РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (СЛОВО УЧИТЕЛЯ).




Оформление урока

На доске:

1.) План урока: 1. Повторение литературоведческих понятий (фронтальный опрос). 2.Работа в группах. 3.Блиц-турнир. 4. Итог. 5.Домашнее задание.

2.) План анализа лирического стихотворения: 1. Какое время года рисует поэт? 2.Какую словесную картину природы вы себе представляете? 3. Какие художественные средства изображения (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, гиперболы) использует автор? 4.Как проявляется лирический герой?

Чтение и анализ лирического стихотворения о родной природе.

И.А.Бунин “Родина” В.А.Жуковский “Приход весны”. А.К.Толстой “Край ты мой, родимый край”. А.К.Толстой “Благовест”. И.А.Бунин “Замолкнул гром, гроза шуметь устала”. И.И.Шишкин “На севере диком”. И.И.Левитан “Март. Весна – большая вода”. Саврасов “ Грачи прилетели” И.И.Шишкин “Рожь”. И.И.Левитан “Вечерний звон” Маковский “ Дети, бегущие от дождя”.

На стенде:

“Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться, наконец, свободным проявленьем”. А.Пушкин. “Всё богатство русского пейзажа В полное владенье нам дано: Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружева зеленые весны”. Н.Рыленков.

“Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву –
Всё, что дано нам во владенье двумя словами: “Я живу”. С.Маршак

Набор материалов для работы в группах (5 групп по 4-5 учеников):

1. Памятка “Как успешно работать в группе” –

– Рассмотрите предложенный для работы материал;

– Распределите между собой виды работы (кто оформитель, кто составитель текста, кто будет представлять вашу работу классу, читать стихотворение наизусть, сравнивать его с картиной художника).

– Следите за временем.

– Работайте дружно и слаженно – шум отвлекает вас и ребят в классе.

2. План анализа лирического стихотворения:

– Какое время года рисует поэт?

– Какой лексический ряд, то есть слова-образы, для этого использует?

– Какие средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы) использует автор?

– Как проявляется лирический герой?

3. Оформительский лист (картонный лист А4):

ГРУППА №1.

Стихотворение И.А.Бунина “Родина”.

1)Чтение стихотворения наизусть (Ф.И.ученика, оценка)

2)Ответы на вопросы: Какое время года рисует поэт? Какими цветовыми эпитетами сопровождаются в стихотворении следующие слова – небо, даль, туман? С чем связано нагнетание мрачных тонов в стихотворении? Какие художественные детали подчёркивают атмосферу бесприютности, безлюдия? Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? Какие синонимы вы можете подобрать к слову “кроткий”? Почему стихотворение Бунина названо “Родина”? Понравилось ли стихотворение?

3)Сравнение (сопоставление) стихотворения с репродукцией картины И.И.Шишкина “На севере диком”.

ГРУППА №2

Стихотворение В.А.Жуковского “Приход весны”

1)Чтение стихотворения наизусть.

2)Ответы на вопросы: Какие приметы весны называет поэт? Что такое олицетворение? Приведите примеры олицетворения из данного стихотворения. Объясните слово “лепет”. Сравните с репродукциями картин И.И.Левитана “Март”, “Весна – большая вода”; Саврасова “Грачи прилетели”. Какие ещё приметы весны можете назвать, рассматривая репродукции картин художников XIX века?

ГРУППА №3

Стихотворение А.К.Толстого “Край ты мой, родимый край”

1)Чтение стихотворения наизусть.

2)Ответы на вопросы: О чём стихотворение? Чем восхищается поэт? Какие слова-образы ассоциируются со словом “воля”? Назовите художника и его картины (И.И.Шишкин “Рожь”, “Сосны, освещённые солнцем”, “Сосновый бор”, “Цветы на опушке”.

ГРУППА №4

Стихотворение А.К.Толстого “Благовест”

1)Чтение стихотворения наизусть.

2)Объяснение значения слов из словаря Ожегова: благовест, благостный, каяться, отрекаюсь, звон призывный через могилы.

3)Ответы на вопросы: Чем является звон колоколов для лирического героя? Какие мысли и чувства волнуют его при воспоминаниях, навеянных звоном колоколов? Что роднит стихотворение А.К.Толстого “Благовест” со стихотворением “Молитва” М.Ю.Лермонтова?

4)Сравнение данного стихотворения с картиной “Вечерний звон” И.И.Левитана.

ГРУППА №5

Стихотворение И.А.Бунина “Замолкнул гром, гроза шуметь устала”

1)Чтение стихотворения наизусть.

2)Ответы на вопросы: Какую картину из жизни природы рисует поэт? Назовите предметный (образный) ряд, изображающий природу в этой характерной для Бунина манере. К чему призывает поэт?

3)Сравнение с картиной художника Маковского “Дети, бегущие от дождя”.

ПОШАГОВО: 1. Организационный момент: (всех подняла со звонком, поздоровалась, не сажаю).У нас сегодня гости (дети повернули головы, поздоровались кивком головы).

Садитесь, сегодня, урок литературы, откройте тетради, запишите тему и план урока: “ Чтение и анализ лирических стихотворений о родной природе” (дети пишут с доски).

В это время Я говорю:

ГОСТЯМ: Уважаемые коллеги, ученики будут работать по группам, группы сформированы заранее. В каждой группе есть ответственный за распределение заданий. Ответ группа оценивает коллективно.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (СЛОВО УЧИТЕЛЯ).

Внимание! Подняли головки, глаза на меня!

Всегда ли мы обращаем внимание на окружающую нас красоту природы? Ответим себе честно: не часто. Поэтому авторы учебника дают нам возможность обратить внимание на пейзажную лирику изящной словесности, т.е. литературы, в данном случае литературы XIX века.

“ Край ты мой, родимый край”, – так называется последний раздел 1-ой части нашего учебника 7 класса (откройте учебники – стр.294). И он посвящен поэзии, в частности пейзажной лирике, картинам природы в стихотворениях Василия Андреевича Жуковского, Алексея Константиновича Толстого, Ивана Алексеевича Бунина – поэтов XIX века (обращаю внимание на доску и читаю с доски).

Родная природа всегда привлекала писателей своей скромной красотой. Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. А чувство любви к родной земле, к родной природе для русского поэта – это вера в народ и его возможности.

Анализируя данные стихотворения (указываю на доску), мы с вами попробуем увидеть природу, её жизнь глазами поэта в часы вдохновения, заглянем в его творческую лабораторию, увидим его художественный мир, жизнь его души. Попробуем представить себе пейзаж таким, каким его рисует мастер.

Сегодня мы будем учиться развивать свои чувства, эмоции, ощущения, воображение.

Искусство многогранно. Мы же изучаем искусство слова. А русский язык необычайно богат. Анализируя стихотворения (отвечая на вопросы в группах, выполняя задания), постарайтесь увидеть лексические особенности стихотворения, особенности его синтаксиса. Ведь средства художественной выразительности: эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение – помогают писателю, поэту и нам нарисовать любое явление, предмет или человека ярко, конкретно, наглядно не только в прозе, но и в поэзии особенно.

Искусство многогранно. Мы попробуем сравнить данные для анализа стихотворения о природе с искусством кисти художников – репродукциями картин И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Саврасова, Маковского (обращаю внимание на доску).

Итак, целью нашего урока является анализ лирического стихотворения, Знания: анализ лирического стихотворения.

ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Для ответов на вопросы и выполнения заданий в группах вам необходимо повторить термины средств художественной выразительности. Закончите мои предложения:

– эпитет – это….(образное определение предмета, выраженное прилагательным).

– метафора – это…(переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим).

– гипербола – это…(чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (явления).

– сравнение – сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим).

– олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Средства художественной выразительности помогают нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно. Ответственные групп, учтите ответы ваших одноклассников в их итоговой оценке.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Сейчас я вам раздаю набор материалов для работы в группах. Это: 1.Памятка “Как успешно работать в группе”. 2.Вопросы и задания к стихотворению (ответив и выполнив которые, вы получите анализ стихотворения). 3.Репродукция картины художника (которую вы должны сравнить со стихотворением – найти общее и отличия). 4.Оформительский лист работы группы с оценкой каждого участника. Лист сдадите в конце урока “ Итог”. Время работы – 10 минут. Через 10 минут каждая группа поочерёдно представит результаты работы, а именно: чтение стихотворения (по возможности, наизусть); обоснованные ответы на вопросы; устное сравнение стихотворения с репродукцией картины художника (включаю музыку из “ Времён года” П.И.Чайковского). Напоминаю: время работы 10 мин. Перестает звучать музыка – конец работе. (В это время записываю номера групп на доске).

Время закончилось. Сейчас будем все внимательно слушать результаты работы групп поочередно. Остальные записывайте вопросы, которые у вас возникнут во время ответов группы, чтобы потом их задать. Время для ответов – 5 минут.

ОТЧЁТЫГРУПП.

ОТЧЁТ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

Стихотворение И.А.Бунина “ Родина”

1.Чтение наизусть – Ксения.

2.Ответы на вопросы и задания – Дарья, Ася.

3.Репродукция картины Шишкина “На севере диком” – Аня.

ВОПРОС группе: как вы считаете, справились с заданием?

Остальным: Есть вопросы к группе? Что объединяет репродукцию картины художника и стихотворение?

Ответ на последний вопрос. Каждый поэт, художник имеет любимые темы и любимые пути передачи лирического переживания, образные средства, эмоциональную настроенность. И.А.Бунин – известный русский поэт-пейзажист – чаще всего изображает безлюдную природу, в которой присутствуют стихийные силы.

Слово учителя. В поэзии издавна зима, весна, лето, осень всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Весна это – пробуждение и расцвет жизненных сил, настроение радости и веселья, масленица, а для девочек – 8 Марта. Такое стихотворение досталось второй группе. Стихотворение В.А.Жуковского “ Приход весны”. ОТЧЁТ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

1.Чтение наизусть стихотворения.

2.Вопросы и задания к стихотворению:

Какие приметы весны называет поэт?

(Зелень нивы, рощи лепет, жаворонка трепет – это приход весны.

Теплый дождь, сверканье вод – это жизнь души).

В стихотворении названы основные приметы весны. Поэт олицетворяет, оживляет природу, наделяя её человеческими чертами (качествами).

– Что такое олицетворение? Приведите примеры олицетворения из данного стихотворения. (приход весны, лепет рощи, сверканье вод, теплый дождь. Обычно лепечет ребенок. Душа оживает – человек веселится, наряжается).

– Объясните слово “лепет” (лепетать – говорить неразборчиво, подобно маленькому ребенку).

3.Сравните стихотворение с репродукциями картин Левитана “Март”, “Весна – большая вода”, Саврасова “ Грачи прилетели”.

(Какие ещё приметы весны можете назвать, рассматривая репродукции картин художников XIX века.)

Вопросы группе: Как считаете, справились с заданием? Полно ответили на вопрос? Есть вопросы к группе?

Слово учителя. В поэзии В.А.Жуковского природа соотносится с внутренней жизнью человека. Иногда она противостоит состоянию души человека, а иногда выражает прилив жизненных сил и движется вместе с чувствами и мыслями лирического героя. Лирический герой радуется приходу весны. Ещё говорят о таком состоянии – душа поёт. Стихотворение построено на олицетворении. “ Край ты мой, родимый край” – назвал свое стихотворение А.К.Толстой, как и название всего раздела учебника. Послушаем результаты исследования третьей группы.

ОТЧЁТ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.

1.Прочитать стихотворение наизусть.

2.Ответить на вопросы:

– О чем стихотворение?

(Стихотворение о крае родимом, о просторе – “воле”).

– Чем восхищается поэт?

(Славя родную землю (гой ты, Родина моя), поэт восхищается её простором, силой, могуществом).

3.Какие слова – образы ассоциируются со словом “ воля” (“простор”.

К слову “ воля” подбираем слова-образы: тучи, бег коней, поле, орлиные стаи, степь, ветер.

4.Назвать художника и репродукции его картин: И.И.Шишкин “Рожь”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Сосновый бор”, “Цветы на опушке”.

Слово учителя. Испокон веков славил народ свою землю, свой родной уголок, свою родину в пословицах, поговорках, песнях; восхищался её необозримыми просторами. Вспомним хотя бы гусляров в “Песне про купца Калашникова” Лермонтова: “ Гой ты…Ой ты, гой-еси”. В таком лирическом ключе написано стихотворение А.К.Толстого “ Благовест”. Слушаем

ОТЧЁТ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.

1.Чтение наизусть стихотворения “Благовест”.

2.Объяснение значения слов (из словаря Ожегова)

Благовест – от слова “благая”, “добрая”, “хорошая весть” – колокольный звон перед началом службы.

Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.

Каяться – (два значения). 1. Исповедоваться в грехах (откровенно признаться в чем-либо). 2.Сожалея, признавать сою ошибку, вину.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Звон призывный через могилы – рядом с храмом располагалось кладбище.

  1. Ответить на вопросы:
  1. Чем является звон колоколов для лирического героя? (напоминанием о крае родимом)
  2. Какие мысли и чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях, навеянных звоном колоколов? (мысли о далеком детстве, когда душа была чиста, когда жизнь была полна чудесного) – напоминает главу из повести Толстого “ Детство”.
  3. Что роднит стихотворение А.К.Толстого “Благовест” со стихотворением “Молитва” Лермонтова?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: