Состояние лексико-грамматического строя речи




Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики

В первую очередь необходимо отметить грубые на­рушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблю­дается несоответствие между кинетическим и кине­стетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации дви­жений. Отмечаются следующие нарушения: рассогла­сованность движений, появление гипертонуса, вычур­ных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Артикуляционная моторика у детей со стертой фор­мой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удер­жании статической позы: отмечаются дыхательная не­достаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (от­клонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).

Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения

У старших дошкольников со стертой формой ди­зартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех илииных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно про­является в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 се­кунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой ор­ганизации речи. Значительно реже встречаются нару­шения динамической организации речи.

Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей данной категории. Это прежде всего нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (груп­пы звуков), так и нормально сформированный звуко­вой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен.

Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза

Все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер ко­торых свидетельствует о недостаточности фонематиче­ского восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении


простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонема­тического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуля-торно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов: в слове шар первый звук — «р».

Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».

Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове.

Синтез слов из звуков и слогов осуществляется деть­ми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4—5 звуков со стечением согласных, также отмечаются реверсы слов («ток» — «кот»).

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического зве­на, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии.

Состояние лексико-грамматического строя речи

В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими поняти­ями, легко образуют новые слова (сонсонный), пра­вильно согласовывают их.

Однако отмечаются специфические трудности на­зывания предметов, действий, признаков. Они прояв­ляются при актуализации нужного слова и использова­нии вместо него слова, близкого по значению. Напри­мер, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие заме­ны: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентно­го периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соот­нести образ предмета со словом-наименованием).

Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок на­зывания времен года, суток, дней недели. Однако, по­скольку дети знают признаки, правильно их соотносят,


можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных пред­ставлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам).

В целом, характеризуя особенности лексики дан­ной категории детей, необходимо отметить обеднен-ность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи.

Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространствен­ных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических кон­струкций.

У части детей со стертой формой дизартрии встре­чается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлени­ями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышепере­численные особенности лексико-грамматической сто­роны речи.

Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности ре­чевых нарушений, что отражается в заключении лого­педа следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Состояние связной речи

Дошкольники со стертой формой дизартрии адек­ватно используют вербальные средства. Рассказ оформ­ляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.

При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отли­чие от нормы, рассматривают картинку, придержива­ясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора воспри­ятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ пере­числением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничива­ются интерпретацией по одному фрагменту или со­ставляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.


При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособле­ние для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спа­сатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спо­койно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагмен­тарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обоб­щить события, хотя и неправильно их интерпретиро­вал.

Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их расклады­вать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладываюткартинки справа на­лево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.

У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразви­тия речи. Им требуется развернутая помощь логопе­да в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бед­ность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, труд­ности (вплоть до невозможности) составления расска­за по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего не­доразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОНР III уровня).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: