Основы гос-ной соц-ной помощи населению в РФ




Психодинамические теории в с.р.

Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот., как правило, не осознается субъектом. Центральным понятием явл. "конфл-т" - непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конф-ты - манеры поведения - были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в рез-те взаимодействия различных событий в индивид-ой истории развития чел..

Психологические идеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей с.р.. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоц-ая р-та предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в с.р. нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения.

Бихевиористская и когнитивная псих-ия в контексте проблем с.р.

Бихевиористское напр-ие в псих-ии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы явл. возможность показать влияние окр-я на поведение чел.. Основная идея - поведение человека – опр-ся воздействиями окр. среды, кот. контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике с.р. основополагающими явл. положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индив-ов и соц-го обучения как одного из способов формир-ия и реализации повед-х реакций,

СР, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффект-ой в силу св. четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в СР при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с гр-ами.

Гуманистическое напр-ие в псих-гии и возможности его использования в с.р.

Осн. сущ-ть гумм-ой психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в кот. личность явл. контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – чел., его предназначение жить и действовать. Решающую роль в жизни и развитии чел. с т. зр. такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном кот. явл. понятие "самоценности".

Осн. идея - каждый чел. обладает внутр-ей собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией св. внутр-х потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении чел. к повышению самоценности, что может эффект-но использоваться в СР.

Экзистенциональная псих-я дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отн-ия с др. людьми, кот. бы обеспечивали ему определенное сущ-ие.

Все изложенные подходы дают много ценного для СР. Осн. задача псих-го-ориентированной СР - войти во внутр-й мир личности и помочь ей избрать оптимальное напр-ие развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окр. мира.

Индивид с позиций соционического подхода к личности, группе и с.р.

В основе лежит убеждение, что различные отношения м/у людьми, находящимися в одних и тех же соц-х усл-х, могут объясняться лишь своеобразием психол-х структур индивидов. Соционика описывает 16 типов личностей, кот. отличаются др. от др. следующими параметрами: особ-ми восприятия и переработки инф-ции, ее обмена, структурирования.

Психосинтез

Совр. психосинтез требует сочетания различных метод-их, теорет-х и технолог-х воззрений в целом и нов. метода для каждого клиента в отдельности. Это особ-но важно для СР. 1 из вариантов психосинтеза описан Р. Асаджиоли. В центре этого подхода - построение нов. концепции чел., его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную псих-ию), так и хорошо изученные факты из др. обл-ей (психосоматической мед-ны, психологии религии, исслед-ий сверхсознательного, парапсихолог-ого, восточной псих-ии, холодинамики, соц-ой псих-ии, психиатрии, антропол-ой псих-ии, активных методов воздействия на личность и др.). Он используется в различных сферах деят-ти: психол.: консульт-ии, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в СР явл. перспективным при оказании личности помощи и поддержке в решении внутрил-х, межл-х и межгр-х к-ов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профил-ке нац-х, соц-х, эк-х, науч-х и религ-х противоречий. И в этом смысле психосинтез примыкает к комплексно-ориентир-ым концепциям СР.

23. Место и роль педагогики в с.р.

С.р. – это …. С.педагогика появилась в середине 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц.воспитания подрастающего поколения.

П. с.п. – воспитание чел. в социуме (воспит-но-образ-ая помощь соц.становлению чел., поддержка соц. незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему.

О. с.п. – соц. системы гос., мун., общ. и частной деят-ти и воспит-но-образ-го воздействия на чел., помогающие его дух., физ., псих., соц.становлению как личности. Общее в с.р. и с.п. – помощь, ф-и (образ-но-воспит-ая, консультативная, организац-ная, профил-ая, реаби-ная). Различия – объектом в.п.явл. дети, мол-жь, а в с.р. – категории населения. Соц.р-ик имеет дело с клиентами попавшими в затруднение и нуждающимися в помощи.

 

24.Деонтологич.аспекты соц.работы

Медведева “Этика с.р.”. Деонтология с.р. (от греч. - должный)– комплекс пофес-ных, правовых и морольно-этичес-х правил составляющих понятия проф-го долга спец-та.

Деонтология (деонтос – должный) – учение о должном поведении, поступков, образе действий. Введен Вентамом в XIX.

Высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения св. воли, задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей.

Профессиональный долг спец-та – требования, кот общ-во, проф-я, кол-в, клиенты и он сам предъявл-т к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что он сам испытывает потребность и за что несет ответ-ть. Долг выступает перед спец-ом в виде обяз-й, соблюд-е кот. становится его внутр-ей, нравственной потребностью. Долг соц. р-а – совокупность правовых, моральных требований…

Моральный долг – осознанная необходимость опр. линии поведения.

Деонтология в с. р-те – комплекс норм и предписаний о долге и проф-х обяз-ей, ответственности соц. р-ка перед общ-ом и гос-ом, перед соц. р-ой как проф-й и соц. институтом, перед коллегами и клиентом соц. службы.

Осознание соц-ым р-ом св. проф-го долга влечет за собой: высокий проф-лизм; четкое знание св. проф-х обяз-ей; четкое соблюдение нормативно правовой базы; глубокая убежденность в необходимости св. действий (нужность); активное участие св. проф-й деят-ти (стремление постоянно добиваться больше рез-ов); заинтересованность в повышении эффект-ти р-ты св. и св. кол-ва; высокая организованность и дисциплина (привычка к должному поведению); наличие воли; стремление к самосовершенствованию.

Принципы деонтологии:

1)личная ответственность в правовом и моральном отношении

2)клмпетентность спец-та

3)рацион-го подхода к решению задач

4)соответствие полномочий и ответственности

5)правовой регламентации деят-ти

6)подотчетность

7)инициатива творческого подхода

8)организованность и дисциплина

9)контроль и проверка исполнения

10)критического подхода к оценке деят-ти

11)доверие и свобода действий

12)поощрение и наказание

С. р-к – спец-т особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник – связующее звено (лицо) во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван раб-ть в системе служб соц. пом-и населению, обеспечмвая мед-ко-психолого-пед-ую и правовую целесообразность этой системы, решая в ограническом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физ-го и психич-го Здор-я, правовой и эк-й защиты, орг-ции труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. Семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

«Проф-но-этич-й кодекс соц-го раб-ка Р» 1994г.

Этич-е принципы в соц. раб-е: соблюдение разумных интересов клиента; уважение прав клиента на принятие самост-го решения на любом этапе раб-ты с клиентом; принятие клиента таким какой он есть; отсутствие предрассудков и предубеждений по отношению к клиенту; конфиденциальность; доброжелательность; бескорыстие; честность и открытость; полнота инф-рования клиента о предпринимаемых действиях; личная ответственность соц. р-ка за нежелательные для клиента и общ-ва последствия св. действий.

 

25. Права, обязанности и проф-но значимые св-ва личности спец-та с.р..

На основе проф-но-этического кодекса соц-го р-ка России.

ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК С-го Р-ка- Сотрудник соц-ой службы должен поддерживать высокие нравственные стан­дарты св. поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным ли­цом и как представителем профессии.

Компетентность и профессиональное совершенствование: должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставать­ся спец-ом-экспертом в св. проф-ой практике и в выполнении св. проф-х обязанностей. С.р. должен действовать так, чтобы предупредить возможности негу­манного или /дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей. Честность: С. р-к должен соизмерять св. поступки с высшими стандарта­ми проф-ой честности. Учеба и исследовательская р-та: должен стремиться к постоянному по­вышению проф-х знаний, мастерства, включаться в систему обучения и иссле­д-кую р-ту. С.р. должен приложить мах усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность со стороны клиента. Осн-ми обяз-ми соц. р-ка явл. его обязанности по отн-ию к клиенту:

а)с.р. не должен использовать отн-ия с клиентами в соб­ственных интересах;

б)не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на нац-ти, секс-х отн-ях, возрасте, вероисповедании, сем-ом статусе, полит-ой ориентации, умственных или физ-х недостатках, привилегиях, пер­сональных хар-ах; напротив, его цель — всеми доступными ему ср-ми бороться с такой дискриминацией;

в)с. р-ик должен избегать связей и отн-й, кот. идут во вред его клиентам;

г)с. р-ик не должен вступать в секс-ые отн-ия с клиента­ми ни при каких обстоят-х;

д)с. р-ик должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможно­стях, обязанностях, связанных для них с соц-ой службой;

е)с. р-ик должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, но его мнению, служат интересам дела;

ж)с. р-ик должен завершить работу с клиентом и проф-ые отн-ия с ним, когда такая р-та и отн-ия не явл. необхо­димыми и более не служат нуждам и интересам этого чел. или семьи;

з)в случае, когда какое-либо др. лицо официально назначено выступать в защиту клиента, с. р-ик должен иметь дело с этим лицом исключи­тельно в интересах клиента;

и)с. р-ик не должен позволять вовлекать себя в любые действия, кот. оскверняют или уменьшают гражданские или юрид-ие права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

к)с. р-ик должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента форма­ми оказываемой ему благотв-ой помощи.

Конфиденциальность и сохранение тай н ы: обязан уважать тайны клиентов и не распростра­нять инф-цию, прошедшую в ходе проф-ой соц. помощи: а) с. р-ик может поделиться конфиденциальной инф-ией, уз­нанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по проф-ым обстоятельствам;

Сотрудник соц службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды соц. пом. справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной соц. пом. и со способностью клиента платить. С. р-ик не должен принимать ценных подарков за выполненную работу. С.р. должен всемерно помогать людям, информируя и делая соц-ые службы доступными населению микрорайона (социума).

С.р. — представитель особой, деликатной и гуманной про­фессии. Посредник - связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван работать в системе служб соц. Пом. населению, обеспечивая медико-психолого-пед-ую и прав-ю целесообразность этой системы, ре­шая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нрав­ственности, физ-го и псих-го здоровья, прав-ой и эк-ой защи­ты, организации труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. семь­ям и лицам, особо в ней нуждающимся.

Должностные обяз-ти: ведет проф. практич-ую р-ту (посредничество, консульт-е, специализ-мая пом. …) в соц-х службах, организ-ях и учр-х …; оказыв-тсоц. пом. и услуги семьям и отд-ым лицам, различ-ым половозр-ым, этнич-им… гр. насел-я; организ-т и координ-ет соц. р-ту с отд-ми лицами и гр. с особыми нуждами, с огранич-ми возм-ми,вернувшимися из спец. учр-й и мест лишения свободы …; проводит исследоват-ко-аналит-у деят-ть (анлиз и прогноз-ние, разработку соц. проектов, технологий) по проблемам соц. полож-я насел-я в курир-ом р-не, с целью разработки проектов и программ соц. р-ы; участвует в организац-но-упр-ой и админ-ной р-те соц. служб, учр-й; содействует интеграции деят-ти различных гос-х и общ-х орган-ций и учр-й по оказан-ю необх-й соц. защиты и пом. насел-ю; ведет воспит. деят-ть в соц. службах, средних спец-х уч-ых завед-ях (при усл-ии получения дополнит-го образ-я в этой области).

 

26.Роль специалиста соц.работы в учреждениях пенитенциарной системы. Пенитенциарная система или тюремная система, совокупность тюремных мероприятий, направленных на кару и исправление заключенных. То есть система уголовно исправительных учреждений. Где человек должен не только понести соответствующие наказание, но раскаяться и встать на путь исправления. Одним из принципов уголовного права является гуманизм. То есть наказание не ставит своей целью унижения достоинства и чести человека и нанесение физических страданий. А одним из принципов уголовно исправительного права является соединение наказания и исправления.

Основная роль специалиста по социальной работе – оказывать содействия в исправлении, обретении заключенным нового более высокого социального статуса. Так чтобы на выходе из пенитенциарной системы человек включился в общественную. Социальная работа должна начинаться с момента вхождения человека в пенитенциарную систему. И можно выделить 3 этапа работы специалиста.

На этапе следствия и в суде.

На этапе отбывания наказания и исправления.

После выхода человека в общество.

На первом этапе социальный работник должен выступать в качестве дополнительной защиты. Дабы человек получил более справедливое наказание.

На втором этапе социальный работник выполняет следующие функции:

вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов;

подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу. В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

Получение образования, психологическая работа должны способствовать тому чтобы человек оказавшись на свободе мог жить в обществе не совершая преступлений.

В респ.Коми 43 испр-но-трудовых учр-й, 3 следственных изолятора.

Обратившемся в органы соц. защиты, выделяется одежда, обувь, даются талоны на продукты, обеспеч.временное проживание в соц.гостинице. А если это не трудоспособные граждане, то устройство их в интернаты, оказание помощи в получении необходимых документов, в оформлении инвалидности, психологическая и правовая помощь. Весь этот комплекс услуг является составными частями комплексной целевой программы – Бывший заключённый на 2001-2003г.(реабилитации).

 

27. Роль ССР в защите интересов населения в суде и государственных органах. ( приблизительно о том, что нужно говорить )

в суде содействует наиболее полному сбору фактов из жизни подсудимого, о личности подсудимого. Сбору справок, документов. Помошь в поиске сведетилей. Соствление характеристи личности. Семейных особенностях. Выступает как свидетель. Содействует наиболее объективному рассмотрению дела. Дает советы оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье и детям подсудимого. Выступает в качестве дополнительной защиты.

В государственных органах. Дает консультацию. Осуществляет правовое просвещение клиента. Дает консультации о правах, гарантиях на которые могут претендовать клиент. Дает рекоментации о том в какие учреждения и органы следует обратиться. Сведения о необходимой документации. Дает консультацию процессуального характера. В целом занимается правовым консультированием. оказывает помощь в сборе необходимой информации. Консультативная работа.

 

28. Основные положения концепции соц-но-мед-ой работы

МСР новый вид мультидисциплинарной проф-ой деят-ти мед-го, психолого-пед-го, соц-но-прав-го хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР явл. достижение max возможного уровня здоровья, ф-рования и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц.неблагополучием.

Объектами МСР различные контингенты, имеющие выраженные мед-кие и соц-ые проблемы, кот. взаимно потенцируют др. друга и решение кот. затруднительно в рамках односторонних проф.мероприятий. К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, инв-ды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и т.д.

МСР по сути явл. технологией оказания МС помощи (сущ. 5 видов МСП: профилакт., лечеб-диагност, реабил, протезно-ортопед., зубопротезн.)

МСР регламентируют следующие документы: Основы зак-ва РФ об охране здоровья граждан. (статья 20), ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ», «О соц.обслуживании граждан пожилого возраста и инв-ов», «О психиатрической пом. и гарантии прав граждан при ее оказании» …

МСР формируется на стыке Здравоохранения и соцзащиты, потому должна выполнять следующие функции:

Социально-ориент. (с.защита, представление интересов нужд-ся в органах власти, инф-е о льготах пособиях и пр., семейное консульт-ие и психокоррекция); медико-ориент. (организация медпомощи и ухода за больными, оказание МСП семье, сан-гиг просвещение, инфо-е клиента о его правах (МСП)), интегративную (комплексная оценка соц.статуса клиента, формирование установки на ЗОЖ; МСЭ, реабилитация инв, содействие профил. мероприятий).

Также необходимо отметить коорд.роль ССР в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в ТЖС и требующего соучастия спец-ов смежных профессий – врачей, психологов, юристов и тпд. Квалиф-ое содействие клиентам в решении их жизн-х проблем опред-т проф. ос-ти СР.

МСР базируется на следующих принципах:

1.Экосистемности – необходимо рассматривать клиента в его связи с

окружающим миром

2.Полимодальности – подразумевает использование различных методов

3.Солидарности – взаимодействие с другими специалистами

4.Континуальности – имеется в виду долгосрочное воздействие на клиента

5.Конструктивной стимуляции – отказ от патернализма и стимуляция

активности самого клиента

Основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл; 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инв-ды.

МСР использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профил, реаб, психотерапевт и др., в системе соцзащиты – консульт-е, пособия, соцобсл-е на дому, соцобсл-е в стационарах, предост. временного приюта и др. Также могут быть использованы формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

Автором концепции явл. профессор Мартыненко А.В Теория МСР

 

29. Индивидуальное и общественное здоровье. Осн. показатели оценки. Роль спец-та СР в сохранении, укреплении, восстановлении здоровья.

"Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"…

Здоровье человека - по определению Всемирной организации здравоохранения - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и соц-го комфорта…

3 категории здор-я: 1)индивидуальное;2)гр-е;3)здор-е населения (людей, проживающих на одной территории);4)общественное здор-е.

Здоровье населения - характеристика состояния здоровья членов соц-ой общности, измеряемая комплексом соц-но-демограф-х показателей: рождаемостью, смертностью, ср-ей продолжительностью жизни…

Для оценки здоровья населения используются такие показатели как рождаемость, смертность, детская смертность, естественный прирост, возрастной состав, заболеваемость, продолжительность жизни, здоровье матери и ребенка.

Здоровье на 50% зависит от образа жизни. Именно поэтому мы говорим о важности здорового образа жизни - образа жизни, который предусматривает использование в деятельности людей факторов и усл-й, благотворно влияющих на охрану и укрепление З..

Аспекты ЗОЖ: 1.Рациональное питание;2.Личная и коммунальная гигиена; 3.Двигательная активность и закаливание; 4.Психогигиена-псих, устойчивость; 5.Неприятие вредных привычек; 6.Сексуальная культура; 7.Экологически грамотное поведение; 8.Режим труда и отдыха.

Роль ССР в области охраны здоровья и формирования ЗОЖ трудно переоценить.

Согласно базовой модели МСР, предложенной профессором Мартыненко А.В. основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инвалиды.

Рассматривая роль ССР в формировании навыков ЗОЖ мы может отметить следующие мероприятия, кот. может проводить ССР с указанными группами контингентов: мер-тия по гиг-воспитанию, формир-ию установок на ЗОЖ с учетом специфики клиентов ГПР, в т.ч. профилактика ВИЧ.; участие в разраб-ке программ проф-ки заб-й, укрепл и сохр З.; участие в орг. профил. осмотров, инф-е граждано состоянии инд. и обществ. З. сан-гиг просвещение; содействие в орг. досуга, адекватного ЗОЖ; профилактика вовлечения в асоц. группы,комплексная оценка соц.статуса кл-та; вторичная профилактика; выявле неблагопр микросреды и ее оздоровление; инф-е соотв служб об изменении соц статуса кл-та; инф-е соотв служб о наличии соц проблем (сем-х, быт-х, матер-х, прав-х); участие в разработке комплексных программ профилактики инв-ности и др.

Формы гигиенического воспитания (сов-ть меропр напр на привитие гиген навыков).

Инд. (беседа, консультация);Групп.(лекции, беседы, дискуссии); Массовые (экстренные сообщения, лекции).

ЗОЖ — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения, потому его формирование важнейшая соц. технология гос. значения.

Необходимо работать с населением, подчеркивая, что вести ЗОЖ и быть здоровым - важно. С переходом на страх, медицину появился дефицит профилактического надзора, поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах должен взять на себя ССР.

Чумаков «Валеология», Марков «ЗОЖ»

 

 

30.Мед.страх-е как форма соц.защиты насел-я в охране здоровья.

МС явл. важнейшей частью соц.защиты населения. Цель введения МС – привлеч-е допол.ср-в в здравоохр.; повыш-е отв-ти мед. учр-й за оказ-е усл-и; повыш-е отв-ти гр-н за св. здор-е, расширение мед.учр-й. З-н “О мед.страх.” принят в 1991г.

С. МС: 1.Страховые уч-я, орг-ции (страховщики), 2. Уч-я, орг-ции или частные лица, кот. явл. страхователями (тот кто платит деньги), частные орг-ции. 3. мед. уч-я, кот. оказ. мед. услуги, 4. Застрахованный.

В Р. сущ-ет 2 вида МС: 1. добровольное, 2. обязат-ное, кот. распростран. на всех гр-н РФ, основ-ся на базовой программе – min мед. услуг для диагностики, лечения и реабил-ции пациентов. V мед.услуг не может быть меньше базовой программы. Ряд соц-но значимых заболеваний не входит в базов. прогр-му и оплачив-ся из бюджета: БППП, туберкулез, дорогие трансплант. и т.д. Так же не входит оказание скорой помощи. В рамках МС ее с. имеют св. правила и обяз-ти (#: выбор страх. комп., мед. уч-я, врача; предъявл. претензий по поводу некач. обеспеч-я. Добровольное МС отлич. от обязат-го тем, что ч-к сам выбир. спектр услуг. Повыш-ся цена, кол-во и кач-во (методы обслед., услов. пребывания и т.д.) услуг. При МС страх-ся СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ!

 

31. Соц-но-мед-ая р-та в профил-ке наркомании и алкоголизма: цель, задачи, о., этапы и организация.

Н. и А. входят в группу ПАВ. С 90-х годов кол-во больных Н. Подавляющее большинство которых – молодые люди. Н. заболевания имеют высокую социальную значимость в плане отягощения соматических патологий, процесса деградации личности, возрастающей и ранней инвалидности и смертности. В целом от Н и А дает 10 % от всех смертей, 20% госпитализаций. Ежегодно в России от Н. умирает 70 тыс.чел.

Эти заболевания (Н и А) отличаются тем, что *поражают в основном молодых,**практически не лечатся (5% оф.статистика – излечиваются – 1 год не употребляют) *** способствуют распространению ЗППП, ВИЧ, туберкулеза.

Поэтому важна профилактика. Цель первичной профилактики – предотвратить пторебление ПАВ. Объекты: люди молодого возраста (подростки, молодежь) родители, педагоги, учителя.

Задачи: 1.Просвещение, обязательна работа с родителями (первые признаки, что ребенок употребляет, куда обратиться в случае…, правовые аспекты).

1. Организация досуга, борьба с безнадзорностью, вовлечение детей и подростков в ЗОЖ, формирование навыков ЗОЖ.

(например, квотирование бесплатных мест в платных секциях, клубах., кружках)

 

Целью вторичной профилактики является реабилитация лиц, употребляющих ПАВ.

 

Этапы: 1. Выявление употребляющих 2. Убедить лечиться (Содействие в помещении на стационарное лечение, лечение (совместная работа с врачами и психологами) + реабилитация) 3.Реабилитация – (восстановление соцсвязей; учеба-работа; смена круга общения; восстановление жизненных ценностей)

 

В работу по профилактике включены: педагоги, родители, врачи, ОВД, ОМСУ (могут они финансировать организацию досуга)

Алкоголизм - это заболевание, развившееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Биологическая зависимость выражается:

-утрата контроля, -изменение поведения после приема, -увеличение переносимости алкоголя (в 3 раза), -человек не встает из-за стола пока все не выпьет. Психологическая зависимость алкоголя проявляется: Патологическое влечение к алкоголю реализуется, не смотря на намерения прекратить пить. Дети алкоголиков относятся к группе риска (наблюдается предрасположенность к алкоголю); низкая самооценка, они не способны выражать свои чувства и эмоции. Жены алкоголиков меняются в характере: чувство обиды приводит к замкнутости и снижению самооценки, теряют личностные границы. Последствия для алкоголиков: -характерен нарастающий эгоцентризм, -алкогольный дефект деятельности, -воля направлена на поиск алкоголя, -нагрузка на сердце, печень, желудочно-кишечный тракт, -галлюцинации.

Причины алкоголизма Социальный факторПолитика государстваПсихологический, биологический факторРоль наследственности Реабилитация: состоит из психотерапии и социотерапии, семейной адаптации, движения анонимных алкоголиков Профилактика: государственно-общественные (запретительные), выявления алкоголиков (все группы риска)

32. Сущность, принципы и осн. понятия технологии с. р.

Технологии социальной работы - традиционных и инновационных методов, форм, средств, применяемых социальным работником и службами в определенной последовательности, с целью эффективного решения той или иной социальной проблемы. Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные соц.категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц-х проблем. 2 вида знания: 1. фундаментальное (научное знание, отвечает на вопрос “почему?”, выявляет причинно-следственные механизмы), 2. технологическое научное знание (ведет поиск ответа на вопрос “как, каким образом?”)

Принципы ТСР – основные требования, предъявляемые к спец-там с.р.занимающимся разработкой ТСР. Принципы: 1.гуманность ТСР, 2.объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы, 3. системность, предполаг.учет соц-х последствий от применения данных технологий. 4. опора на опыт решения данной соц.проблемы.

Социальная проблема – осознанная социальным работником, социальным учреждением в целом невозможность разрешить то Процедуры или иное жизненное затруднение, с помощью знаний и имеющегося опыта. Разрешить соц.проблему означает – выработать новое знание (технологич-ое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к данным условиям.

Технологический процесс в с.р. – процесс перевода возникшей соц.проблемы в состояние ее разрешенности, к-ая предполагает выход ч-ка из ТЖС.

Технологизация в с.р. – разделение процесса решения соц.проблемы на этапы, процедуры, операции. Этапы: теоретич-ий, методич-ий, процедурный. Операции: ряд действий осуществляемый спец-тами с.р. в процессе решения соц.проблемы. Процедуры: ряд операций осущ-мые в опред-ой послед-ти при резреш.соц.проблемы.

Основаниями для выденления типов явл.: 1.объекты с.р. (с инвалидами, многодетными семьями), 2. сферы общ-ной жизни (политич., экономич.,), 3.степень новизны (модифиц., ретроинновации, радикальные, псевдоинновации), 4. по масштабу применения (глобальные, локальные).

Субъектами выступают: соц. службы различных уровней (областные, городские, муниципальные и соц. работники).

Социальный эффект может быть представлен в виде снятия остроты соц. проблем, ее ослабление или удовлетворение тех или иных потребностей различных соц. групп населения.

Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц.

проблем.

Фундаментальное научное знание отвечает на вопр. Почему? Выявляет причинно-следственные механизмы.

Технологичное научное знание ведет поиск ответа на вопр. Как, каким образом?

Как решить проблему:

1) четко сформулировать цель

2) четко сформулировать проблему, вызвавшую такую цель.

I категория. ТСР – это система традиционных и инновационных форм, методов и средств, используемых специалистами с.р. в определенной последовательности, для эффективного решения той или иной соц. проблемы.

Принципы ТСР – это осн. требования предъявляемые к специалистам с.р., занимающимся разработкой ТСР: 1) гуманность технологии с. р-ты; 2) объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы; 3) системность, предполагающий учет соц. последствий от применения данных технологий; 4) опора на опыт решения данной соц. проблемы

II категория. Социальная проблема – осознанная спец--ми с.р. невозможность выйти из ситуации жизненного затруднения на основе имеющихся знаний и опыта. Разрешить соц. проблему означает – выражать новое знание (технологическое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к реальным условиям.

III категория. Технологический процесс в с.р. – это процесс перевода возникшей соц. проблемы в состояние ее разрешенности, кот. предполагает выход чел., семьи … из трудной жизненной ситуации.

 

33. Виды и типы технологий с.р. Проблемы новаторства в с. р.

Типология технологий социальной работы:

1. Сферы общественной жизни

-политические, экономические, технологии в соц. сфере, социально-экономические, социально-политические технологии, технологии в культурно духовной сфере.

2.По объектам соц. р-ы (с инв-ми, многодетными семьями): технологии работы с инв-ми, многодетными семьями, заключенными и т. д.

З. По видам деятельности

-педагогические, управленческие, образовательные, психологические технологии.

4.По масштабам соц. Работы

-глобальные и локальные технологии.

5.По степени новизны: радикальные, модифицированные, ретро и псевдо инновации.

Новаторство(синоним творчества) – деятельность с.р. и спец-ов с.р. по формированию и созданию новых знаний (идей) и технологий по решению соц. проблем.

Новация – результат интеллектуальной творческой деятельности соц. спец-ов, направленных на решение соц. проблем. Результат интеллектуальной деят-ти выступает в виде новых идей и предложений.

Инновация – осуществленная на практике новация, благодаря кот. разрешается соц. проблема.

Нововведение – целенаправленный процесс эффект-ти реализации прогрессивного новшества, ориентир-го на интенсификацию ф-ния той сферы чел-ой деяи-ти, в кот. это новшество используется

Проблема новаторства в с.р.:

1) преобладание среди соц. спец-ов, людей с консервативным мышлением;

2) психол-я боязнь, страх перед инновацией, кот. наблюдается среди с. р-ов;

3) на сегодня в Р. не сложился механизм стимулирования иннов-ой деят-ти;

4) рост патент РФ не регистрирует соц. изобретения;

5) отсутствует система опыта соц. инноваций в масштабах страны,

6) в соц.части бюджета нет ассигнований на такую эксперементальную работу.

.

 

34. Виды и типы психол-х технологий в с.р.

С.р. напр-на на оказание пом. чел. в его семье, соц-ой среде, в коррекции его межличностных отн-ий и внутриличн-го статуса. Поэтому псих-ие технологии и методики по праву активно используются и в подготовке спец-та, и в его проф-ой деят-ти. Сущ-ет система различных техник и технологий р-ты с клиентом, кот. можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии. Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении З.Фрейда об ур-ях психики чел. (сознание, подсознание, бессознательное). Важной особенностью психоаналитической концепции явл. конструирование ведущей роли бессознательного. Поэтому осн. путь помощи чел. – добиться осознания проблем, истоками кот. всегда явл. события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет чел. избавиться от тревожащих его проблем. Совр. психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот. как правило не осознается с.. В связи с этим центральным понятием явл. К-т – непознанные моменты, кот. возникли в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Пример психодинамического подхода – трансактный анализ, в соответствии с ним, чел. порой в течение всей жизни играет в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария – бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Модель кризисной интервенции предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас». Бихевиористский подход (возможность продемонстрировать влияние окр. среды на поведение чел.). Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности. Соц-ое обучение – большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: