I Межмуниципальная конференция предпринимателей
В городе Сургуте
г. Сургут 26 мая 2016 года
По результатам работы пяти дискуссионных площадок I Межмуниципальной конференции предпринимателей в городе Сургуте были выработаны резолюции, содержащие как законодательные инициативы предпринимательского сообщества, так и рекомендации органам власти по улучшению предпринимательского климата. Все предложения объединены в единую резолюцию, рекомендованную к обсуждению на I региональной конференции предпринимателей Югры в сентябре 2016 года.
Резолюция
I. Направить в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры следующие предложения (законодательные инициативы):
1. В части устранения административных барьеров ведения бизнеса:
1.1. Разработать типовые проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг и рекомендовать органам местного самоуправления при разработке административных регламентов придерживаться утвержденных типовых форм.
1.2. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль и государственный надзор, в части установления максимального количества проверок в год, проводимых различными органами государственной власти в отношении одного субъекта предпринимательской деятельности, а также и установить запрет на проведение внеплановых проверок на основании анонимных жалоб.
1.3. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в КоАП и установлении в качестве санкции за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, имеющие характер малозначительности, совершенные впервые и не повлекшие вреда жизни и здоровью человека, экологической обстановке, предупреждения.
1.4. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в федеральное законодательство, регулирующее проведение проверок контрольно-надзорными органами, и установить запрет на проведение внеплановых проверок на основании анонимных жалоб.
1.5. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключивший нормативные акты в сфере налогообложения из сферы ОРВ, и об отмене указанной нормы.
1.6. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления возможности возврата лицензионных платежей в случае отказа в выдаче лицензии (вследствие слишком частого изменения лицензионных требований).
2. В части доступности земельных и имущественных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности:
2.1. Внести изменения в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457-п от 02.12.2011 «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов», исключив применение повышающего коэффициента строительства в размере 2 при превышении нормативного срока строительства, оставив предыдущую редакцию нормативного акта, действовавшую до 2013 года, устанавливавшую повышающий коэффициент строительства в размере 1,1.
2.2. В целях поддержания и развития малой авиации на территории округа проработать вопрос о внесении изменений в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457-п от 02.12.2011 «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов», установив понижающий коэффициент для такого вида деятельности как аэродромы малой некоммерческой авиации. Рекомендовать органам местного самоуправления внести в муниципальные правовые акты льготу по уплате земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения аэродромов малой некоммерческой авиации.
2.3. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении следующих изменений:
- в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» включить условие о необходимости учета при проведении очередной кадастровой оценки земель значения рыночной стоимости земельных участков, установленной решением суда (комиссией при Росреестре) и внесенной в кадастр недвижимости;
- в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» абзац 10 статьи 24.18 дополнить следующим содержанием: «Указанные ограничения не распространяются на оспаривание кадастровой стоимости собственниками земельных участков для цели налогообложения».
3. В части налогообложения предпринимательской деятельности и налогового администрирования:
3.1. Внести изменения в окружной закон от 09.11.2012 N 122-оз "О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", расширив перечень видов деятельности, по которым может применяться Патентная система налогообложения и включить следующие виды услуг: бухгалтерские, правовые, риэлтерские (управление недвижимостью) и иные консалтинговые услуги.
3.2. Разработать порядок возмещения из окружного бюджета части стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других материальных ресурсов в счет возмещения покупателям – организациям, ведущим добычу нефти и газового конденсата на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в размере 5% от стоимости оплаченного оборудования и других материальных ресурсов, произведенных предприятиями, расположенными на территории Тюменской области, включая автономные округа.
3.3. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ с целью распространения Патентной системы налогообложения не только на индивидуальных предпринимателей, но и на юридические лица.
3.4. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс в части изменения порядка учета НДС, установив учет по факту оплаты за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары.
3.5. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления взыскания доначисленного НДС налогоплательщику по результатам встречной налоговой проверки фирмы-однодневки только в судебном порядке.
3.6. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН) средств, направленных на цели благотворительности.
3.7. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части возможности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на выплаченные работодателем своим работникам суммы льгот и компенсаций, предусмотренных законом от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах».
3.8. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесениии изменений в НК РФ в части применения к лицу, несвоевременно уплатившему стоимость патента, ответственности в виде пени (штрафа) взамен автоматического перевода такого лица на общую систему налогообложения.
3.9. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ об установлении права лица на переход на упрощенную систему налогообложения в течение календарного года.
4. В части эффективности форм поддержки малого и среднего предпринимательства:
4.1. Пересмотреть перечень приоритетных для округа видов предпринимательской деятельности, на которые распространяются меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.
4.2. Обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о закреплении понятия социальное предпринимательство в законе Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
4.3. Разработать механизм учета выпадающих доходов местного и регионального бюджета при проведении оценки органами государственной власти инвестиционной привлекательности проекта, планируемого к реализации на территории округа, муниципальных образований.
