты, звуки, запахи, движения), т. Е. вы задействовали и зрительную, и слуховую, и двигательную, и эмоциональную память.

Однако всю воспринимаемую информацию мы не только запоминаем, но и сохраняем в течении определенного времени.

В зависимости от того, как долго информация сохраняется в памяти, выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память.

 

- В кратковременной памяти информация сохраняется короткий промежуток времени (всего несколько секунд) после однократного ее восприятия. Сейчас вы попробуете выполнить следующие задание.

Задание

Инструкция:

ведущий зачитывает ряд слов, после чего обучающиеся должны записать все слова, которые им удалось запомнить:

мишка, журнал, телеграмма, краска, рука, свекла, письмо, газета, карандаш, мяч

 

- А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Что общего в представленных пословицах и поговорках?

 

· Семи смертям – не бывать, а одной не миновать.

· Семеро по лавкам.

· У семи нянек дитё без глазу.

· За семь верст киселя хлебать.

· Семь раз поели, а за столом не сидели.

· Тайна за семью печатями.

· Один с сошкой, а семеро с ложкой.

· Для бешеной собаки семь верст не круг.

 

Как вы заметили, во всех этих пословицах фигурирует число 7. Это число издавне считалось магическим. Его часто использовали в пословицах. Оказывается, это не случайно. Современные ученые связывают это с тем, что человек в среднем может запомнить 7 единиц информации. Они даже вывели специальную формулу:

Объем кратковременной памяти=7 + 2

 

Таким образом, при помощи кратковременной памяти мы можем запомнить 5 – 9 единиц информации, но она быстро забывается. Кратковременная память имеет для человека большое значение. Благодаря ей все ненужные сведения отсеиваются, и остается только то, что важно.

 

Оперативная память используется в ходе выполнения определенной деятельности. Мы всю работу делаем по частям (например, читаем, считаем, списываем и т.д.), поэтому нам необходимо удерживать промежуточные результаты в оперативной памяти. Как только деятельность будет выполнена, отработанная информация забудется.

Решите в уме пример (ведущий медленно читает пример по действиям) и назовите ответ (75):

(115 + 31 – 56): 6 х 5 =

 

Вот видите: пока решали пример, вы удерживали в памяти промежуточные результаты вычисления, но как только его решили, вы забыли результаты отдельных действий и запомнили только конечный итог. Это и есть оперативная память.

А еще есть долговременная память. В нее попадают наиболее важные сведения из кратковременной памяти. В долговременной памяти информация может храниться длительное время (даже в течении всей жизни). Например, если друг дал вам номер своего телефона, вам, вероятно, потребуется его несколько раз повторить, после чего вы будете помнить его всю жизнь, т.к. он для вас важен.

Для того чтобы надолго запомнить информацию, ее необходимо много раз повторить или использовать специальные приемы запоминания. Некоторые из них мы с вами сейчас освоим.

 

Метод пикторгамм

- Для лучшего запоминания материала можно использовать так называемый метод пиктограмм, или зарисовки.

Инструкция:

ведущий зачитывает несколько слов и понятий. Задача обучающихся – сделать к каждому слову и понятию зарисовку, после чего постараться вспомнить все прочитанные слова, глядя на рисунки:

Веселый праздник

Доброе утро

Тяжелая работа

Горячий обед

Радость

Удивление

Грусть

Победа

Исследование

Справедливость

Дружба

- Помогли ли вам рисунки для того, чтобы вспомнить слова?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: