Экзаменационный билет № 1




1. Роль редактора в определении типа литературы при подготовке рукописи к изданию.

Тип книги, включаемый в тематический план, должен быть точно определен и отчетливо представляться автору и издательству. Ведь автор создает литературное произведение не вообще, а определенного рода и типа литературы. Когда рукопись поступит в издательство, редактор будет обязан в случае одобрения подготовить ее для выпуска в свет в издании определенного типа. Типовой ряд изданий включает в себя все типы понятийной литературы.

Редакторский анализ представляет собой, по определению А. Э. Мильчина, «прогностическое исследование того, как будет функционировать произведение в той читательской среде, для которой оно предназначено, и как оно обязано функционировать, каково его фактическое целевое назначение и каким оно должно быть исходя из общественно необходимых интересов». Все это невозможно выявить без установления типа литературного произведения и типа издания.

Автор вполне может допустить отклонение созданного им произведения от требований типа литературы, предусмотренного договором. В издательской практике, как показывает опыт, это, к сожалению, нередкое явление. Например, в рукописях учебников редакторам чаще всего приходится иметь дело с тем, что либо содержание представляет собой сугубо научную информацию, сложную и потому непригодную для восприятия учащихся, либо язык и стиль остается языком и стилем научного произведения, т. е. не перерабатывается в целях доступности читателю.

Главная задача редактирования произведения состоит в проверке его общественной цели, предвидении результатов чтения ради того, чтобы на этой основе помочь автору усовершенствовать рукопись и тем самым повысить эффективность воздействия издания на читателя, максимально удовлетворить имеющуюся общественную потребность. На основе прогноза рукопись оценивается и, при положительной оценке, разрабатывается программа ее совершенствования.

Знание общественных потребностей в книжных изданиях разл. типов, уровня подготовки и характера запросов читателей, умение определять возможную и действительную эффективность воздействия книги на читателя — все это ведущие звенья редакторской профессиональной деятельности, предполагающей глубокое знание типологии литературы.

Редактор не только критик и помощник автора, но и создатель книги. Книгу как удобный для пользования читателями инструмент создает именно редактор. Он оснащает литературное произведение, составляющее основу издания, справочно-вспомогательными средствами, которые облегчают читателю выбор книги и работу с ней (аннотация, оглавление, указатели и т, д.); научно-справочными текстами, которые помогают лучше понять издаваемое произведение (предисловие, послесловие, вступительная статья, комментарии и примечания, списки литературы и т. д.). Редактор определяет формат книги, ее художественно-техническое оформление, подчиняя их также интересам читателей и характеру использования издания. Оценка и совершенствование литературных произведений при подготовке их к изданию требуют от редактора хорошей ориентации в функциональной систематизации литературных произведений.

Автор и редактор, издательство и типография — все вместе и каждый по-своему участвует в выработке типических черт издания. При согласованном и последовательном выполнении. Создателями книги требований ее целевого назначения и чит. адреса в свет выходит издание, принадлежность которого к конкретному типу четко выражена. Содержание, переплет, язык и графика подчинены тому, чтобы книга могла успешно функционировать в соответствующей сфере общественной жизни, чтобы она была максимально приближена к потребностям ожидающих ее читателей.

И все-таки роль редактора в этом процессе особая. Подготавливая рукопись, он прежде других способен определить отклонение характера книги в ее типических чертах от тех или иных требований избранного типа литературы.

Поэтому конкретные знания, соответствующие современному уровню научных исследований, являются частью профессиональной подготовки редактора отраслевой литературы.

Для того чтобы определить тип литературы, нужно знать признаки, характеризующие его.

2. Логический анализ текста и его уровни. Логика высказываний и логика имён.

В своей работе над текстом редактор анализирует его, используя разл. виды, включая логический анализ.

По прямому значению слова всякий анализ состоит в делении объекта на составляющие его элементы. В своей работе над текстом редактор постоянно осуществляет мысленное или физическое его деление на некоторые части. Эта операция позволяет оценить с какой-то точки зрения отдельные участки текста и определенные связи между ними. Поскольку редактирование направлено не только на оценку, но и на исправление текста, постольку эта операция может сочетаться с изменением, своеобразным «ремонтом» выделенных таким способом частей и их последующим объединением. При этом аналитические действия связаны с синтетическими, ибо выделяемые участки оцениваются не сами по себе, а в их отношении к функционально единому тексту, рассчитанному на определенный коммуникативный эффект.

Логический анализ — это составная часть общего анализа текста. В простых случаях аналитические операции проделываются почти автоматически, но это не меняет их сущности. Требуется мысленное выделение некоторых ее единиц (слов или словосочетаний) для их оценки со стороны определенных норм, в данном случае — логических.

Объективной основой этих операций является, во-первых, относительная сложность структурной организации текста, во-вторых, его «независимость» по отношению к тем интеллектуально-речевым процессам, которые его создали. Все это напоминает «демонтирование» некоторой конструкции с последующим возможным «монтажом» ее элементов, в результате чего подвергаются определенным изменениям либо сами элементы, либо связи между ними. Ясно, что одним из центральных понятий при теоретическом осмыслении аналитических операций, осуществляемых в процессе обработки редактируемого материала, является понятие структурной единицы текста.

Нужно сказать, что это понятие, взятое в общем виде, достаточно неопределенно: его статус в каждом отдельном случае определяется конкретными особенностями данного фрагмента текста и задачами анализа.

Рассматривая структуру текста, мы рассматривали ее составляющие, а в качестве структурных единиц текста, его элементов выделяли название, фразу, фрагмент и т. п.

Логический анализ текста отличается от других возможных подходов к нему тем, что он основан на выделении некоторых частей, которым соответствуют определенные элементы мышления. Рассматриваемый под этим углом зрения любой текст содержит два основных структурных компонента: 1) логические (смысловые) единицы текста, 2) логические (смысловые) связи между этими единицами. Перенося более подробное рассмотрение названных элементов в следующие лекции, остановимся только на общей их характеристике.

В качестве основных смысловых единиц ученые выделяют две: высказывание и имя. В литературе по лингвистике, редактированию, а также в элементарных курсах логики чаще употребляются термины «суждение» и «понятие». М/у тем суждение иногда характеризуется как мысль, рассматриваемая в отвлечении от языковых норм ее выражения. Здесь за основу принято исследование В. И. Свинцова, который считает более предпочтительными термины «высказывание» и «имя», считая, что в познавательном плане суждение и понятие могут рассматриваться как соответствующие аналоги высказывания и имени. Существуют различные точки зрения по вопросу об отличительных чертах этих категорий. Не вдаваясь в их обсуждение, остановимся на достаточно распространенной концепции высказывания, связывающей эту смысловую единицу с принципиальной возможностью приписывать ей определенное значение истинности. В свою очередь оценки «истинно» и «ложно» приложимы к таким конструкциям, в которых содержится утверждение или отрицание. Этому условию удовлетворяет следующая, например, фраза: Учеба в вузе есть сложный процесс. В отличие от высказывания, имя само по себе не может быть, в принципе, оцениваемо со стороны истинности. Именами, например, будут две взятые в отдельности части приведенного высказывания: учеба в вузе и сложный процесс.

Имя обладает такими важными логическими характеристиками, как функции значения и обозначения.

Та часть формальной логики, кот. исследует закономерные связи между высказываниями независимо от их внутреннего строения, называется логической теорией высказываний или просто логикой высказываний. Та часть логики, которая исследует закономерные связи между именами внутри высказываний, называется логической теорией имен или просто логикой имен. Если в логике высказываний элементарной (нерасчленимой, рассматриваемой как целое) структурной единицей является высказывание, то в логике имен эту роль играет часть высказывания — имя. Задача логики высказываний состоит в исследовании связей между высказываниями независимо от их внутреннего строения.

Задачей логики имен является исследование связей внутри каждого высказывания и между высказываниями в зависимости от отношения между именами.

Применительно к логическому анализу текста логика высказываний и логика имен могут рассматриваться как различные уровни исследования. Логика высказываний опирается на охарактеризованную выше операцию деления текстов, результатом которой является выделение входящих в него высказываний. Логика имен представляет собой следующий этап логического анализа текста, в результате которого теперь уже высказывание расчленяется на более простые единицы, называемые именами. Здесь уместно сослаться на меткую аналогию между строением вещества и структурой мышления, распространенную в логической литературе и состоящую в сравнении высказываний с атомами, и имен — с внутренними элементами атомов. Как из атомов образуются более крупные единицы вещества — молекулы, а из последних тела, так и высказывания являются тем универсальным материалом, из которого образуются более сложные текстовые конструкции — «молекулы теста». Однако и атомы, являясь единицей строения вещества, в свою очередь, состоят из еще более простых единиц — электронов, протонов и т. д. Подобно атомам, высказывания состоят из некоторых составных частей — имен, связанных определенным образом в одно целое.

Логика высказываний исследует связи только между «атомами текста» — высказываниями внутри некоторых «молекул текста», логика имен проникает глубже, во внутреннее строение «атомов текста», выделяя их составные части— имена и, исследуя связи между ними, чтобы на этом основании также раскрыть закономерные отношения между отдельными мыслями в тексте.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: