МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




Задачей ВУЗа в настоящее время признается формирование компетентных специалистов, обладающих не только глубокими познаниями в различных отраслях национального права, но и знакомых с достижениями зарубежных стран, а также в целом мировой науки. Одними из данных достижений являются международное право, а также право Европейского Союза, возникновение и развитие которого приходится на вторую половину XX века и активно продолжается в настоящее время.

В условиях усиления процессов глобализации особую актуальность приобретает проблема международного взаимодействия права различных стран. В настоящее время в мире существует большое количество национальных правовых систем. Практически все они вовлечены во взаимодействие: каждая из них может наделять нормы иностранного права определенным юридическим значением; в свою очередь нормы каждой национальной правовой системы могут получать юридическую оценку с позиций других правовых систем. В то же время в теории государства и права проблеме взаимодействия национальных правовых систем уделяется недостаточное внимание. Международное право тоже конкретно не рассматривает этот вопрос, так как объектом своего исследования имеет не столько взаимодействие национальных правовых систем, сколько международные отношения.

Актуальность темы исследования усиливается и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию и возникшими при этом ее обязательствами о приведении российского национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Реализация поставленных целей и применение в России норм, гармонизированных с международным правом и правом Европейского Союза, должны сопровождаться надлежащим ознакомлением будущих юристов с основными элементами данных правовых систем в рамках специального учебного курса.

В свете вышеуказанного можно сформулировать основные цели, которые ставятся перед преподавателями при проведении занятий по учебной дисциплине «Правовые системы современности».

Общие (междисциплинарные) цели:

— обеспечить подготовку специалистов-правоведов в соответствии с общеевропейскими образовательными стандартами в рамках «Болонского процесса»;

— способствовать более глубокому уяснению будущими юристами сущности российского права посредством сравнения его положений с принципами, нормами и категориями международного и европейского права в разных отраслях;

— повысить уважение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности российского общества;

— содействовать формированию юридических кадров, способных творчески адаптироваться к процессам европейской интеграции и глобализации;

— использовать позитивные (особенно гуманитарные) качества права Европейского Союза для воспитания у студентов уважения к закону, правам и свободам человека, и для развития других профессиональных качеств современного юриста.

Специальные цели заключаются в том, чтобы добиться надлежащего усвоения студентами всех разделов курса в соответствии с тематическим планом.

Преподавание всех разделов курса должно базироваться на сочетании классических и инновационных методов обучения и быть связанным с задачей воспитания юристов нового типа.

При подготовке к проведению занятий преподавателю помимо нормативных материалов, учебных и научных публикаций надлежит использовать методическую литературу, посвященную вопросам педагогики высшей школы.

Преподавателю также необходимо следить за новыми публикациями по общим и специальным вопросам преподавания и использовать их в учебном и воспитательном процессе.

В целях проверки знаний студентов на семинарских (практических) занятиях и экзаменационных зачетах преподавателю рекомендуется использовать тесты.

При проведении занятий по всем формам обучения и при осуществлении контроля преподавателям рекомендуется активно поощрять студентов к самостоятельному научному творчеству.

Целью каждой лекции должно служить следующее:

— дать целостное, системное представление о правовом институте или сфере правового регулирования, которые образуют предмет (тему) лекции;

— сформулировать ключевые термины, категории и классификации, которые образуют понятийный аппарат соответствующей темы;

— разъяснить студентам наиболее сложные аспекты темы, вызывающие повышенные трудности при чтении учебной литературы и нормативных материалов;

— по возможности, связать и сопоставить рассматриваемые правовые явления и нормы с российскими, отметив их практическое или перспективное значение;

— проинформировать студентов о последних изменениях в правовом регулировании, судебной и иной правоприменительной практике; сообщить названия и официальные реквизиты новых правовых актов и законопроектов;

— оказать позитивное воспитательное воздействие на студентов.

Классический метод чтения лекционного курса предполагает устное изложение преподавателем учебного материала, который воспринимается студентами на слух и записывается (конспектируется) ими в тетради или на компьютерные носители.

Не отрицая достоинств этого метода, преподавателю рекомендуется внедрять инновационные методы чтения лекций, в том числе основанные на применении новейших технологий. К ним относится, в частности, метод дистанционного проектирования, с помощью которого студентам демонстрируются наглядные иллюстрации в виде схем, таблиц, графиков и т.д. Использование данного метода позволяет, с одной стороны, ускорить изложение материала. С другой стороны, включение в лекции элемента визуального (зрительного) восприятия помогает улучшить запоминание материала. В зависимости от характера аудитории в качестве инновационных методов также допускается использовать лекцию-диалог (ответы преподавателя на вопросы студентов на протяжении лекции) и проблемные лекции (для наиболее «сильных» курсов), когда в отступление от общего плана лекционных занятий преподаватель сводит лекцию к подробной характеристике одной или нескольких актуальных проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: