Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности (и внешнеэкономической безопасности).




Только с приходом к власти Владимира Владимировича Путина в стране наметился курс на восстановление национальной экономики, на защиту интересов в сфере внешнеэкономической деятельности и на развитие не сырьевых отраслей. Мысль о том, что главная угроза для нашей экономики — сырьевая ориентация, а главный путь спасения - инновационный путь развития, прозвучала в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

Отдельно необходимо остановиться на таком параметре внешнеэкономической безопасности, как соотношение импорта и экспорта. В связи с вышеизложенным, наиболее показательным является анализ того, какие именно товары в основном экспортируются и импортируются в страну. Согласно представленным на сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации данным по структуре импорта[24] и экспорта[25] товаров в 2017 году, лидирующие позиции при экспорте занимают: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), минеральные продукты, топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них; а при импорте: машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, текстиль, текстильные изделия и обувь. Таким образом, готовая продукция все еще лидер в импорте, а в экспорте сохраняется превалирующее значение сырьевой продукции.

Как отмечалось выше, с 2000-х годов в Российской Федерации проводятся попытки возродить те отрасли экономики, которые при СССР были передовыми, в том числе, машиностроение. К началу перестройки советское машиностроение занимало ведущее место в мире как по объемам производства, так и по качеству продукции.

«В целом же продукция маши­ностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспо­собного населения с удельной про­изводительностью труда в 70 про­центов от уровня США, а доля в экс­порте составляла 32-37 процентов»[26].

Показательным в этой связи явилось выступление Президента Российской Федерации на съезде Союза машиностроителей России в апреле 2016 года. Владимир Путин отметил, что « машиностроение - из драйверов отечественной экономики. Отрасль с огромным экспортным потенциалом, которая должна и может стать символом национального успеха, технологического лидерства России – как это сделал, например, наш оборонно-промышленный комплекс».[27] На этом же выступлении были приведены следующие цифровые показатели: «в 2015 году по отношению к 2014 году индекс производства машин и оборудования составил 88,9 процента, при этом транспортных средств – 91,5 процента, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 92,1 процента, то есть очевидное снижение. Однако по результатам первого квартала текущего года индекс производства машин и оборудования составил уже 105,4 процента – после падения 2015 года».

Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности (и внешнеэкономической безопасности).

Одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности является гармонично развитое законодательство. Безусловно, совершенствование законодательства затрагивает все сферы национальной безопасности, однако наибольшее влияние правовой инструмент оказывает именно на внешнеэкономические связи государств, ведь при внешней торговле странам приходится учитывать особенности нормативно-правовой базы контрагента. В связи с переходом к рыночным отношениям в нашей стране коренным образом изменились направление и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Очевиден переход от административных методов к правовым, позволяющим регулировать отношения, складывающиеся во внешнеэкономической сфере, наиболее оптимальным путем через создание соответствующего законодательства.

Прогрессивное законодательство должно отвечать таким критериям оценки, как эффективность, действенность, целесообразность. Как отмечает А.И. Бобылев, «правовые нормы составляют базу правового регулирования, от степени разработанности правовых норм, ясности и четкости обязательных предписаний зависит уровень складывающихся на их основе правоотношений».[28] Целью правового регулирования внешнеэкономической деятельности является создание гибкой нормативно-правовой базы, которая могла бы приспособиться к меняющимся условиям на мировом рынке, при этом оставалась бы стабильной и устойчивой. В этом смысле важным является создание концепций или планов развития на долгосрочный период. При этом необходимо соблюсти баланс между свободной торговлей и протекционизмом. Дискуссии о том, какой же из этих режимов (принципов) в наибольшей степени выгоден государству, не утихают и до сих пор, но рассмотрим лишь содержание этих двух различных принципов. Принцип свободной торговли впервые был рассмотрен в трудах А. Смита и Д.Рикардо.

А.Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал: «рост благосостояния наций во многом объясняется углублением разделения труда, в том числе и международного. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, т.е. способностью производить данный товар с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства), чем в странах, с которыми она вступает в торговые отношения. Отбор отраслей межстрановой специализации необходимо предоставить «невидимой руке конкуренции», а государственное вмешательство свести до минимума»[29].

К плюсам свободной торговли можно отнести стимуляцию конкуренции, повышение качества продукции, при этом опасным может стать количество иностранных товаров на внутреннем рынке и невозможность защитить национальных производителей от иностранного бизнеса.

Протекционизм, в свою очередь, противопоставлен свободной торговле и предполагает защиту внутреннего рынка через систему ограничений. Такой подход, с одной стороны, поощряет национального производителя и способствует его выходу на международные рынки, с другой стороны, может привести к чрезмерному укреплению монополий и снижению конкурентоспособности.

На данном этапе развития используются оба режима внешнеэкономической деятельности. Однако в чистом виде, обособленно друг от друга они не применяются. Нередко можно наблюдать, как какая-нибудь страна вмешивается в международную торговлю, исходя из принципа защиты государственной безопасности, тем самым пытаясь создать удобные для себя условия торговли в тех сферах, где у государства сосредоточено основные интересы, а также для того, чтобы нивелировать возможность импорта аналогичных товаров по более низким ценам из стран с гораздо более низким уровнем оплаты труда. Таким образом, в идеальных условиях необходимо стремиться к созданию такого правового инструмента, который мог бы защитить государство от тех последствий, которые могут наступить при чрезмерном вмешательстве контрагентов в международную торговлю.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности[30].

Таким образом, государство взяло на себя обязанность по созданию и поддержанию условий для стабильного гражданского оборота. Инструментом воздействия является право. Такое право не должно нарушать основные принципы рыночной экономики, а именно: равенство участников, свобода принятия экономических решений, самостоятельная ответственность за их результаты, ответственность за причиненный вред. В целом, задачами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание и совершенствование существующих законодательных актов, обеспечивающих правовую основу развития свободной конкуренции, борьбы с монополистами, стимулирования деловой активности и так далее.

Основная цель любого государства - обеспечение национальной безопасности. Национальная безопасность, как указывалось выше, состоит из обеспечения безопасности в различных сферах, как то информационная, экологическая, транспортная, экономическая и другие. Экономическая, в свою очередь, по известному принципу делится на национальную и внешнеэкономическую.

Нормативно-правовая база по обеспечению экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловно, уже правового регулирования всей внешнеэкономической деятельности. При этом правовое обеспечение внешнеэкономической безопасности связано с правовым обеспечением всей национальной безопасности, являясь его составной частью.

В.Г. Воробьева[31] выделяет целые этапы нормативно-правового обеспечения национальной экономической безопасности России:

1) зарождение правовых основ;

2) период отраслевого развития;

3) период формирования стратегии развития;

4) период устойчивого развития.

В соответствии с представленной классификацией В.Г. Воробьева предлагает разделить все законодательство на следующие группы:

1) документы, закладывающие правовые основы национальной экономической безопасности России;

2) документы, регламентирующие отраслевое развитие (отдельные отрасли (виды) безопасности);

3) документы, регламентирующие стратегическое развитие системы национальной экономической безопасности России;

4) документы, направленные на устойчивое развитие российской экономики и общества.

«Таким образом, нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации можно представить в виде совокупности нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения общества, государства, личности, субъектов хозяйствования, в системе национальной экономической безопасности России, и, благодаря чему является важной детерминантой устойчивого развития российской экономики и общества, частью общей системы обеспечения национальной безопасности»[32].

Законодательство, посвященное проблематике обеспечения внешнеэкономической безопасности при купле-продаже автомобилей возможно классифицировать по различным основаниям. Стоит отметить, что нормы, регулирующие названные отношения, содержатся как в международных актах, так и в актах Евразийского экономического союза, а также в законодательстве Российской Федерации. Часть указанных норм носит общий характер, и закрепляет основные принципы защиты экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, определяет правовую основу заключения сделок с иностранным элементом и так далее. Другие же нормы регулируют гораздо более узкую сферу – сферу товарооборота транспортных средств в рамках Евразийского экономического союза. Третий вид правовых норм призван обеспечивать безопасность исключительно Российской Федерации при импорте и экспорте транспортных средств. Отдельно стоит отметить Конституцию Российской Федерации, не относя ее ни к одной из выше названных групп.

Право граждан на безопасность защищено главой 2 Конституцией Российской Федерации. Статьей 74 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что могут вводиться ограничения перемещения товаров и услуг в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Важным является положение Конституции Российской Федерации, закрепленное в статье 83, согласно которому Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определен Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности".

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, в первую очередь целесообразно рассмотреть следующую группу:

I. Нормы международного права, регулирующие общие принципы обеспечения экономической безопасности при внешнеэкономической деятельности.

· Значительная часть многосторонних международных соглашений,

конвенций и иных международно-правовых актов приходится на разработанные ООН и входящими в ее систему организациями. Большинство документов, разработанных под эгидой ООН в данной сфере, носят рекомендательный характер. Многие организации и комитеты ООН имеют своей целью проведение форумов и сессий, позволяющих упростить международное сотрудничество, сделать его более прозрачным, а также это уникальная платформа для изучения опыта стран с различными экономическими моделями.

Впервые в ООН стали заниматься вопросами экономической безопасности после Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 40/173 1985 года[33]. На ее основе был разработан доклад Генерального секретаря ООН «Концепция международной экономической безопасности» (документ ООН А/42/314 от 4 июня 1987 г.). В указанных документах перечислялись основные проблемы мировой экономики, анализировались нацио­нальные и международные источники угроз экономической безопасности государств, предлагались различные варианты определения самого термина экономическая безопасность на международном уровне.

Отдельно необходимо отметить такую организацию как Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (UN Conference on Trade and Development, UNCTAD). В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., ЮНКТАД является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и так далее[34]. Также в МИД РФ отмечают, что «уникальная информационная база ЮНКТАД, ее аналитические наработки, ориентация на обмен национальным опытом дают возможность России воспользоваться передовым опытом других стран в вопросах внешней торговли, структурной перестройки, приватизации, международной экономической интеграции. Помимо этого, практический интерес для нас представляют Всеобщая система преференций, методы повышения торговой эффективности, торговля сырьевыми товарами, взаимодействие между торговой политикой и валютно-финансовыми вопросами – т.е. те сферы, где ЮНКТАД зарекомендовала себя в качестве ведущей экспертной международной организации. Россия последовательно отстаивает принципиальную линию на незыблемость мандата ЮНКТАД и сохранение универсального характера ее деятельности, противодействуя попыткам отвести Организации вспомогательную роль «агентства по техническому содействию. Важными для России представляются сравнительно новые направления деятельности ЮНКТАД – изучение сферы торговли услугами и поиск путей повышения эффективности участия в ней развивающихся и «транзитных» стран, анализ роли региональных экономических и торговых объединений, новые вопросы в повестке дня международной торговли, не всегда регулируемые многосторонними соглашениями, в частности, торговля и многостороннее инвестиционное сотрудничество, торговля и охрана окружающей среды, конкуренция, ограничительная деловая практика»[35].

Весомый вклад в разработку многих рекомендаций для осуществления международных торговых операций внесла Европейская Экономическая Комиссия ООН (далее – ЕЭК ООН) [36]. Под ее началом с середины прошлого столетия велась работа по международной унификации внешнеторговых документов. В сфере экспорта и импорта автомобилей были разработаны «общие условия» в виде: для экспорта машин и оборудования - Общие условия контракта на поставку оборудования и машин для экспорта, выработанные под руководством Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций" (№ 188), Женева, 1953г.; для монтажа машин и оборудования - Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования, выработанные под руководством Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций" (№ 574 a), Женева, 1957г. Кроме того, ЕЭК ООН (Комитетом по внутреннему транспорту) разработана Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3) от 30.06.2011[37]. Стоит отметить, что предложенная в названном документа классификация является практически применимой. В нормативно-правовых актах Евразийского экономического союза, рассмотренных далее, законодателем предъявляются требования к транспортным средствам, исходя из представленной классификации.

Как отмечалось выше, в число общих норм, регулирующих внешнеэкономическую безопасность, входят также положения, регламентирующие порядок заключения сделок, их исполнение и прекращение, когда стороной является иностранное лицо. В этом разрезе необходимо обратиться к таким основополагающим документам как «Конвенция ООН о договорах и международной купли-продажи товаров» и «Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)».

· Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: