Психофизическая проблема становится психофизиологической




Параллелизм. Психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) превращается в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу).

Мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения. Мышечным движениям соответствуют желания и волевые импульсы.

 

Психологические идеи развиваются в рамках классической немецкой философии: И.Кант, Г.В.Гегель, Л.Фейербах, И.Фихте.

И.Кант (1724-1804)

Рассматривал вопросы о возможности теоретического знания и существования науки, в том числе психологии. При каких условиях возможна психология, как наука?

Полагал, что учение о душе не может стать ничем иным как учением, отошедшим в прошлое: «...эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далёким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика не приложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам, а также потому, что в психологии (как науке о душе) невозможен эксперимент».

Итак, причины:

- к явлениям психическим не приложима математика;

- в этой области невозможен эксперимент.

Кант оказался неправ, но указал именно на те моменты, которые необходимы были для того, чтобы возникла наука психология.

Идеи, получившие развитие в психологии:

Кант – основатель трихотомии души, выделил 3 основные группы психических процессов:

1 – способности (познавательные процессы)

2 – способности чувствовать удовольствие-неудовольствие (эмоции)

3 – желательная сила (потребности, воля).

Проблема познания

Познание по канту носит эмпирический характер, т.е. начинается с возжействия предметов на органы чувств. Предпосылкой познания, условием, на котором строятся опытные знания, являются априорные (изначально данные) формы. Например: для восприятия – это пространство и время, для мышления категории причины, следствия и др.

В рамках учения о познании Кант развивал учение об апперцепции.

Апперцепция – это активная начальная сила духа (априорно данная человеку), без которой невозможно познание. 1)Она обобщает (синтезирует) отдельные ощущения и вносит порядок во всё многообразие человеческих ощущений, т.е. создаёт объект познания. Это объективная апперцепция. 2) Апперцепция создаёт внутреннюю упорядоченность, объединяет все явления сознания – это субъективная апперцепция (связана с самосознанием).

Сравнить с Лейбницем.

Психология в России.

Как показывают исследования отечественной культуры и науки, психлоические идеи развивались в России еще в Х-ХУ вв. На основе этих предпосылок в ХУ111 веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям.

Россия ХУ111 века – феодально-крепостной строй, обострение его противоречий. В России разварачивается движение Просвещения. Его представители: Н.И.Новиков, В.Н.Татищев, Д.И.Фонвизин и др.

Их деятельность и произведения имели ярко выраженную антикрепостническую направленность. В борьбе с господствующей в официальной науке теологией и идеализмом в центр внимания поставили проблему человека.

Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Радищев А.Н.

 

В ХУ111 веке под знаменем эмпиризма выступают различные школы и направления.

Так, эмпирическая психология Беркли, Юма существенно отличается от эмпирической психологии Гартли или французских материалистов.

Объяснение этому следует искать в неопределённости понятия «опыт». С точки зрения одних, опыт есть «непосредственно данное» в смысле феноменов, постигаемых интроспекцией. Другие считали, что опыт психологии познания ничем не отличается от опыта естественных наук.

Поэтому исторически более правильно (М.Г.Ярошевский) исходить из следующей классификации:

- эмпирическая психология, базировавшаяся на «внутреннем опыте»;

- эмпирическая психология, опирающаяся на «внешний опыт».

 

Подходы к психофизической проблеме в ХУ111 веке:

 

1. Психофизический параллелизм Гартли. Отличительная особенность – утверждение первичности нервных процессов (вибраций) и производности возникающих в соответствии с ними связей между идеями. Пареллелизм как форма метриализма и детерминизма.

2. Психофизический параллелизм Вольфа. Особенность – душа от тела неотделима, но душа наделена спонтанной активностью. Т.о., материальный субстрат лишен к-л объяснительной ценности. Пареллелизм как форма идеализма и индетерминизма.

3. Психофизическое взаимодействие в трактовке Б.Раша (США). А) физические причины воздействуют на моральную способность Б) от деятельности души зависит благополучие тела. Принцип активности сознания используется для защиты религиозного мировоззрения, т.к. важнейшим фактором благотворного влияния души на телесное здоровье считает религиозные идеи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: