Отрывок из романа В. Н. Елсукова «Принцесса и принц»




Путь к Свету

Православный альманах

 

Шаг двенадцатый

 

О приобретении духовного разума и рассуждения

Не любомудрствуйте. Что заповедано тебе, о том размышляй; не нужно тебе то, что сокрыто (Сир. 3:22). Многих ввели в заблуждения их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их (Сир. 3:24). Что свыше сил твоих, того не испытывай (Сир. 3:21). Тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется (Сир. 3:20).

Отрывок из романа В. Н. Елсукова «Принцесса и принц»

— Опять эта чертовщина! — возмутился Алексей Михайлович. — Еще полгода назад, расскажи кто, не поверил бы ни одному слову. Собирайтесь, сейчас созвонюсь с отцом Паисием и поедем к нему.

Достав телефон, он покинул комнату. Через некоторое время вернулся и позвал:

— Выходите! Я договорился, батюшка ждет.

Отправились в путь на одной машине и вскоре прибыли на место. Старец приветливо их встретил и пригласил попить чаю.

— Снова неприятности? — он внимательно посмотрел на каждого.

У Маши покатились слезы:

— Дух Асмодей меня преследует.

Батюшка сосредоточенно ее выслушал, встал, походил по трапезной, подумал и объявил:

— Придется тебе строить свое житие-бытие по-новому, нужно учиться духовной жизни. Тому есть два способа. Первый — уйти в монастырь, там легче, старшие сестры помогут, подскажут. Второй — пробовать самой, но это намного тяжелее, опаснее, и все равно нужен постоянный опытный наставник. От тебя же потребуется самодисциплина и послушание.

— Отец Паисий, я не готов отдать свою дочь в монастырь. У меня кроме нее никого нет, — сдавленным голосом перебил старца Алексей Михайлович.

 

 

— А тут выбор отсутствует. Человеку без Бога перед дьяволом не устоять. Она может погибнуть в любой момент, понимаете? Если понимаете, то помогите ей выжить.

Наступила тишина. Леонид обхватил голову руками и уныло смотрел на хлебную крошку на столе перед собой.

— Хорошо, — вновь заговорил батюшка, — могу предложить такой вариант. Я стану ее духовным отцом. Пусть Маша каждый вечер звонит мне и коротко рассказывает обо всем, что совершилось с ней за день, и о том, как она отреагировала на происходящее. Будем обсуждать, что она делала правильно, а что — неправильно, грехи потом исповедовать и стараться их не повторять. Займемся также наблюдениями за ее помыслами. Научимся различать бесовские прилоги и бороться с ними. Ты согласна?

— Да, согласна, — выдохнула Мария, а ее расстроенный родитель попросил с надеждой:

— Отец Паисий, сделайте все, что в ваших силах. Буду вам очень благодарен и обязан.

— Тогда договорились. Жду твоего звонка сразу после девяти часов вечера. Кстати, ты начала посещать подготовительные курсы Свято-Тихоновского богословского института?

— Да.

— Замечательно, там будешь проходить теорию, а со мной учиться практике. Глядишь, станешь первой православной женщиной-богословом, — улыбаясь, пошутил старец.

— Скажите, отец Паисий, а мне с любимой общаться можно? — робко спросил Леонид.

— Почему же нельзя? Общайтесь на здоровье, встречайтесь, только ведите себя благопристойно. Возможно, еще и будет ваша свадьба. Каждый взрослый мужчина должен или вести семейную жизнь, заводить и воспитывать детей, заботиться о них, или подвизаться в монашеских трудах. Господь определяет одних к одному, других — к другому, а остальное греховно, погибельно. Если хотите создать семью, это дело богоугодное. Все уладится и устроится в свое время.

— Спасибо, батюшка, что вселяете надежду. Так тяжело переносить существующее положение вещей, — от всего сердца поблагодарил священника Леонид.

— У меня есть к вам просьба. Вы сильный, мужественный человек. Контролируйте собственные эмоции, не поддавайтесь на дьявольские уловки, берегите возлюбленную да и себя. Справитесь?

— Постараюсь. Думаю, смогу даже умереть за нее.

 

 

— Умирать как раз не надо. Живите на здоровье! Чтобы не искушаться и не впадать в уныние от одиночества, старайтесь думать больше о Боге и жизни вечной, а не о суете мирской, к которой относятся и чувственные отношения, земные хлопоты, потребности и желания. Тогда к вам придет мир духовный, успокоится душа и не будет томиться жаждой. Всем нам нужно очищать сердце от порока. Первое, что обретает человек, приступая к духовной жизни, — начинает понимать собственную немощь в борьбе с грехом. Апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе. Тот же самый я умом моим служу закону Божьему, а плотью — закону греха». На начальном этапе от нас требуется быть внимательными к поступкам. Совесть будет подсказывать, что делаем плохо. Когда исповедуемся и причащаемся, Господь совесть нашу утончает, и мы видим в себе все больше и больше скверн. Со временем вы научитесь различать не только собственные злые дела, но и греховные мысли и движения сердца. Записывайте их и тоже исповедуйте отцу духовному. По мере нашего очищения в нас усиливается брань бесовская. Не щадит дьявол честных подвижников, искушает всеми возможными способами. Здесь вся надежда на Господа. Только Он может помочь, а может и попустить козни супостата для укрепления духа испытуемого. Очистив так сердца, дарит Спаситель нам благодать Свою, и тогда делаемся святыми. Дух Его почивает в нас, и мы постигаем премудрость Всевышнего. Все мудрецы мира с лжеименными знаниями не стоят одного человека Божьего с чистым сердцем, которым он легко уразумевает то, что не под силу этим гордецам. Таков путь духовной жизни. Каждому Бог определяет свою дорогу к спасению, у каждого личные обязанности перед Ним. Грех зарывать дарованный нам талант в землю и не исполнять веленых Творцом дел или, наоборот, пытаться делать то, что не наше, восхищать непосильное себе на погибель. Вот ты, Мария, молодая, способная. Твой долг сейчас — добросовестно учиться. Замужество любой девицы в Божьей власти. Когда будет Ему угодно — если будет, — оно состоится. Ускорить это невозможно. От тебя требуется сохранять телесную и духовную чистоту, быть честной перед Господом и будущим мужем. Запомни это навсегда. Многие женщины в жажде заполучить себе мужчину готовы на все. Пускаются в блуд до свадьбы, совершая смертный грех, лишаются благодати. В результате разрушают собственную судьбу: остаются без мужа и без помощи Спасителя. На каждого человека без исключения у Всеведущего Свои планы. Смиряйтесь! Идти против рожна бессмысленно, а главное,

 

 

бесполезно. «Живем для Бога и умираем для Бога». Гоняясь же за миражами, лишь губим себя. Дьявол постоянно препятствует нашему спасению, сбивает с толку. С ним нужно мужественно бороться. Если упал — встать и продолжать борьбу, не унывать от этих падений. Все мы постоянно впадаем в одни и те же прегрешения, ты скоро это поймешь, Маша. Итак, внимательно следи за своими поступками и мыслями, греху не потворствуй, сопротивляйся с помощью молитвы. На сегодня хватит пищи для размышлений, — батюшка замолчал. https://www.princess-and-prince.com

 

 

Христианин всякое действие, маловажное и важное, должен сопоставлять с волею Божиею и вместе хранить мысль о Том, Кто повелел так поступать. А кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Бог. В чем состоит ложное знание, лжеименный разум? — Состоит в веровании своему уму, своему разумению, что дело точно таково, как кажется. Ну а кто желает избавиться от этого, пусть не верит ни в чем своему разуму, но вопрошает обо всем своего духовника. Не позволяет же тебе отсечь волю свою неверие, а неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой. Если поистине хочешь оплакивать грехи свои, внимай себе и умри для всякого человека. Отсеки три вещи: свою волю, самооправдание и саможаление, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и Бог оградит тебя от всякого зла. Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию — вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце свое. Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него, так что человек тот не знает, как то бывает, дарует Свою волю и соделывает ее в сердце его, открывая при этом очи сердца человека, чтоб он познал ее, то есть что это Божия воля, и силу подает исполнять ее.

Творит же это благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает. Все труды, занятия и усилия естества человеческого должны оцениваться со многим рассуждением и разумением, и подлинными плодами добродетелей следует признавать лишь те плоды, которые благодаря вере и надежде взращиваются Святым Духом в сердцах мужей достойных. А если кто-нибудь, по недостатку ведения, сочтет одно только собственное делание и усилие за плоды Духа, то это означает, что стяжал он лишь суетное самомнение, добровольно отпав от великих духовных благ. Ибо понадеялся он, что преуспеяние в добродетелях может быть достигнуто только им самим, без действия Святого Духа. Но


 

 

тот, кто всецело посвящает себя Богу и прилагает, насколько это возможно для него, собственное усердие и труд — тот воспринимает от Бога благодать, освобождается от страстей и удостаивается достижения горних высот Духа и чистой добродетели. Будем жить по воле Божией и все совершим со святостью, потому что без Святого Духа никто не может знать волю Божию. А когда человек удостоится благодати, тогда ему необходимы большая осмотрительность, знание и рассудительность — что также Бог даст человеку, когда он ищет этого от Бога, — дабы благоугодно Ему служить в Духе, Которого он удостоился принять от Бога, и ни в чем не погрешать по побуждению зла, и не ошибаться по незнанию, и не делать что-либо, противное воле Владычней, иначе человек навлечет на себя наказание.

Все просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения, не получают по какой-либо из следующих причин: или потому, что прежде времени просят, или потому, что просят не по достоинству, а по тщеславию, или потому, что, получивши просимое, возгордились бы и впали бы в нерадение. Кто стяжал в сердце своем Бога и просвещение Его, тот обыкновенно познает волю Божию в том деле, которое хочет делать, трудное ли оно и совершается с замедлением или легкое и исполняется скоро, потому что он не смотрит на затруднения и на долготу времени, препятствующие ему и замедляющие дело, и не оставляет этого дела, но смотрит на помощь и содействие, которые, как он видит, Бог подает ему, и на свое усердие исполнить дело. Ибо и святые апостолы со многими затруднениями и великими искушениями учили людей святому Евангелию и привели их в истинную веру, но они смотрели не на препятствия и долготу времени, а на Божественную силу и великую ниспосылаемую им помощь, которою они победили все противостоящие им препятствия, так что дело их преуспело и утвердилось. И из этого ясно позналась воля Божья, ибо если бы только были одни искушения и препятствия, а не было Божьего содействия, то означало бы это, что на то не было Божьей воли. Сомневаться в суждениях и долго не решаться на избрание чего-либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души.

Господь часто промыслительно скрывает от нас волю Свою, ведая, что мы, и познавши ее, преслушались бы и заслужили бы этим большее наказание. Одни совершенные могут всегда распознавать, какое помышление возникает в душе от собственной ее совести, какое происходит от Бога и какое от бесов. Ибо сначала бесы не все противное нам тайно влагают. Потому и предмет этот весьма темен. Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина. Сама

 

 

истина побуждает человека искать истины. Всякий же вид греха исполнен смятения, в нем нет любви и радости перед Богом. Есть духовное чувство, которое рождается из размышления, оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид прозрения в Боге, который сам по себе ниспадает на человека. Время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божьей и мысли о Божественных предметах, у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения Богу, рождается внутри духовное видение вещей.

Когда немного очищена душа человека в страхе Божьем и трезвении, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы с ее стороны. В то время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем Божественном облаке, которое ошеломляет его и заставляет умолкнуть. Иная сила у духовных прозрений, которые возникают в связи с мирскими предметами, и иная сила у просветленного размышления о грядущих благах: всматриваясь в них, разум приходит в изумление. Прозрения о веке грядущем, горнем с большей ясностью воспринимает разум и более беспрепятственно, чем прозрения относительно материального мира. Ибо для последних необходима особая чистота и великое здравие мысли.

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного, в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, природного, и от того, что противно доброму, в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Немощные души узнают от других, что Бог их посещает, совершенные — от присутствия Духа. Все, случающееся с нами, подразделяется на два вида: либо это происходит по благоволению Божиему, либо — по попущению Божиему. Благое, полезное и приносящее душам духовную пользу происходит по благоволению Божиему, а наказание, как бы вынуждаемое силой обстоятельств, случается по попущению Божиему. И такое попущение справедливо за грех, ибо человеку правомыслящему и ведущему правильную жизнь невозможно впасть в постыдный грех или бесовское заблуждение.

Грех есть преступление закона, малое или великое, бывающее делом, или словом, или помышлением. Праздность есть то, когда человек бывает в бездействии и не исполняет дел Божиих, которые обя-

 

 

зан исполнять. Нерадение — когда исполняет их, но нерадиво, без любви и усердия. Страсть есть злое и неудобоискоренимое сложение помысла и хотения сердца, стремящегося к душевредным пожеланиям и греховным делам. Падение есть то, когда душа падает в неверие или тело — в плотский грех. И тогда человек не может ни видеть хорошо и как подобает делать дела свои, ни вполне удостовериться, что они угодны Богу, не может также он другими руководить и указывать им, в чем для них воля Божия. Не знающий истины не может и веровать истинно, потому что знание естественно предшествует вере. Поэтому душе долженствует посредством рассуждения и при большом усердии и подвиге отделить чистые помыслы, свойственные ей по естеству, от нечистых помыслов, создаваемых в ней назойливым грехом, — так чтобы душа могла порождать чистые помыслы. В душе нашей усматриваются, по первоначальному разделению, три силы: сила ума (познавательная), сила вожделения (желательная) и сила раздражения (направленная энергия). Через них бывают и подвиги живущих добродетельно, и падения поползновенных на зло.

Поэтому хотящий приложить приличное врачевство к недугующей части души должен, во-первых, рассмотреть, в которой части произошла болезнь, потом к страждущей, безусловно, прилагать врачевство так, чтобы не было, по незнанию врачевательного способа, подаваемо врачевство одной части, когда болезнь находится в другой, подобно как делают некоторые врачи, которые, не узнав начально болезнующей части тела, врачевствами своими усиливают болезнь. Итак, по троякому, как мы сказали, разделению свойственных душе движений на силы ума, вожделения и раздражения мы определяем, что благие в душе действия силы ума есть: благочестивое понятие о Божественном, искусство различения добра и зла, ясное и несмешанное суждение о свойстве предметов, что достойно избрания, а что отвержения и отвращения. По противоположению, усмотрится также и злое направление этой способности души: всякие ереси, относительно к истинно доброму — заблуждение, нерассудительность, превратное и ложное понятие о естестве вещей, когда почитают свет тьмою, а тьму светом, как говорит Писание.

Добродетельное направление силы вожделения есть устремление желания к существенно вожделенному и истинно прекрасному, к Богу, со всей силой и любовью, какая только в нас есть, с уверенностью, что нет ничего иного по естеству своему вожделенного, кроме Бога, и естества Его, добродетель источающего. Уклонение же и греховное движение этой способности души бывает, когда кто вожделение обра-

 

 

тит к мечтательному тщеславию, или к цветущей красоте телесной, или к чему-то материальному и тому подобному. Отсюда происходит сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и всякое идолослужение подобное, все пороки, которые имеют началом этот род зла. Наконец, доброе действие силы раздражения есть ненавидение зла, брань против страстей и укрепление души в мужестве, дабы подвизающийся за веру и добродетель человек не устрашался кажущегося страшным для многих людей бесовского наваждения, но подвизался против греха до крови, презирал угрозу смерти, тяжкие муки и разлучение от того, что доставляет радость и умиление, — словом, был выше всего, что многих держит в плену сластей, по привычке и предубеждению. Превратные же движения этой силы суть: зависть, ненависть, вражда, злословие, сварливое и мстительное расположение, на долгое время простирающееся памятозлобие, многих доводящие до убийства и кровопролития. Ибо необученный разум, не понимая, как с пользою употребить оружие, силу энергии, обращает против самого себя острие этого оружия, данное нам от Бога на защищение от дьявола, что приводит злоупотребляющего к погибели.

Всякое беззаконие и грех этими тремя силами делается, и всякая добродетель и правда опять этими же тремя силами совершается. Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением Создавшего их — Бога. Именно: силу раздражительную, энергию, надо направлять против греховных наших наклонностей и против змея — сатаны. «Гневайтесь», сказано, «и не согрешайте» (Пс. 4:5). Это значит, гневаться на грех, то есть гневаться на самих себя и на дьявола, чтоб не согрешить против Бога. Силу желательную, волю, надо устремлять к Богу и добродетелям, а мыслительную поставим повелительницею над ними обеими, чтоб с мудростию и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, обличала и начальствовала над ними (выдержки из писаний святых отцов Православной Церкви).

 

 

Редакция миссионерского отдела Екатеринбургской епархии

2017 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: