Смысловое сопоставление.




Третье направление осуществляется в тесной взаимосвязи со вторым, т.к. в основе этого приема лежит использование мыслительных операций по сопоставлению выявленных ориентиров (тонального и гармонического планов, линий фактуры и особенностей голосоведения, элементов формы и выразительности) и осмыслению их взаимодействия и взаимозависимости. Многое зависит от объема музыкально-теоретических знаний исполнителя, но и элементарные единицы (интервалы, аккорды, секвенции и т.д.) могут служить ориентирами. Важно в процессе осмысления соблюдать формообразующую, самобытную и эмоциональную роль каждого элемента музыкального текста.

До сих пор в музыкальной педагогике дискуссионным является вопрос: какой способ запоминания предпочтительнее – произвольный (т.е. преднамеренная, специально ориентированная деятельность) или непроизвольный (т.е. непреднамеренный, как естественный результат достаточной работы над произведением)? Противоположные подходы к данному вопросу дают на практике примерно одинаковые результаты, следовательно, не существует жесткой установки, все зависит от личностного склада музыканта, индивидуальной манеры деятельности.

По мнению А.Б. Гольденвейзера и С.И. Савшинского в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на рациональном использовании специальных приемов и тщательном продумывании размучиваемого материала. Приверженцы второй позиции (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах) считают, что произведение эффективнее запоминается без всякого насилия над памятью, в процессе самой работы над художественным содержанием произведения.

Считается, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности, аналитический склад ума, обусловленный (предположительно) ведущей активностью левого полушария головного мозга. Среди музыкантов другой группы преобладающее большинство составляют действующие музыканты-исполнители, ориентирующиеся в своей работе преимущественно на образное мышление, которое обусловлено активностью правого, «художественного» полушария.

Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительным тот метод, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.

Иногда, признавая осознанную установку на запоминание как единственное условие плодотворной работы памяти, можно спровоцировать такие нерациональные, а, следовательно, ошибочные действия, как запоминание в результате многократных повторов или запоминание к определенному сроку. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Такой способ решения проблемы является негативным, создающий дополнительную нервозность для психики исполнителя.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: непроизвольное запоминание есть результат произвольной, сосредоточенной, осознанной работы над произведением, при рациональном использовании времени, с применением разнообразных приемов стимуляции памяти и полного отсутствия тревоги за окончательный результат.

 

МЕТОДЫРАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

 

На ранних этапах становления музыканта необходимо выполнение следующих рекомендаций, способствующих эффективности процесса запоминания, из которых постепенно будут отбираться и сохраняться наиболее подходящие индивидуальности обучающегося:

– сосредоточенное чтение нот, стимуляция зрительной памяти;

-- сольфеджирование и другие способы стимуляции слуховой памяти;

-- подчеркнуто активное исполнение, стимулирующее моторно-двигательную память;

--использование механизмов синестезии, т.е. представление через цвет, запах или вкус звучания отдельных исполняемых элементов;

--подключение логической памяти через прослеживание драматургии движения от одной смысловой точки к другой;

-- использование простейших произведений для запоминания и проигрывания в результате только просматривания текста (своеобразный тест, определяющий сиюминутное состояние работоспособности памяти учащегося);

-- недопущение «ленивых действий», расточающих время и приводящих к сомнительным результатам, т.к. только сочетание и взаимодействие мыслительной, сенсорной и чувственной активности приведут к скорейшему результату.

Практически работа исполнителя непосредственно над музыкальным произведением состоит из восприятия текста с помощью инструмента или без него и воспроизведения текста с помощью нотной записи или наизусть. Порядок и интенсивность этих видов деятельности зависят от индивидуальных возможностей исполнителя, уровня его профессионального развития и сложности самого материала.

Мысленное восприятие музыкального текста (т.е. без инструмента) позволяет с опорой только на нотную запись и представления звучания при помощи внутреннего слуха достаточно полно воспринимать и осмысливать все компоненты музыкального построения, как в статике, так и в развитии. Кроме того, этот способ позволяет осуществить взаимосвязь ощущений «вижу – слышу» и на основании опыта владения инструментом прогнозировать последующее – «играю».

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента – один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. В литературных источниках зарегистрированы многочисленные примеры, когда высококлассным мастерам достаточно было только зрительного восприятия нотного текста для концертного воплощения. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по выявлению и определению:

• главного настроения произведения;

• средств, при помощи которых оно выражается;

• особенностей развития художественного образа;

• главной идеи произведения;

• понимания замысла автора;

• своего собственного личностного смысла и понимания анализируемого произведения.

Проигрывание произведения после мысленного ознакомления направлены на обретение двигательных ощущений и проверку предположений и предчувствий идеальных представлений, уяснения общего художественного смысла. Поэтому на этом этапе характерно эскизное ознакомление с произведением в близком к окончательному темпе, но без стремления к точности и тщательности. Затем следует детальная проработка всех направлений, намеченных в процессе умственных действий, что, в свою очередь, является условием непроизвольного запоминания, т.к. хорошо запоминается только то, что понято. Это вычленение смысловых опорных ориентиров, трудных мест, подбор удобной аппликатуры, освоение в медленном темпе новых исполнительских движений. Продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить произведение сразу целиком. Необходима разумная дозировка выучиваемого материала, поэтому лучше запоминать текст отдельными небольшими фрагментами.

Работа над произведением без текста характерна на завершающем этапе формирования художественного исполнительства. При этом продолжают укрепляться все виды памяти (слуховая, логическая, двигательная), заметнее становится роль автоматизированных действий. Привлечение поэтических ассоциаций, взятых из жизни и других видов искусства и соединение их со слышимыми звуками, активизация эстетического чувства пробуждают и развивают эмоциональную память, которая не только значима для художественной натуры, но и эффективно укрепляет рациональный ум.

После выучивания произведения наизусть необходимо регулярно повторять его для закрепления в памяти. Но следует избегать механического повторения, напоминающее по своему характеру «зубрежку», которое тормозит развитие музыканта, ограничивает его репертуар, притупляет художественное восприятие. Любой повтор должен содержать элементы новизны или в ощущениях, или в ассоциациях, или в технических приемах.

Быстрота и прочность заучивания связаны и с рациональным распределением повторений во времени. Надежным являются повторы через короткие промежутки времени после первоначального заучивания, например через день. Не рекомендуется делать большими промежутки иначе очередной повтор может превратиться в новое заучивание наизусть. Со временем их можно увеличивать без риска утраты надежности.

При заучивании наизусть хорошо зарекомендовали себя приемы пассивного и активного повторения, при которых материал сначала играется по нотам, а затем делается попытка воспроизведения его по памяти.

Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, не рекомендуется расставаться с нотным текстом. Надежно выученное произведение полезно просматривать по нотному тексту, выискивая в нем все новые смысловые связи, детали, проверяя новые идеи, уточняя возникшие в памяти пробелы, освежая музыкальные представления.

Полная исполнительская свобода наступает, когда музыкант в состоянии восстановить произведение во всех деталях мысленно, не только повторять, но и совершенствовать его, не глядя в ноты и не прибегая к инструменту. Такая способность развивается постепенно и является весомым признаком зрелости исполнителя. Чем раньше обучающийся начнет постоянное чередование реального исполнения с мысленными представлениями, тем лучше. Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного выступления, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.

Таким образом, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, важнейшими из которых являются слуховой и моторный. Логические способы запоминания (смысловое разделение и смысловое сопоставление) также улучшают запоминание. Выбор произвольного или непроизвольного запоминания зависит от особенностей мышления исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Достижение особой прочности запоминания характеризуется правильным распределением повторений в процессе заучивания и возможностью музыканта на уровне музыкально-слуховых представлений многократно проигрывать музыкальное произведение в уме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: