Рекомендации к контрольной работе




1. При выполнении 1 задания орфоэпические варианты указываются сверху, дается их краткая характеристика.

Качественная и количественная редукция отмечается в затранскрибированном тексте: – подчеркивается количественная редукция гласных и согласных звуков, = качественная редукция.

Выписываются слова, подвергшиеся комбинаторным процессам, кратко характеризуются аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и др., встретившиеся в тексте.

2. Описывая фонетические чередования, следует 1) затранскрибировать текст; 2) выписать слова, в которых наблюдается фонетическое чередование звуков; 3) обозначить позицию звука, привести пример с той же морфемой, в составе которой данный звук находится в сильной позиции; 4) описать фонетический процесс; 5) определить тип фонетического чередования: а) чередование позиционно обусловленное / позиционно прикрепленное; б) чередование параллельного типа / чередование пересекающегося типа.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Образец: [д°о¢лък д’э¢н’ дLв’э¢ч’ьръ / къл’ид’э¢лът’ н’э¢ч’ьвъ //]

[д°о¢лък] ср. [дLлга¢],

+ ¯ ¯ +

[ г ] // [ к ] – качественная редукция.

[г] – [к]

[к] Ср. [ т°о¢къ] – [т°ок]. Чередование фонетическое, позиционно обусловленное, пересекающегося типа.

[о] // [L] – качественная редукция

[о] – [L]

[а] Ср. [са¢т] – [сLды¢] Чередование фонетическое, позиционно обусловленное, пересекающегося типа.

[д] // [д°] – аккомодация

[д] – [д°] Чередование фонетическое, позиционно обусловленное, параллельного типа.

[д°о¢лок] ср. [до·¢л’шъ]

[о] // [о·] – аккомодация

[о] – [о·] Чередование фонетическое, позиционно обусловленное параллельного типа.

 

Фонетическим чередованиям противопоставляются нефонетические чередования, иначе исторические, традиционные. К ним относятся чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития языка.

Например, [д’э¢н’] ср. [д’н’а¢] [э] // [Ø]

3. Выполнить фонетический разбор подчеркнутого пунктиром слова.

1) Выполнить точную фонетическую транскрипцию слова; 2) разделить фонетическое слово на слоги, обозначив вертикальными линиями границы слогов; 3) дать характеристику слогов; 4) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки согласных а) по соотношению голоса и шума; б) по месту образования; в) по способу образования, г) по дополнительной йотовой артикуляции; гласных а) по наличию /отсутствию ударения, б) по месту подъема, в) по степени подъема, г) по участию губ, а также продвинутость гласного вперед и вверх в одной из фаз артикуляции под влиянием соседних мягких согласных; 5) описать словесное ударение, отметив а) слово имеет одно основное ударение или наряду с основным дополнительное; б) у изменяемых слов определить неподвижное или подвижное формообразовательное ударение.

Образец: [з’в’иэ│зда′] 1-ый слог безударный, прикрытый, открытый, построен по принципу восходящей звучности; 2-ой слог ударный прикрытый, открытый построен по принципу восходящей звучности.

[з’] - согласный, по соотношению голоса и шума шумный, звонкий, парный [с’]; по месту образования переднеязычный, зубной; по способу образования щелевой; по дополнительной j-овой артикуляции мягкий, парный [з].

[в’] - согласный, по соотношению голоса и шума шумный, звонкий, парный [ф’]; по месту образования губной, губно-зубной; по способу образования щелевой; по дополнительной j-овой артикуляции мягкий, парный [в].

э] - гласный, безударный, по месту подъема переднего ряда, по степени подъема верхнего подъема, по участию губ нелабиализованный.

[з] - согласный, по соотношению голоса и шума шумный, звонкий, парный [с]; по месту образования переднеязычный, зубной; по способу образования щелевой; по дополнительной j-овой артикуляции твердый, парный [з’].

[д] - согласный, по соотношению голоса и шума шумный, звонкий, парный [т]; по месту образования переднеязычный, зубной; по способу образования смычный, взрывной; по дополнительной j-овой артикуляции твердый, парный [д’]

[а] - гласный, ударный, по месту подъема среднего ряда, по степени подъема нижнего подъема, по участию губ нелабиализованный.

Слово имеет одно основное ударение, формообразовательное ударение подвижное (ср. звезда¢ - звё¢зды).

4. Фонематическая транскрипция позволяет показать фонемный состав слова. Существуют варианты фонематической транскрипции, отражающие взгляды различных фонологических школ. Петербургская фонологическая школа (ПФШ) рассматривает фонему как звукотип. Звуки объединяются в фонему по их акустико-артикуляционному подобию.

С точки зрения Московской фонологической школы (МФШ), фонема – минимальная звуковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Образец: Горит восток зарею новой.

ПФШ. [гLр’и¢т вLсто¢к/ зLр’о·¢jу но¢въj//]

<гар’и¢т васто¢к зар’о¢jу но¢ваj>

Примечание. Звук [ъ] при отчетливом проговаривании по своим акустико-артикуляционным свойствам ближе к <а>.

МФШ. Выполняя фонематическую транскрипцию в соответствии со взглядами МФШ, следует обозначить сигнификативные позиции гласных и согласных звуков. При этом помнить, что [у] не бывает в сигнификативно слабой позиции, как и непарные согласные звуки, поскольку их дифференциальные признаки не могут быть нейтрализованы.

[гLр’и¢т вLс т о¢ к зLр’о¢j у н о¢в ъ j]

гл./зв. + - н/п + - + - - + + - + -н/п+н/п н/п + + - н/п

тв./м. + + + + - + + + + н/п + + н/п

< гар’и¢т/д во/а с/з/с’з’/ то¢к зор’о¢jу но¢воj >

Примечание. Для того чтобы определить фонемный состав морфемы, нужно соотнести звуки, стоящие в слабой позиции, со звуками в сильной позиции, не нарушая при этом тождество морфемы. Если не удается перевести звук в сильную позицию, делаем вывод: перед нами гиперфонема. Гиперфонема понимается как слабая фонема, не приводимая в составе данной морфемы однозначно ни к одной из нейтрализованных фонем. [г L р’и¢т] ср. [уга¢р], [вLсто¢ к ] ср. [вLсто¢къ], [з L р’о¢jу] ср. [зо¢р’и], [но¢в ъ j] ср. [бLл’шо¢j].

Орфографический разбор

При орфографическом разборе следует установить соотношение между произношением и написанием, т.е. определить тип написания; обозначив орфограммы, показать, какому орфографическому принципу соответствует каждая орфограмма.

1) Привести графическую запись слова, разбив его на морфемы; 2) подчеркнуть и пронумеровать все орфограммы; 3) привести фонетическую и фонематическую транскрипцию (по МФШ); 4) определить тип написания, приводя доказательства: а) фонетический /нефонетический, б) опорный, проверяемый, беспроверочный; 5) определить принцип орфографии у каждой орфограммы.

Образец: б е с- п о л е з –н- ой [б’ьспLл’э¢знъj], <б/б’ э з п о л’ э з н о j>

1 2 3 4

1. Тип написания нефонетический, проверяемый, ср. б е ¢ столочь; фонематический принцип,

2. Тип написания фонетический, метод проверки вреден, ср. бе з умный; фонетический принцип.

3. Тип написания нефонетический, проверяемый ср. п о ¢льза.; фонематический принцип.

4. Тип написания нефонетический, проверяемый, ср. больно¢й, фонематический принцип.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: