1) Повторить классификацию придаточных предложений.
№ | Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | Место придаточного | Чем прикрепляется (С.-союзы, С.с.–союзн. сл.) | Примеры |
Определительное | Какой? | После определяемого сущ. | С.с. который, что, где, куда… | В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна. | |
Местоименно- определительное | Какой? (Кто именно?Что именно?) | Свободное (до, после, внутри главного) | С.с. кто, что | Кто хочет, тот добьётся. | |
Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | После определяемого слова | С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли | Ясно было, кто стрелял. | |
Обстоятельственные (4-13) | |||||
Образа действия | Как? Каким образом? | После главного | С. и с.с. что, как, чтобы, словно… | Ученик всё сделал так, как требовал мастер. | |
Меры и степени | В какой степени? Насколько? | После главного | С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько… | Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. | |
Места | Где? Куда? Откуда? | Свободное | С.с. где, куда, откуда | Алексей пополз туда, куда упал самолёт. | |
Времени | Когда? Как долго? С (до) каких пор? | Свободное | С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва… | Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся. | |
Условия | При каком условии? | Свободное | С. Если (+то), раз, когда… | Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. | |
Причины | Почему? Отчего? | Свободное | С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо | Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. | |
Цели | Зачем? С какой целью? | Свободное | С. Чтобы, для того чтобы.. | Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. | |
Сравнительные | Как что? В сравнении с чем? | Свободное | С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как… | Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. | |
Уступительные | Несмотря на что? Вопреки чему? | Свободное | С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни | Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. | |
Следствия | Что из этого следует? | Свободное | С. так что | Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. | |
Присоединительные | Что можно к этому добавить? | После главного | С.с. что, отчего, зачем, почему… | В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. |
2) Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинений придаточных предложений.
Тип подчинения | определение | пример |
Последовательное | Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом | Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать. |
Параллельное | Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного. | Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах. |
Однородное подчинение | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. | Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. |
Неоднородное подчинение | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы | Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица. |
Комбинированное подчинение | Такое подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. | В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли. |
3) Повторение постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
v Запятая ставится:
· Между однородными придаточными, не соединенными сочинительными союзами: Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья. (К.Бальмонт)
· Между однородными придаточными, соединенными повторяющимися сочинительными союзами: Матвей подробно рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены.
· Между придаточными предложениями с последовательным подчинением: Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что в шагах ста от холма по ее течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса. (А.П.Чехов)
v Запятая не ставится:
· Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами: Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка. (К. Паустовский)
· На стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, но: Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. (Л.Н.Толстой). Однако запятая ставится, если вторая часть подчинительного союза отсутствует: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
4) Алгоритм выполнения задания 19:
I. Обозначьте в предложении грамматические основы.
II. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
III. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
IV. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия определите, что он соединяет: если однородные члены, то перед ним запятая не ставится; если простые предложения – ставится.
V. Установите, есть ли в ССК стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов то, но: если такого продолжения нет, то запятая ставится на стыке двух союзов, если есть – не ставится.
VI. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.
5) Закрепление.
- Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
- Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.
- После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
- Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.
- Принято считать(1) что(2) чем ближе текущая позиция сайта к требуемой(3) тем выше показатель эффективности сайта, а(4) если требуемая позиция достигнута, то показатель эффективности имеет максимальное значение.
- Жена его, Надежда Валериановна, работала в штабе у Деникина, а потом эвакуировалась из Крыма и после долгих мытарств вместе с детьми оказалась в Германии(1) где Вилькицкий разыскивал их несколько лет(2) а(3) когда нашёл(4) то было уже поздно.
- Множество замечательных бизнес-проектов появляется тогда(1) когда их основатели сталкиваются в быту с какой-либо проблемой(2) решить которую оказывается слишком сложно: немного раздумий, и (3) если человек предприимчив(4) может родиться интересная бизнес-идея.
- Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1)как(2) если бы они навсегда поселились на этой пристани(3) и так(4) и стали здесь жить, словно беженцы или переселенцы.
- Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.