4.4. Усилить работу по популяризации предпринимательской деятельности – ТВ-программы, публикации в печатных СМИ, издание специализированных сборников для предпринимателей, поддержка СМИ, популяризирующих предпринимательство, проведение массовых масштабных мероприятий для предпринимательства – форумов, конкурсов, конференций и т.п., закрепив соответствующие направления в окружной программе развития малого и среднего предпринимательства.
4.5. Провести анализ организации и проведения образовательных мероприятий в соответствии с потребностями субъектов малого и среднего предпринимательства и особенностями муниципальных образований, внести соответствующие изменения в окружную программу и рекомендовать органам местного самоуправления проводить ежегодный мониторинг потребностей в образовательных услугах субъектов малого и среднего предпринимательства и вносить соответствующие изменения в муниципальные программы..
4.6. Проводить работу по активному вовлечению в социальное предпринимательство молодежь, начинающих предпринимателей.
4.7. Обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков. Формирование плана закупки крупных заказчиков.
4.8. Обеспечение выполнение целевых показателей стандарта развития конкуренции, характеризующих повышение доли малого и среднего предпринимательства на рынке государственных услуг.
II. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
5. В части устранения административных барьеров ведения бизнеса:
5.1. Проанализировать совместно с бизнес-сообществом округа деятельность органов государственного и муниципального контроля (государственного надзора) и внедрить систему мер, направленную на устранение у контрольно-надзорных органов мотивации к применению к проверяемым субъектам по результатам контрольно-надзорных мероприятий мер ответственности, в том числе исключив из критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти наличие штрафов как результата контрольно-надзорного мероприятия.
5.2. Устанавливать для органов местного самоуправления предельные сроки реализации их полномочий по принятию муниципальных нормативных правовых актов, разработке необходимой муниципальной документации (схем, планов, проектов и т.п.) во исполнение регионального и федерального законодательства.
5.3. Разработать в кратчайшие сроки документацию, регламентирующую деятельность регионального оператора по вывозу и утилизации ТБО, гарантирующую сохранение последним минимальной доли местных перевозок в размере 25 % и гарантии своевременной оплаты.
6. В части доступности земельных и имущественных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности:
6.1. При очередном пересмотре кадастровой стоимости земель учесть опыт кадастровой оценки 2015 года, отразить в техническом задании на кадастровую оценку необходимость оценки с учетом реальной рыночной обстановки состояния земельного рынка в округе.
7. В части налогообложения предпринимательской деятельности и налогового администрирования:
7.1. Поддержать инициативу торгово-промышленных палат в части систематизации обязательных неналоговых платежей (пошлин, сборов, взносов, плат и т.п.), классификации по видам предпринимательской деятельности. По итогам проведенной систематизации и классификации направить обращение в Государственную Думы, Правительство РФ о недопущении введения обязательных неналоговых платежей для субъектов предпринимательской деятельности без предварительной процедуры ОРВ.
7.2. Определить возможность межведомственного взаимодействия ФСС с социальными службами и медицинскими учреждениями для упрощения процедур получения ответов на запросы ФСС в целях подтверждения прав страхователя на возмещение произведенных расходов.
8. В части эффективности форм поддержки малого и среднего предпринимательства:
8.1. Привлечь к участию в региональной конференции предпринимательства Югры представителей центрального аппарата федеральных органов власти налоговых, контрольно-надзорных и внебюджетных фондов.
8.2. Предусмотреть возможность применения ГЧП при выполнении работ по строительству и реконструкции инженерных сетей.
8.3. Рассмотреть возможность определения доли (минимальной) участия в закупках для государственных и муниципальных нужд для предпринимателей Югры (субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и действующих на территории ХМАО-Югры).
8.4. Определить процедуру общественного контроля за формированием и реализацией плана государственных закупок. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и внедрить соответствующие процедуры общественного контроля за формированием и реализацией плана закупок на местном уровне.
8.5. При формировании технических заданий, конкурсной документации определять минимальный и максимальный предел снижения начальной цены участниками.
9. В части коммерциализации инновационных разработок:
9.1. Предложить Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотреть вопрос о создании в городе Сургуте Технопарка.
9.2. Внести изменения в Программу государственной поддержки МСП и включить меры поддержки предпринимателей, внедряющих инновационные разработки.
9.3. Предложить Правительству округа провести работу по выстраиванию механизма венчурного инвестирования и осуществления деятельности в сфере НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
III. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов государственной власти:
10. В части доступности земельных и имущественных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности:
10.1. Рекомендовать Управлению Росреестра по ХМАО-Югре рассмотреть предложение по созданию информационной площадки по размещению сведений о функционировании Комиссии по рассмотрению споров, результатах определения кадастровой стоимости в ХМАО-Югре путем опубликования сведений о результатах рассмотрения дел на официальном сайте Управления Росреестра по ХМАО-Югре, а также о датах поступления соответствующих заявлений в Комиссию и назначенных заседаний.
11. В части налогообложения предпринимательской деятельности и налогового администрирования:
11.1. Фонду социального страхования производить камеральную проверку только в случаях недостаточности представленных документов, либо неполного соблюдения требований о предоставлении документов, необходимых для получения выплаты; в иных случаях соблюдать установленный законодательством срок (десять дней с момента подачи документов ФЗ-212) для произведения работодателю возврата по начисленным и выплаченным суммам работникам в связи с временной нетрудоспособностью и иными, предусмотренными законодательством случаями выплат за счет ФСС.
11.2. Управлению ФНС по ХМАО-Югре рассмотреть предложение предпринимательского сообщества о введении системы возобновления работы счета после полной уплаты налогоплательщиком налогов и штрафных санкций.
11.3. В связи с передачей администрирования страховых взносов и сборов Федеральной налоговой службе рассмотреть предложение предпринимательского сообщества об отмене дублирующей отчётности, направляемой в фонды, а также подключить функции просмотра лицевых счетов по внебюджетным фондам в личных кабинетах налогоплательщика (на сайте ФНС).
11.4. Управлению ФНС по ХМАО-Югре рекомендовать изменить систему камеральных проверок, установив (закрепив) ответственных инспекторов по налогоплательщикам, а не по видам налогов.
11.5. Рекомендовать ФНС создать открытый ресурс добросовестных (или недобросовестных) налогоплательщиков, к которому бесплатно должны иметь доступ все налогоплательщики во исполнении принципа должной осмотрительности.
IV. Рекомендовать органам местного самоуправления:
12. В части устранения административных барьеров ведения бизнеса:
12.1. Выносить на рассмотрение муниципальных советов по противодействию коррупции все случаи проведения проверок (повторных, внеплановых) в отношении хозяйствующих субъектов, подававших жалобы (судебные и внесудебные) на действия, бездействия, решения соответствующих органов или их должностных лиц.
12.2. Выносить на рассмотрение муниципальных советов по противодействию коррупции жалобы, поступающие в вышестоящие органы или вышестоящим должностными лицам органов местного самоуправления на действия (бездействия) должностных лиц и специалистов данных органов.
12.3. Для муниципального образования города Сургута - поддержать изменения в Правила благоустройства г. Сургута в части возможности размещения на придомовой территории объектов «Ремонт обуви», «Цветы», «Союзпечать», «Овощи-фрукты».
12.4. Для муниципального образования города Когалыма - установить конкурентный механизм, устанавливающий порядок размещения объектов торговли на остановочных площадках.
13. В части доступности земельных и имущественных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности:
13.1. Сформировать реестры недвижимого муниципального имущества для целей передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства в целях оказания имущественной поддержки таких субъектов.
13.2. Учитывать стоимость неотделимых улучшений при выкупе недвижимого имущества, арендованного субъектами МСП, в порядке реализации предпринимателями права, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
13.3. Разработать четкие критерии видов работ, а также порядок согласования этих работ в части производства капитального ремонта недвижимого имущества, переданного по договорам аренды субъектам малого и среднего предпринимательства.
13.4. Определить предельный срок формирования аукционной документации в отношении земельных участков, свободных от прав третьих лиц, при поступлении заявлений о предоставлении таких земельных участков от инвесторов.
13.5. Разработать и ввести в действие интерактивную карту свободных земельных участков, планируемых к предоставлению с указанием видов разрешенного использования и технологических возможностей подключения к объектам инженерной инфраструктуры.
13.6. Разработать открытый порядок предоставления в пользование муниципального имущества, находящегося в ведении муниципальных учреждений (такие как открытые спортивные площадки, спортивные залы, помещения в быстровозводимых спортивных сооружениях, бассейны, футбольные поля, корты для фигурного катания и другие аналогичные сооружения), организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, оздоровительную и досуговую деятельность, а также деятельность по дополнительному образованию.
14. В части эффективности форм поддержки малого и среднего предпринимательства:
14.1. Разработать перечень работ и услуг, осуществляемых органами местного самоуправления самостоятельно или посредством подведомственных муниципальных предприятий и организаций, которые возможны к передаче на аутсорсинг субъектам малого и среднего предпринимательства (клининг, питание сотрудников, уборка территории и т.п).
14.2. Передавать оказание муниципальных услуг с целью вовлечения субъектов предпринимательской деятельности для оказания муниципальных услуг в сферах дошкольного образования, физической культуры и спорта, оздоровительные услуги и услуги дополнительного образования детей и т.п.
V. Рекомендовать Фонду поддержки предпринимательства Югры в части эффективности форм поддержки малого и среднего предпринимательства:
15. Совместно с банками партнерами разработать механизм, обеспечивающий доступность кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства.
VI. Рекомендовать I региональной конференции предпринимателей Югры обсудить и поддержать предложенные инициативы.
Модераторы круглых столов:
«Административные барьеры ведения предпринимательской деятельности» В.Н. Болотов
«Доступность земельных и имущественных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности» А.А. Чурманова
«Налоги и налоговое администрирование как фактор развития благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности» Е.Л. Налбандян
«Эффективность форм поддержки малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы развития» О.А. Сидорова
«Коммерциализация инновационных разработок: проблемы и пути решения» А.Л. Сидоров