Эстрадная студия «Дебют» существует в нашем колледже более 30 лет. Первоначально она была создана для студентов школьного отделения, чтобы дать им возможность реализовать свои способности в сольном пении.
Но уже через несколько лет на занятиях спокойно уживались студенты и школьного отделения, и музыкального.
Каждый из моих студентов – это будущий учитель музыки в школе, музыкальный руководитель в ДОУ, которому предстоит не только вести уроки музыки, музыкальные занятия, но и заниматься с детьми сольным пением, т.е. вести внеклассную работу.
Довольно часто наши выпускники выступают в роли педагога дополнительного образования в школе или сельском клубе, школе искусств, музыкальной школе и других учреждениях дополнительного образования.
Поддерживая связь со своими бывшими студентами, я убеждалась в этом не раз.
Быть педагогом дополнительного образования так же престижно, как и быть учителем музыки в школе, тем более, что в последнее время вопросами развития дополнительного образования уделяется большое внимание, об этом говорят нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Значимость педагога дополнительного образования подтвердил в своем выступлении Д.В. Медведев на заседании Правительства Российской Федерации 21 января 2016 года: – «Стране срочно нужны педагоги, которые могли бы работу с детьми за пределами школы поднять на ещё более высокий уровень». Не остается в стороне и центральное телевидение. По многим каналам ЦТ транслируются передачи, в которых пропагандируется сольное пение: «Голос» (детский и взрослый, 1 канал ЦТ), конкурс «Синяя птица (2 канал), конкурс «Новая волна» (детский и взрослый, 1 канал), конкурс «Новая звезда» (канал «Звезда»), конкурс «Два голоса» (канал СТС).
Не отстаёт и наш курский регион в проведении подобных конкурсов. Среди них:
§ окружные и городские конкурсы эстрадного вокала;
§ областной конкурс «Я вхожу в мир искусства» (ОБУДО «ОЦРТД и Ю»);
§ Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (Администрация г.Курска);
§ областной фестиваль-конкурс «XXI век без наркотиков» (Курский музыкальный колледж);
§ фестиваль-конкурс патриотической песни, посвященный памяти Андрея Хмелевского (Совет ветеранов УВД города Курска);
§ областной фестиваль «Студенческая весна Соловьиного края» (Администрация г.Курска);
§ фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Боль сердец» (Совет ветеранов афганцев);
§ фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Болит у меня Россия» (РГСУ);
§ конкурс военно-патриотической песни «За Афган, за спецназ, за десант!» (Совет ветеранов афганцев);
§ конкурс «Душа моряка» (школа № 18);
§ телевизионный конкурс «Голос» (телеканал «такт», Будыка А.В. «Голос – дети»);
§ конкурс «Наши таланты родному краю»;
§ вокальный конкурс среди детей ДОУ «Звонкий голосочек».
Огромное количество школьников, студентов принимают участие в этих конкурсах и готовят их учителя музыки, педагоги дополнительного образования.
Любой конкурс – это итог большой кропотливой работы студента и преподавателя. Но как можно научить тому, чего ты сам не умеешь делать, и кто будет готовить такого преподавателя? В нашем учебном заведении ответ на этот вопрос найден и созданы все условия для реализации всех потребностей и желаний студентов в плане их профессионального роста.
На протяжении всего срока обучения они изучают целый ряд дисциплин, позволяющих стать им настоящими музыкантами и успешными учителями. Это:
§ основной инструмент;
§ дополнительный инструмент;
§ классический вокал;
§ дирижирование;
§ музыкальная литература и история музыки;
§ сольфеджио, гармония, теория музыки;
§ хороведение, хоровая аранжировка;
§ анализ музыкальных форм;
§ хоровой класс.
Эти предметы стоят в расписании и обязательны для всех студентов. К предметам дополнительного образования относятся: ансамбль народной песни «Соловушка», вокальный ансамбль девушек, исполняющий классический репертуар и эстрадная студия «Дебют».
Занятия в эстрадной студии я веду с теми студентами, кто изъявил своё желание заниматься. Мы встречаемся 2 раза в неделю в определенное время, после занятий. Каждый приходит когда ему удобно, с удовольсвием общается с теми, кто уже пришел. Самостоятельно, в зависимости от обстоятельств каждого, устанавливают очередность очередность занятий с педагогом.
На занятии царит атмосфера доброжелательности, сопереживания, участия, хорошего доброго юмора. Девочки слушают как поют другие, как ведется работа над новой песней, на что я обращаю внимание в работе над песней. Довольно часто я прошу их высказать свои замечания, пути преодоления недостатков в пении.
Каждое занятие – это своеобразный мастер-класс. Студенты не просто ждут своей очереди спеть, они учатся слышать, анализировать, искать пути ликвидации недостатков в пении, петь на небольшую аудиторию не стесняясь, а главное, они психологически спокойны, так как все, и педагог и другие студенты, заинтересованы в их успехе.
Первые несколько занятий – это определенный период адаптации, привыкания друг к другу, к жестам, замечаниям, требованиям педагога. В дальнейшем, по моим жестам студент понимает: убрать микрофон или поднести ближе, петь выше, ярче, не растягивать фразы, произносить окончания, подготовиться к модуляции и т.д.
Безучастное прослушивание, а потом анализ и снова пение с недостатками не дает такого результата как жестовое управление исполнением песни, это просто трата времени на занятии.
Со временем студент запоминает своё правильное, удачное исполнение и уже стремиться к нему сам, осознано. А если учесть, что пению предшествовала работа с текстом, который мы учимся выразительно читать, находить в нем кульминацию, составляем исполнительский план, т.е. определяем как будет звучать 1 куплет, каким звуком и как будем петь 2 куплет, что означает модуляция, каким должно быть пение в новой тональности, то понятие выразительное и невыразительное пение становиться для студента ясным.
В основе работы со студентами я придерживаюсь важного для себя принципа: голос каждого ребенка уникален и кто-либо, а в данном случае я, не имеет права вмешиваться в его природу. Менять манеру пения обучаемого, подстраивать под себя – это преступление перед студентом, которого природа одарила одним, а его заставляют это забыть и петь по-другому. Главное, вовремя и правильно определить природу голоса, правильно подобрать репертуар, в котором голос зазвучит своими лучшими красками.
Можно написать прекрасные программы современным заумным языком, но дело–то не в том, что мы имеем на бумаге, так сказать в теории, теоретиков сейчас развелось слишком много. Главное – это результат.
Учитель, музыкант особенно, работает на результат. А он был, он есть, об этом свидетельствуют грамоты, дипломы моих учеников, и будет, так как я вижу, как работают уже мои выпускники, как поют их воспитанники и слышу слова благодарности от бывших студентов.