Развитостью политических отношений между странами, имиджем имеющихся политических и экономических блоков и союзов.




Политическая стабильность выражается устойчивостью политического курса страны, предсказуемостью внешней и внутренней политик и государства. Политическая стабильность может оказывать непосредственное влияние на эффективность международного предпринимательства и международного маркетинга, предопределяя уровень риска осуществления международных бизнес-коммуникаций.

Анализ политических факторов позволяет оценить вероятность изменения в той или иной стране политического строя, возникновения военных конфликтов, появления новых политических и экономических блоков между странами фирм-партнеров, а также определить степень влияния этих изменений на номенклатуру экспорта и импорта, устойчивость валютного курса, динамику цен.

Анализ политической ситуации в стране необходим для международного бизнеса потому, что он позволяет оценить политические риски ведения бизнеса.

Существует Political Risk Atlas – Ежегодный индекс инвестиционных рисков, который рассчитывается для 196 стран с 2009 года, оценивая страны по 41 параметру включая: конфликты, терроризм, верховенства закона и нормативно-правовой и деловой среды, безопасность, права человека, изменение климата, инфраструктура, образование и т.д. В 2013 году Россия заняла 17 строчку данного рейтинга, высокая оценка риска нашей страны отражает деятельность исламистских сепаратистов на Северном Кавказе, а также ряд терактов в 2013 году (рис)[3]. Одной из проблем высокого риска для компаний, работающих в России, является неэффективная правовая и регулятивная система, которая включает отсутствие судебной независимости от правительства (примером стало политизированное дело Михаила Ходорковского, трактовавшееся большинством специалистов, как показательный процесс) /7, стр 15/

3. Правовые факторы тесно связаны с политическими, в то же время правовая среда обладает специфическими характеристиками и оказывает существенное влияние на эффективность международной предпринимательской деятельности. Анализ правовой среды базируется на изучении типа правовой системы государства; международного и национального права по регулированию внешнеэкономической деятельности; международных соглашений; особенностей составления и заключения международных контрактов; системы правового сопровождения маркетинговой деятельности международной компании или фирмы.

Правовые системы, как правило, могут быть нескольких типов:

1. система обычного права («common law»: США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия), которая базируется на традициях, нравах и обычаях, а важнейшая роль в применении закон принадлежит судам («система англосаксонского права» - основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебном прецеденте).

2. система гражданского права, именуемая также кодифицированной правовой системой («civil law»: более 70 стран, в их числе Германия, Франция, Япония, Россия), которая базируется на детально разработанном комплексе законов, сведенных в кодекс, являющийся основой ведения бизнеса «романо-германская система»);

3. система теократического права, которая основывается на религиозных заветах (страны мусульманского, индусского и иудейского права);

4. система традиционного права — отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться моральными нормами (обычное право стран Африки, Мадагаскара и Дальнего Востока);

5. Социалистическое право — это право отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической идеологии, отрицанием различий между публичным и частным правом, а также концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества (принадлежит к тимули-германской правовой системе: Китай, Куба, Северная Корея)

4. Социально-культурные факторы подразделяются на две группы: культурные факторы и человеческие факторы.

4.1. Культурные факторы характеризуют ту культурную среду страны, в которой будет существовать фирм а при выходе на рынок данной страны и которая прямо или косвенно воздействует на поступки людей, их пристрастия, привычки, стиль поведения. К культурным факторам относятся:

1. Религия. Для принятия правильных решений в международном маркетинге необходимо изучить роль религии в данной стране, наиболее важные религиозные течения и слои населения, которые ими охвачены, основные религиозные принципы и их влияние на население, составляющее целевой рынок компании.

2. История и искусство. Они отражают те ценности и установки, которые господствуют в стране и которые исповедует население.

3. Средства коммуникации. К ним относятся:

- язык. необходимо тщательно подбирать слова, поскольку неправильный выбор слов может существенно исказить смысл фразы, а плохой перевод может вообще иметь тяжелые последствия для бизнеса;

- язык жестов. В некоторых случаях один и тот же жест может иметь несколько значений. Например, буква «О», образованная указательным и большим пальцами, означает «о'кей» в США, деньги — в Японии, «я тебя убью» — в Тунисе;

- цвет. Цвета вызывают в памяти значения, которые основываются на культурном опыте.

- время и пунктуальность.

4. Этика и этикет. Поведение, которое считается нормальным для одной культуры, может оказаться неприемлемым для другой.

5. Условия жизни связаны с привычками в организации питания, уровнем потребления продуктов, традициями в одежде, характером жилищных условий, проведением досуга и оздоровительных мероприятий;

6. Покупательские способности и традиции ведения бизнеса характеризуются традициями потребления товара и особенностями восприятия населением различных видов товаров и т.п.

4.2. Человеческие факторы: физические особенности людей и специфические особенности поведения.

Физические особенности людей. Хотя каждую страну населяют люди, физические особенности которых широко варьируются, обычно имеются некоторые доминирующие характеристики, различия в которых, иногда очень тонкие, могут оказывать значительное влияние на ведение бизнеса на зарубежном рынке. К основным физическим особенностям людей, на которые следует обратить внимание фирме, выходящей на международный рынок, относятся следующие:

ü внешние данные. Большинство различий во внешности легко увидеть, но существует множество нюансов, которые могут не заметить невнимательные иностранцы. Например, жители Азии жалуются, что западные фирмы в рекламных объявлениях часто неточно описывают национальную принадлежность представителей восточных стран, так они могут назвать китайца японцем, а корейца – таиландцем;

ü размеры. Необходимо учитывать физические различия в размерах одежды при внесении изменений в параметры продукции, определении высоты машинного оборудования и т.д.;

ü подверженность населения определенным болезням.

Специфические особенности поведения человека могут зависеть от принадлежности его к той или иной группе. Население любой страны обычно разделяется на социальные группы, и каждый индивид принадлежит более чем к одной группе. Во многих странах различные факторы влияют на право занять определенную должность или получать определенное вознаграждение. Можно выделить несколько факторов, влияющих на процессы найма, управления и на взаимоотношения людей в коллективе:

- препятствия социального характера. Сотрудники, клиенты, чиновники могут отрицательно относиться к некоторым группам населения, препятствуя их продвижению по службе, найму на работу и т.д.;

- мотивы работы и ее значимость. Различия в мотивации помогают объяснить стили управления, потребность в продукции и другие человеческие потребности, уровни экономического развития. Иерархия потребностей различна по странам. Например, работники в Нидерландах придают больше значения социальным потребностям и меньше – самореализации, чем работники в США, Автрии и Швейцарии;

- отношение к профессии и бизнесу. В каждом обществе есть определенные профессии, которые, как считается, приносят более высокое вознаграждение, общественное положение или престиж, чем другие. Это убеждение будет в значительной степени определять количество и квалификацию людей, стремящихся иметь именно данную профессию, работать именно в этой фирме.;

- стиль управления. В одних странах превалирует автократический стиль управления (Мексика, Венесуэла), в других — консультативный или демократический (скандинавские страны, Австрия, Израиль);

- степень фатализма. Например, многие религиозные общества рассматривают явления как «волю Бога». В связи с подобной верой в предопределение свыше у компании могут возникать трудности с планированием на будущее;

- отношение к личным и групповым достижениям. В некоторых странах ценятся личные достижения, люди фактически открыто конкурируют друг с другом за большую долю морального и материального вознаграждения (США), в других же ценятся коллективные усилия и неохотно выделяются заслуги индивидов (Япония).

5. Факторы государственного регулирования в международном маркетинге включают:

§ регулирование предпринимательской деятельности;

§ регулирование внешнеэкономической деятельности.

В мировой практике выделяют три способа регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. регулирование цен;

2. регулирование потоков товаров;

Валютное регулирование.

6. Прочие факторы внешней среды связаны с технологическими характеристиками, географическими и демографическими особенностями.

Технологические характеристики определяют: уровень развития науки и техники в стране; техническое обеспечение производства; уровень обеспеченности общества нововведениями; потребности производства и быта в новейшей техник е и оборудовании.

Географические факторы — местоположение страны; климатические особенности; природные условия; состояние охраны окружающей среды.

Демографические особенности связаны с численностью населения, структурой населения (половая, возрастная); размером семьи; доходом семьи; динами кой рождаемости и смертности; родом занятий населения; численностью населения в городах и поселках; уровнем образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: