Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга РИ (ф) МГОУ
Дисциплина: «Экономика машиностроительного производства»
Специальность 151001
Н.М. ТОМИНА
Лекция № 8 | ||
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ | ||
ВВЕДЕНИЕ
Из изученного материала дисциплины известно, что предприниматели комбинируют ресурсы в целях извлечения прибыли и производства необходимых обществу товаров и услуг. Успешная деятельность фирмы возможна при постоянном отслеживании действий конкурентов, внедрении достижений научно-технического прогресса в производство и вложении инвестиций в производство новой конкурентоспособной продукции.
Предпри-ниматели | закупают материальные и трудовые ресурсы | производят продукцию и осуществляют НИР и ОКР | Реализуют потребителям товары и услуги и получают доходы. Ведут расчеты с поставщиками и потребите-лями, финансовыми организациями и др. | |
Планирование потребности в ресурсах (натур. и стоимост.) | Планирование выпуска продукции, затрат на производство, плани-рование инвестиций в развитие и т.п. | Планирование доходов и расходов фирмы (от финансовой, инвестиционной и операционной деятельности, сбыт, рекламу) и др. | ||
достижение оптимальных результатов, эффективного и экономного использования всех задействованных ресурсов, расширения источников получения доходов | |
Цель лекции: - показать сущность, цели, этапы и принципы планирования; - ознакомить с производственной программой и этапами формирования; - отразить систему планов фирмы и систему организации планирования; - ознакомить с содержанием и последовательностью разработки бизнес– плана. |
Вопросы:
1. Сущность планирования на предприятии.
2. Производственная программа предприятия и система планов.
3. Бизнес – план как одна из основных форм планирования.
Литература:
1. Экономика фирмы: Учебник / Под общ. ред. проф. Н.П. Иващенко. – М.: Инфра-М, 2008.- 528 с. – раздел 2, тема 7.
2. Попов В.М. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями: Учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с.
3. Ушаков Н.И. Бизнес-план. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
4. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 272 с.
5. Томина Н.М. Экономика машиностроительного производства. Практикум – Рязань: РИ (ф) МГОУ, 2010. – 55 с.
6. Вопросы к экзамену: 53 - 54
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и принципы планирования
Планированием занимается каждая фирма независимо от собственности, масштабов и направлений деятельности.
___________________________________ диктуется рыночными (внешними факторами) условиями, в которых работает фирма, и внутренней средой, осуществляющей потребление ресурсов для выполнения поставленных целей и задач.
Планирование – это функция управления предприятием.
_________________- это процесс ______________________________________ _ предприятия на определенную _____________________________________________________
п о развитию бизнеса (из множества альтернативных вариантов) с разработкой соответствующей технологии для их достижения. Это разработка _________________________, направленных на взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений предприятия при определении путей, последовательности и направлений достижения конкретных целей, включая всю технологическую цепочку (от НИОКР до производства, сбыта и сервисного обслуживания).
Ø научность | |
Ø полнота и точность | |
Ø непрерывность | |
Ø эластичность и гибкость | |
Ø экономичность | |
Ø возиожность контроля планов | |
Ø возможность опреативной корректировки планов |
1.2 Формы и этапы планирования, виды планов
В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвычайно широк, субъект хозяйствования стремится к их оптимальному сочетанию. Основной формой увязки всех внутренних и внешних факторов является ____________________________________ деятельности, которое классифицируется в зависимости от разных признаков.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНОВ | |||
Классификаци-онные признаки | Формы и виды планов | ||
- Перспективное - от 1 до 5 лет - календарные планы: годовые, полугодовые, квартальные, месячные, недельные, суточные, по рабочим местам | |||
- Четкая ориентация планирования на рыночные нужды в длительном периоде - Процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия Конкретизация показателей тактического плана Планы капитальных вложений Обоснование создания нового предприятия, выхода на рынок и др. | |||
Планы НИР и ОКР, производства, маркетинга, сбыта, персонала, закупок сырья и материалов, инвестиций, финансов и др. | |||
Корпоративное, фирменное планирование, цеховое, бригадное и др. | |||
Межцеховое, внутрицеховое, бригадное, индивидуальное | |||
Цеховое, программное планирование, план маркетинга, снижения себестоимости, производственная программа, план сбыта, планирование персонала, технического перевооружения и др. | |||
Агрегированное и детальное планирование | |||
Предварительное и окончательное планирование | |||
Жесткое и гибкое планирование | |||
Последовательное и одновременное планирование | |||
Процесс планирования охватывает 5 этапов.
ЭТАПЫПЛАНИРОВАНИЯ | |
СОДЕРЖАНИЕ | |
Систематический анализ всех факторов в целях предвидения | |
Оценка и выбор варианта развития субъекта | |
Цели и задачи | |
Установление временной последовательности и очередности выполнения задач | |
Обобщение всех материалов и их стоимостное выражение в виде стандартного пакета документов |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И
СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