Требования к оформлению курсовых работ.




РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Курсовая работа должна содержать: титульный лист; содержание; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основную часть - теоретическую и практическую главы; выводы к главам, психолого-педагогические рекомендации, заключение; список использованных источников и приложения (при необходимости).

Титульный лист работы. Титульный лист содержит наименование высшего учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя, отчество автора; название работы; шифр и наименование специальности; ученую степень, должность, фамилию, имя, отчество научного руководителя; город и год выполнения.

Содержание. Содержание подается в начале работы, после титульного листа. Оно содержит наименование и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в частности введения, основной части, выводов к разделам, рекомендаций, общих выводов (заключения), приложений, списка использованной литературы и др.

Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов (при необходимости). Если в работе используется специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.д., то их перечень может быть подан в работе в виде отдельного списка, который размещают перед вступлением. Перечень надо печатать двумя колонками, в которых слева в алфавитном порядке приводят, например, сокращение, справа - их детальную расшифровку. Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.д. повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а их расшифровки приводят в тексте при первом упоминании.

Введение. Актуальность темы. Раскрывает сущность и состояние научной проблемы (задачи), ее значимость, основания и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования. Далее дают общую характеристику работы в рекомендованной ниже последовательности.

Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы (научного задания) обосновывают актуальность и целесообразность работы для развития соответствующей отрасли образования, направления развития психологии, решения проблем учебно-воспитательного процесса. Освещение актуальности должно быть лаконичным и четким. Достаточно несколькими предложениями высказать главное - сущность проблемы или задачи.

Обязательно отмечают заведение (вуз, школа, детский сад и т.п.) на базе которого была выполнена работа, а также роль автора в проведении исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. (Общая формулировка проблемы). В психологии это – определенная психологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя. Подросток, младший школьник, коллектив не могут быть объектом изучения. А познавательная сфера младшего школьника, к примеру, может быть предметом исследования.

Предмет исследования содержится в пределах объекта и составляет основную (более конкретную) проблему исследования. Это – свойства, стороны, отношения, особенности, процессы, взаимосвязи объекта. В одном и том же объекте могут выделены различные предметы изучения. Пример предмета изучения: влияние стиля семейного воспитания на познавательную сферу младшего школьника.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание студента, поскольку предмет исследования определяет тему курсовой работы, определенной на титульном листе как ее название.

Гипотеза. Это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Гипотеза является предположением, целью которого является заполнение дефицита информации, возникшего при постановке проблемы, то есть, это предположение о фактах, связях, принципах функционирования и развития психических явлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованных недостаточно.

Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.

По масштабу применения гипотезы разделяют на:

1. Рабочая гипотеза - отражает основное содержание исследования, которое выводится из общих знаний и теорий и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений.

2. Эмпирические гипотезы - конкретизация общих для данного исследования гипотез. Эти гипотезы являются частными следствиями рабочей гипотезы.

3. Статистические гипотезы – гипотезы сформулированные в терминах математической статистики. Служат для организации сравнения и обработки полученных данных.

Гипотезы могут быть: а) предположением о существовании какого-либо явления; б) предположением о совпадении явлений или о связи между ними; г) предположением о причинно-следственных связях.

Отличаясь от обычного предположения, психологическая гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.

Например: Авторитарный воспитательный стиль ведет к развитию замкнутости ребенка по отношению к родителям и агрессивности по отношению к сверстникам.

Цель и задачи исследования. Формулируют цель работы и задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы, объекта, предмета исследования.

Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результата поиска.

В психологических исследованиях наиболее часто ставятся следующие цели:

- Определение нового факта, феномена, эффекта;

- Определение характеристик психического явления;

- Выявление взаимосвязи психических явлений;

- Изучение динамики явлений;

- Обобщение и систематизация данных;

- Сравнительная характеристика явлений и фактов.

- Разработка и совершенствование исследовательских методов и методик.

Пример цели: Описать влияние стиля отношений подростка с родителями на его эмоциональное состояние».

Задачи действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, чтобы она определила маршрут научного поиска, его логику и структуру.

Задачи должны касаться как теоретического поиска, так и практической части, а также перспективы применения результатов научного исследования. Например, для теоретического анализа ставятся задачи «Раскрыть психологическое содержание феномена…..», задачи эмпирического раздела формулируются примерно так: «эмпирически изучить влияние психической травмы на психоэмоциональное состояние личности», «Установить зависимость….». Перспективные задачи определяются так: «Разработать психолого-педагогические рекомендации……» и. т. д.

Научная новизна определяется как дополнение сведений по изучаемой проблеме.

Практическая значимость исследования описывает возможность применения результатов исследования психолого-педагогической практике.

Основная часть. Основная часть курсовой работы может состоять из разделов, подразделов, пунктов. Каждый раздел (главу) начинают с новой страницы. В конце каждого раздела формулируют выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных теоретических и практических результатов.

Теоретическая глава состоит из двух – трех параграфов, в которых рассматриваются теоретические аспекты объекта (1 параграф) и предмета (2 – 3 параграфы), описываемые на основе обзора научной литературы.

В обзоре литературы студент определяет основные этапы развития научной мысли по проблеме своего исследования, кратко, основательно освещая работы ученых (психологов, педагогов др.) и практических психологов. Автор должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными и, следовательно, определить свое место в решении проблемы. Желательно закончить этот раздел коротким резюме относительно необходимости проведения исследований в данной области. Общий объем обзора литературы не должен превышать 30% объема основной части работы. Название главы должно соответствовать заявленной теме исследования. Например:

ГЛАВА 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: