Внешние факторы увеличения прибыли предприятия




§ природные условия;

§ государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

При осуществлении производственно — хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - отношение прибыли к сумме производственных основных фондов и оборотных средств либо к себестоимости продукции.

Экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.

№ 31. Чистая (совершенная) конкуренция как тип рыночной структуры. Эффективность конкурентных рынков. Выбор фирмой объема производства в условиях совершенной конкуренции.

Чистая (совершенная) конкуренция - это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж.Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо: 1.Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него. 2. Абсолютная мобильность ма териальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. 3. Наличие у всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях. 4) Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта). 5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя. Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами

№32 Чистая монополия. Формы и факторы чистой монополии. Выбор фирмой – монополистом объема и цены. Антимонопольное регулирование.

Чи́стаямонопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: Единственный производитель,уникальность продукта, Отсутствие свободы входа на рынок.отсутствуют близкие заменители, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса. Характерные черты деятельности чистых монополий: 1) Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль. 2) Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами. 3) Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене. 4) Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных срекламой. 5) Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом. 6)В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий. 7) При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

№ 33 Олигополия как тип рыночной структуры. Варианты поведения олигополии. Теория ломаной кривой спроса.

Олигополия — это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо-и самолетостроение и др., имеют такую структуру. Гл. черты:Небольшое количество фирм в отрасли, Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным, Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.Специфика поведения олигополистов на рынке: Взаимозависимость фирм- олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:1) не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную; 2) не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов); 3) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии); Кривая спроса, как она выглядела бы для фирмы, предполагающей, что если она поднимет свою цену, то конкуренты не последуют ее примеру, в то время как если она снизит свою цену, то конкуренты ответят на это снижением своих цен. Следовательно, эта кривая иллюстрирует большую эластичность спроса при повышении цены по сравнению с тем, когда цена падает.

№34 Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры. Структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией — монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары. Основы модели монополистической конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции". Основные черты монополистической конкуренции: 1) Дифференциация продукции 2) Большое количество продавцов 3)Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли 4) Жесткая неценовая конкуренция Монополистическая конкуренция — достаточно часто встре­чающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной тор­говли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отрас­лей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию. Особенности монопо­листической конкуренции:1) В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, Фирмы создают похожую, но не одинако­вую продукцию. Из этого следует, что: отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рын­ка данного товара. 2) Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рын­ке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производи­мым конкурентами. Приводит к различные услуги и условия, связанные с продажей про­дукта (качество обслуживания ). 3) Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. По­скольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. 4) Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсут­ствия экономической прибыли, функционирование в точке без­убыточности в долгосрочном периоде не может долго удовле­творять предпринимателя.

№35 Сущность и факторы формирования рынка труда. Спроса и предложения на рынке труда. Роль институтов (государства, профсоюзов) на рынке труда.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

Факторы: Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд. Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства. Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства. Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

В целом роль профсоюзов на рынке труда: 1. Они контролируют работодателя, не давая ему нарушать заключенные трудовые договора; 2. Они контролируют условия труда, заставляя фирмы улучшать эти условия, что в конечном итоге приводит к снижению трудового травматизма и профессиональной заболеваемости; 3. Они контролируют условия трудовых договоров между работодателями и работниками, не позволяя включать работодателю в эти договора несправедливые условия. 4. Наличие между работодателями и профсоюзами рамочных соглашений облегчает заключение трудовых договоров между работодателем и работником, даже если последний не является членом профсоюза. 5. И наконец, тарифные соглашения между работодателями и профсоюзами делают рынок труда более устойчивым при экономических кризисах.

 

???№36 Зарплата: теории, факторы, функции и формы. Дифференциация и дискриминация в оплате труда.

Заработная плата — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд. Функции заработной платы Функции заработной платыВоспроизводственная- уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;обеспечивает длительную трудоспособность;обеспечение семьи; Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника Регулирующая- Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости. Производственно-долевая - Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство. Факторы влияющие на размер реальной заработной платы: Величина номинальной заработной платы — чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен. Количество и ставки налогов — чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. Уровень цен и товаров на товары и услуги — чем выше цены и тарифы, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. Формы заработной платы:Сдельная заработная плата — начисляется рабочим сдельщикам в зависимости от сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций. Повременная заработная плата — определяется на основании тарифных ставок (окладов) и фонда отработанного рабочего времени. По повременной форме оплаты труда оплачивается труд.

??№37 Рынок капитала. Неоклассическая модель рынка ссудного капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование.

Рынок капитала — часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. Формы обращения денежных средств: банковские займы (ссуды); акции; облигации. Ссудный капитал — совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени. Размер процентного дохода определяется ставкой процента, то есть ценой, которую банк или другой заемщик должен платить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то периода времени. Дисконтирование - это процесс определения сегодняшней (т.е. текущей) стоимости денег, когда известна их будущая стоимость. Применяется для оценки денежных поступлений (пибыль, проценты.Дивиденды) с позиции текущего момента.

i — процентная ставка, n- номер периода.

Наращение к определённому моменту в будущем выполняется путём умножения прошлых денежных потоков (потоков платежей) на коэффициент наращения .

№ 38 Земля как экономический ресурс. Рынок земли. Рентные отношения в земледелии и других сферах экономики. Цена земли и арендная плата.

Земля как экономический ресурс- ресурс используемый в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Рынок земли –земля которая является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Рентные отношения представляют собой отношения между собственником земли и арендатором по распределению прибыли. Одна ее часть — в виде обычной прибыли — достается предпринимателю, а другую долю — в форме сверхприбыли — получает земельный собственник. Величина земельной ренты формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке земельных участков. Земельная рента — доход от использования земли, не связанный непосредственным образом с производственной деятельностью собственника земли, а получаемый им за предоставление земли как природного ресурса. Цена земли -представляет собой капитализированную земельную ренту, эта цена определяется величиной земельной ренты и нормой ссудного процента. Арендная плата -общая плата за пользование землей, выплачиваемая арендатором землевладельцу, она включает в себя земельную ренту, амортизацию основного капитала землевладельца, процент за использование физического капитала землевладельца.

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: