Задача – оценить развитость качеств руководителя у себя и оценить своего начальника от 0 до 2. Далее сравнить результаты. Возможен перекрестный опрос-оценка в парах студентами.
Важность того или другого качества меняется в зависимости от положения руководителя. Руководитель, анализирующий свой стиль работы или стиль работы своих подчиненных, должен сам решить вопрос о важности в его деятельности-того или другого качества из приводимого ниже перечня.
- При анализе деятельности руководителя следует учитывать, что в большинстве случаев к достоинствам руководителя относят следующие особенности его деятельности.
- Способность контролировать деятельность подчиненных и подразделений.
- Знание законов, воинских уставов и других руководящих документов.
- Творческий учет обстановки и сложившихся обстоятельств.
- Умение организовать воспитательную работу.
- Пунктуальность исполнения требований руководящих документов.
- Критическое отношение к решаемым вопросам.
- Культурность.
- Способность контролировать использование материальных средств и ресурсов.
- Требовательность.
- Умение создать на совещании атмосферу сотрудничества.
- Способность быстро сплотить подчиненных в коллектив.
- Чувство ответственности и долга.
- Способность контролировать использование людских ресурсов.
- Самоорганизованность.
- Самообладание и способность работать в стрессовой
обстановке.
- Прямота.
- Умение разбираться в людях, знание подчиненных.
- Смелость при принятии решений.
- Умение прислушиваться к чужому мнению.
- Осторожность при принятии решений.
- Умение в нужных случаях привлекать специалистов.
- Способность предвидеть развитие процессов.
- Осмотрительность при принятии решений.
- Творческое применение руководящих документов для выполнения задач с учетом сложившихся обстоятельств.
- Умение доверять подчиненным.
- Вежливость.
- Способность своевременно гасить возникающие конфликты.
- Здоровый скептизм.
- Уважение к людям.
- Способность к реальному планированию.
- Умение выбирать для решения проблемные вопросы.
- Принципиальность.
- Профессиональные знания и навыки и стремление к их совершенствованию.
- Простота общения.
- Аккуратность в работе.
- Последовательность.
- Личная примерность в работе.
- Подтянутость.
- Знание рекомендаций НОТ, закономерностей своего труда и труда подчиненных.
- Чувство юмора в неофициальной обстановке.
- Чувство справедливости.
- Точность суждения.
- Чувство нового.
- Строгое соблюдение законов.
- Умение быстро реагировать на изменения обстановки.
- Забота о действенности планов подчиненных.
- Умение создавать в коллективе здоровую обстановку сотрудничества и бодрости и уверенности в своих силах.
- Умение видеть главное на каждом этапе деятельности.
- Умение не только устранить возникший недостаток, но и выявить его причину и принять меры для предотвращения его в будущем.
- Забота о нуждах подчиненных.
- Умение быстро собрать и оценить относящуюся к делу информацию.
- Краткость и четкость при постановке задач.
- Постановка задач именно тем лицам, которые отвечают за данное направление работы.
- Четкость распределения, функций среди подчиненных.
- Делегирование некоторых своих полномочий подчиненными.
- Умение освободиться от текучки.
- Четко налаженный контроль исполнения.
- Умение беседовать с подчиненными, вызвать их на откровенный разговор, создать атмосферу непринужденности.
- Способность и умение убедить подчиненных, мобилизовать их на сознательное решение поставленных задач.
- Деловое отношение к критике и критикующим.
- Четкое распределение времени систематических докладов непосредственных подчиненных.
- Ежедневное выделение ограниченного времени для решения внезапно возникающих задач.
- Последовательность при проведении в жизнь своих решений, установленного регламента своей работы и работ подчиненных.
- При анализе деятельности руководителя следует учитывать, что в большинстве случаев к недостаткам руководителя относят следующие особенности его деятельности.
- Отсутствие опоры на знания и опыт подчиненных при подготовке решений.
- Стремление выполнять всю работу самому, т. е. выполнять работу за подчиненных («смещение вниз»).
- Игнорирование критических замечаний, высказываемых подчиненными.
- Безразличие к успехам подчиненных.
- Частые и плохо подготовленные совещания.
- Расширение круга функций своего подразделения (организации), вмешательство в дела других руководителей.
- Растрачивание рабочего дня по мелочам («легко быть занятым, ничего не делая»).
- Уверенность в своей безнаказанности.
- Неверие в силы коллектива.
- Расширение круга своих функций и превышение прав.
- Отсутствие регламента приема сотрудников и посетителей («режим открытых дверей » оборачивается большими потерями времени сотрудников на ожидание приема).
- Молчаливое допущение и даже поощрение подхалимства.
- Убежденность в своей незаменимости.
- Преждевременная и необеспеченная реклама, несоответствие обещаний делам.
- Чрезмерно частое упоминание о недостатка?, подчиненных.
- Замкнутость.
- Присвоение результатов работы подчиненных.
- Увлечение администрированием.
- Организация работы на основе дружеских связей.
- Редкое использование поощрений.
- Отсутствие письменно закрепленных функциональных обязанностей сотрудников.
- Недоверие к подчиненным, неверие в их силы.
- Недостаточное внимание воспитательной работе.
- Нарушение установленного регламента приема по личным вопросам.
- Скоропалительность в принятии решений, пренебрежение оценкой обстановки и возможных последствии.
- Плохая информация посетителей и подчиненных о продолжительности своего отсутствия, а заместителя и дежурного о своем местонахождении.
- Грубость.
- Частые реорганизации.
- Нерешительность.
- Демонстрация подчиненным своего превосходства.
- Протекционизм.
- Зажим критики.
- Чрезмерное восхваление незначительных успехов.
- Сквернословие. Оно, как правило, свидетельствует о недостатках культуры и ума, является своеобразным способом скрытия своего невежества, несостоятельности по рассматриваемому вопросу.
- Сужение круга своих функций.
- Невнимание к условиям и организации труда подчиненных.
- Оценка деловых качеств подчиненных лишь по продолжительности нерабочего времени, которое он использует для выполнения служебных обязанностей (бездельничать можно сидя и за рабочим столом).
- Самовосхваление.
- Нежелание слушать мнение других.
- Демонстративное сужение круга подчиненных, с которыми систематически обсуждаются проблемные вопросы (стремление советоваться лишь в узком кругу).
- Недостаточное внимание сплочению коллектива, ориентация лишь на решаемые задачи.
- Боязнь ответственности.
- Принятие суетливости подчиненных за продуктивность их работы (многие «быстрые» работники медленно достигают цели).
- Неравномерная загрузка подчиненных (кто больше делает, тому и больше поручается).
- Невыполнение данных обещаний и обязательств.
- Выдача поручений по принципу: «кто предложил, тот и должен реализовать предложенное».
- Выдача необеспеченных распоряжений.
- Сужение круга функций своей организации (подразделения).
- Молчаливое или активное поощрение «добровольного» увеличения установленной продолжительности рабочего дня подчиненных.
- Неверие в свои силы.
- Недостаточное внимание контролю исполнения принятых решений.
- Недоступность для подчиненных.
- Принятие общих, неконкретных, ни к чему не обязывающих решений.
- Недоступность для посетителей.
- Откладывание принятия решения до тех пор, пока это возможно, несвоевременность принятия решений.
- Широкая доступность для подчинённых и посетителей в любое время по любому вопросу (режим диспетчера).
- Недостаточное внимание анализу уже выполненных работ с целью предупреждения сбоев и ошибок при повторном их выполнении.
- Безразличие к личной жизни (к семенным событиям, юбилейным датам, дням рождения) непосредственных подчиненных.
- Компанейщина и штурмовщина в решении возникающих задач («нос вытащишь - хвост увязнет»).
- Перестраховка, стремление подстраховаться видами других руководителей.
- Самоуверенность в своей компетентности по любому обсуждаемому вопросу и приписывание себе воображаемых качеств.
- Игнорирование научных рекомендаций по вопросам управления.
- Уклонение от принятия решений в сфере своих функциональных обязанностей, пассивность.
- Необоснованное выделение отдельных подчиненных.
- Недостаточное внимание быту и отдыху подчиненных (неотдохнувший работник равен половине полноценного).
- Отсутствие четких схем или алгоритмов обработки документов разными сотрудниками.
- Замалчивание недостатков.
- Недостаточное внимание анализу деятельности коллектива и работы каждого подчиненного.
- Отсутствие самостоятельности, боязнь ответственности за принятые решения.
- Отсутствие четкости при постановке задач подчиненным.
- Увлечение показной стороной деятельности коллектива.
- Злоупотребление взысканиями, отсутствие сочетания дисциплинарной практики с воспитательной работой.
- Неровные отношения с подчиненными, замалчивание или неоправданное выделение их успехов или недостатков.
- Неумение говорить «нет».
- Систематическое распределение поручений подчиненным без учета их загрузки, минуя их непосредственных начальников.
- Абсолютизация важности задач, решаемой руководителем в данный момент
- Многословие, расплывчатость указаний.
- Игнорирование результатов работы заместителя во время своего отсутствия.
- По возвращении из отпуска, командировки опрос подчиненных о состоянии дел до доклада заместителя.
- Концентрация в своих руках не только своих прав, но и прав своих подчиненных.
- Систематические указания подчиненным по методике выполнения мелких вопросов, находящихся в сфере их личной компетенции.
- Выделение для выполнения работ подчиненными слишком малого времени.
- Не учет при выдаче поручения действительной трудоемкости работ.