Нар-е саморегуляции и опосредования




Значения усваиваются субъектом в ходе обуч и жизни. Они фикс-ся в виде образов дей-я, пр-тных и социальных норм и т.п. Однако, когда чел-к сознательно оперирует ими, они предстают перед ним в виде элементов его смысловой системы.Благодаря наличию смыс-х образ-й оказывается возможной саморегуляция при постановке целей, при осознании своих поступков. Об этом же пишет Л. И. Божович, подчеркивающая, что в пр-се своего раз-я пот-и и мот-ы опосредуются сознанием, что пот-и действуют через сознательно поставленные цели. Когда пов-е чел-ка опосредуется именно стр-й согласованных дальних и ближних целей, можно говорить о зрелости его лич-и. Опосредованное пов-е — это всегда пов-е зрелой лич-и.Опоср-ть форм-ся, если имеет место осознание не только своих поступков, но и своих мот, стоящих за ними. Вместе с тем пр-с смыслообразования, выделения целей возможен только при наличии опосред-ти, умения выходить за рамки ситуационного пов-я. Проблема опосред-я с необ-ю встает при анализе воп-са о компенсации чувства неполноценности, о так называемых "мерах защиты". Обычно принято связывать проблему защиты с неосознаваемыми видами деят, с бессознательным ур сознания. Мат-л патологии показывает, что многие симптомы при неврозах, тяжелых сом-х заб-ях пред собой неосознаваемые больными меры защиты. Однако следует подчеркнуть, что, проявляясь на неосознаваемом уровне, меры защиты нередко приводят к деформации реал-х поступков чел-ка, к нарушению гармоничных связей между целями пов-я и порождаемой пов-ем ситуацией. Поэтому не случайно содержание психотерап-х и психокорр-х мер-й состоит обычно в том, чтобы помочь пациенту осознать истинный смысл своих дей-й, увидеть себя со стороны. Только при осознании истинного "лика" своих дей-й и переживаний становится возможной адекватная регуляция своего пов-я.

19.Форм-е пот-и в норме Понятие пот-и используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внеш. среды, необх-о для норм жизнедеят (пот-ь-объект); б) состояния психики, отраж-о нехватку чего-либо (пот-ь-состояние); в) фундам-х св-в лич-и, опред ее отн-е к миру (пот-ь-свойство).Пот-ь возникает в рез-те опред состояния пр-са обмена со средой. Это состояние хар-ризуется тем, что пр-с не м осуще-ся и нуждается в соответствующих пр-тах внеш мира или усл-х для освоения этих пр-тов. Такое состояние пр-са взаимодей-я вызывает и определенное псих.состояние лич-и. С этой точки зр пот-ь — это относительно уст. Псих. состояние лич-и, хар-ризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое усл-е существования лич-и.Осн. место в сис-е пот-й лич-и занимают пот-и в потреблении и создании мат-льных ср-в жизни: питания, одежды, жилищ, на основе которых развиваются пот-и отдыха, познания, общения и их регулирования. Если пот-и в питании, одежде, жилище, отдыхе относятся к социализированным биолог-м потребностям, то пот-и производства, общения, познания явл соц-и. Основная тенденция форм-я пот-и — это превращение объективной необходимости в пот-ь, требование необходимых условий для биологического, духовного и социального функц-я. Однако на этой основе могут форм-ся пот-и как необходимые, так и ненеобходимые.Пр-с образования пот-й явл-ся прерывистым. Он включает в себя как возобновление уже имевшихся, так и появление новых пот-й. Для прав понимания этого пр-са все пот-и можно разделить на два основных типа: элементарные и вторичные. К элем-м относятся пот-и в вещах и усл-х освоения, без которых лич-ь погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище. Ко втор-х относятся пот-и в конк-х вещах и усл-х, возникающие при возможности выбора различных вещей для удовлетворения пот-и в мат-льных ср-вах жизни.

20.Форм-е патологической пот-ию Когда пот-ь становится опосредованной, возм соз-е управление ею со стороны чел-ка. У бол-х отсут, возможность опоср-я созн. целью, поэтому их пот-и неуправляемы — они приобретают строение влечений. Чем больше опосредован хар-р мот и пот-й, тем выраженное их иерархическая св. К. Левин, когда писал, что замещающее действие м проявиться, если мот-ы иерархически построены В этих случаях не происходит жесткой фиксации на ср-ве удовлетворения пот-и. В ходе раз-я лич-и псих отражение, сознание не остается ориентирующим лишь на те или иные дей-я субъекта, "оно должно так же активно отражать иерархию их связей, пр-с происходящего подчинения и переподчинения мот". Иными словами, мот-ы собственной деят, поступки чел-ка становятся объектом его акт отношения, объектом его сознания, хар-р к-о зависит от специфики реальных связей данного чел-ка с миром, особенностей его деят-й в нем. Различные стрессовые ситуации могут изменить самосознание чел-ка.Изменение иерархии и опосредованности мот означает утерю сложной орг-ции деят чел-ка. Деят теряет специфически чел хар-ку: из опоср-й она становится импульсивной. Исчезают дальние моты, пот-ь в алкоголизме переходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни бол-й.

21.Механизм сдвига мот-а на цель Клин-й мат-л позволяет проследить зак-ти измен мотив-й сферы чел-ка, к-е приводят к смене позиций, инт-в, ценностей лич-и. Такие зак-ти можно обнаружить у дет с псих заб-ями, при к-х пр-с нар-я мот, установок и ценностей происходит достаточно развернуто.У таких бол-х могут изменяться характ-е черты: появл-ся раздражительность, придирчивость, грубость, выраженный негативизм. Происходит «сдвиг мот-а на цель » (А. Н. Леонтьев), когда форм-ся новый мот, побуждающий к новой деят. Измен в содержании пот-й означают и измен в строении лич-и. Сравнительный анализ самооценки бол-х с последствиями травмы ГМ и бол-х хрон-м алкоголизмом, проведенный Б. С. Братусем, показал, что у п-х сохр-ся адекватная самооценка при выполнении зад-й, у вт-х – нет. Они некритичны, и это сочетается с агрессией к тому, что мешает удовлетворению их пат-й вед пот-и в алкоголе. У бол-х меняется не только содержание пот-й и мот, меняется их структура: они становятся все менее опоср-вованными. Только тогда, когда пот-ь становится опоср-вованной, возможно созн-е управ-е ею со стороны чел-ка. У бол-х отсут возможность опоср-вования пот-и сознательной целью. Именно по этой причине их пот-и становятся неуправляемыми и приобретают строение влечений. Деят теряет специфически чел-ю хар-ку: из опоср-вованной она становится импульсивной.

22.Форм-е патол-й пот-и на примере алкоголизма Опор--ть пот-й, мот связана с их иерархическим построение. Под влиянием алкоголизма у бол-х разрушается прежняя иерархия мот. Иногда у бол-х проявл-ся желание раб-ть, стремление к общению с прежними друзьями, бол-й совершает какие-то дей-я, руководствуясь прежней иерархией мот, но все эти побуждения не носят стойкого хар-ра. Глав-м мот-м становится удовл-е пот-и в алкоголе. Перестройка иерархии мот бол-х особенно ярко проявл-ся в способе удовлетворения пот-и в алкоголе и способе нахождения ср-в для ее удовлетворения. Начинает выделяться ряд вспом-х дей-й. На выполнение этих дей-й уходит со временем вся созн активность бол-й. В них отражается новое отн-е к окр миру; это ведет к новым оценкам ситуаций, людей. Б. С. Братусь подч-т, что со временем все проблемы нач разр-ся через алкоголь, с его помощью, и алкоголь становится смыс-м мот-ом пов-я. Раб перестает интересовать бол-х — она нужна только как источник денег. Семья становится тормозом на пути удовлетворения пагубной страсти. Здесь мы имеем дело с центр пунктом личностной деградации, а именно с постепенным нар-ем прежней, до болезни сложившейся иерархии пот-й мот и ценностей и форм-ем взамен ее новой иерархии. Оттесняются и разрушаются высшие пот-и и установки лич-и. Как отражение этого пр-са сужается круг интересов. Бол-е становятся инактивными, теряют свои прежние соц-е связи с миром, ибо измененная алкоголем лич-ь становится неадекватной этим связям. Поэтому и проф линия бол-х снижается, и это изменение обусловлено в первую очередь не интелл-й деградацией, а изменением мот лич-и. Изменение иерархии и опосредованности мот означает утерю сложной орг-ции деят чел-ка. Деят теряет специф-и чел хар-ку: из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мот-ы, пот-ь в алкоголизме переходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни бол-й.

23.Форм-е патол-й пот-и на примере нерв анорексии Искаженное отражение созн-я собст-й лич-и м привести к специф расст-вом, принять хар-р измен физического "образа я". Нар-е физического "образа я" описано в пс-рической лит-ре не только в виде синдрома дисморфобии, деперсонализации, но и нерв анорексии.Речь идет о девушках, к-е произвольной длительно голодают с целью исправления своей внешности. У бо-ва бол-х заб-е нач в подром возрасте. Вначале способы корр своей внешности носили адекватный хар-р. Окрж-е стали отмечать, что девочки стали "изящнее". В дал-м они стали прибегать к более изнурительной диете. Мот к похуданию не носил первоначально пат-го хар-ра. Голодание было вначале лишь действием для осуществления некоей дух ценн-й ориентации "быть красивой", "обладать красивой фигурой". Однако в дальнейшем эти дей-я по похуданию вступают в противоречие с орг-й природной пот-ью в пище. При этом антивитальные дей-я не только не прекращаются, но сами преобразуются в мот (сдвиг мота на цель дей-я). Более того, этот мот становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мот. Учеба, к-й девочка отдавала вначале много сил, отходит на задний план, уступая свое место деят по похуданию. Приведенные факты чрезвычайно важны, ибо они могут служить известным подтверждением положения А. Н Леонтьева о том, что чел-е пот-и (а следовательно, и мот-ы) проходят иной путь форм-я, чем пот-и животных. Это путь "отвязывания" чел-х пот-й от орг-х состояний организма.

24.Форм-е патол-й пот-и на своем примере (наркотики) Возн-е и становление наркомании связано с возд-м наркотика на эмоц- позит центры ГМ. В свою очередь, эмоц сдвиги, обусл-е возд-м наркот-о вещ-ва, форм-т "рефлекс цели"- рефлекс поиска очередного эмоц – полож. подкрепления пов-я индивида. С каждым новым подкреплением создавшаяся патол-я функциональная система все более упрочается, приводя к раз-ю устойчивого пат-о состояния.Изменение иерархии и опосредованности мот означает утерю сложной орг-ции деят чел-ка. Деят теряет специфически чел-ю хар-ку: из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мот-ы, пот-ь в наркотиках переходит во влечение, к-е становится домин-м в жизни бол-й.Патол-я пот-ь в наркотиках становится вед, побуждая бол-й отказываться от своих убеждений и нарушать запреты, установленные обществом.

25Нар-е смыслообразования Сужение круга смысл-х образ-й выражалось в том, что мот, сохраняя до известной степени побудительную силу, придавал смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заб-я. В рез-те многое из того, что ранее имело для бол-й личностный смысл (напр, учеба, раб, дружба, отн-е к родителям и т.п.), постепенно теряет его. В рез-те теряется и побудительная сила мот.В рез-те апробации методики на здоровых испытуемых М. М. Коченов установил, что для достижения заданной цели необходима активная ориентировка в зад-ях (иногда методом проб). Активность поисков наиболее целесообразных дей-й, наиболее "выигрышных" зад-й отражает пр-с переосмысления, происходящий в сознании испытуемого. Этот ориент-й этап был четко выражен у здоровых испытуемых. В рез-те апробации было установлено, что у здоровых испытуемых в ситуации эксп-та прои-т структур-е отд дей-й в целенапр-нное пов-е. Иным было пов-е бол-х шизофренией (вялотекущая, прогредиентная форма). Ориент-й этап у них отсут. Они не выбирали "выигрышных" зад-й, часто брались за явно невыполнимые в 7 мин. Иногда бол-е проявляли интерес не к исследованию в целом, а к отд зад-ям, к-е они выполняли оч тщательно, не считаясь, что время истекло. Кол-о допол проб у бол-х было сведено до минимума. Распределение частоты выбора отд зад-й показывает, что отн-е к ним менее дифференцировано, чем у здоровых испытуемых.

26Только знаемые мот-ы Выделяемые А. Н. Леонтьевым побуд-я и смысл-я фун мот не всегда поддаются различению. Нередко бывает так, что чел-к осознает мот, ради к-о действие должно совершиться, но этот мот остается "знаемым" и не побуждает дей-я. Л. И. Божович и ее сотрудники показали, что такое явление часто встречается у дет младшего школьного возраста. Напр, ребенок м знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мот к учению не имеет достаточно побудительной силы, и приходится подключать какие-то дополнительные моты. Л. И. Божович отмечает, что и "знаемые" моты играют какую-то роль хотя бы в том, что они "соотносятся" с дополнительными, но их смыслообразующая и побуд-я фун недостаточны.Однако при определенных усл-х "знаемые" моты могут перейти в непоср-венно действующие. Этот переход "знаемых" мот в "побуждение" связан с форм-ем мировоззр подростка. По мех-у дей-я моты в ст возрасте явл "не непоср-венно действующими", а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. С. Л. Рубинштейн тоже подчеркивает, что в своих вершинных формах мот-ы основываются на осознании чел-ком своих моральных обязанностей, задач, к-е ставит перед ним общественная жизнь. Именно это слияние обеих функций мот-а — побуж-й и смысл-й — придает деят чел-ка хар-р сознательно регулируемой деят. Ослабление и искажение этих функций — смысл-й и побуд-й — приводят к нар-ям деят. Это выражается в одних случаях в том, что смысл-я фун-я мот-а ослабляется, мот превращается в только знаемый. Так, бол-й знает, что к близким надо хорошо относиться, но при этом он оскорбляет и избивает свою мать

27Парадоксальная стабилизация мот-а и сужение круга смысл-х образований Ан. данных ист болезни также выявил ослабление побуд-й фун мот и превращение их в знаемые. Эти измен не носят однослойного хар-ра. М М Коченову удалось выявить неск видов подобных смыс-х нар-й.

1.Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысл-х образ-й. Напр, бол-й Н. отказался получить зарплату, так как "пренебрегал земными благами", бол-й М. годами не рабл и жил на иждивении старой матери, к к-й при этом "хорошо относился".

2.Сужение круга смыс-х образ-й. Выражается в том, что мот, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заб-я. В рез-те многое из того, что ранее имело для бол-й личн-й смысл (напр, учеба, раб, дружба, отн-е к родителям и т.п.), постепенно теряет его. Подобные бол-е не оказываются включенными в общую сис-му взаимосвязей людей. Поэтому одной из важнейших мер психокорр явл-ся включение бол-х в труд деят.

28Нар-е критичности Нар-е критичности проявл-ся по-разному; оно м выступать в виде нецеленапр-нных дей-й, расторможенности пов-я, нецеленапр-нности суждений, когда чел-к не сравнивает свои дей-я с ожидающимися рез-тами, когда он не замечает своих ошибок и не исправляет их. Особ. важен тот вид критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои дей-я в соответствии с объективными условиями реальности. Нередко некритичность принимает особ форму, проявляясь в виде нар-й спонтанности пов-я, инактивности.Мех-м парадоксального сочетания откликаемости и персеверации явл-ся сниж бодрственного состояния ГМ. Резкое сочетание откликаемости и гр персевераций при лобном синдроме обусловлено не одним лишь поражением лобных долей ГМ, а что и в этих случаях речь идет об измененном состоянии бодрственности коры. Об этом свид-т тот факт, что у бол-х, у которых описанное парадоксальное сочетание было бы особенно выражено, локальный пр-с был осложнен органическими пр-сами диффузного хар-ра (менингоэнцефалит, абсцесс, хронические сепсис). Анализ труд деят этих бол-х был пр-том иссл-я С. Я. Рубинштейн. С. Я. Рубинштейн отмечает, что бол-е, начав что-либо делать, редко прекращали работу по своей инициативе: это случалось лишь при каких-либо внешних поводах, напр при поломке инструмента, запрещении персонала и т.п. Обращало на себя вним то обстоятельство, что они почти не регулировали своих усилий, а раб-ли с макс доступной интенсивностью и темпом, вопреки целесообразности. Так, напр, бол-й А. поручили обстрогать доску. Он строгал ее быстро, чрезмерно нажимая на рубанок, не заметил, как всю сострогал, и продолжал строгать верстак.как правило, рабли по методу "проб и ошибок". Если инструктор спрашивал о том, что они предполагают нужным сделать, то оч часто ему удавалось получить правильный ответ. Будучи, однако, представлены сами себе, бол-е редко пользовались своей мыслью как орудием предвидения.Это безучастное отн-е к своей деят выявилось в пр-се эксп-тального обучения.

29Аспонтанность в поведении «лобных бол-х »При поверхностном наб-и эти бол-е производили впечатление относительно сохранных людей. Они усваивали предъявляемые им воп-сы, были ориентированы в месте и времени, в общ событиях, принимали участие в труд пр-сах, выполняли поручения, читали книги, запоминали прочитанное, слушали радио. Однако при ближ наблюдении можно было отметить неадекватность их пов-я. Вслушиваясь в их беседы с родными, можно было установить, что бол-е правильно отвечали на воп-сы, но сами их не задавали, не интер-ь жизнью своих близких, не говорили о своих планах на будущее. Они сами не предъявляли жалоб, считали себя здоровыми, готовыми нести и дальше свои труд обязанности; лишь путем настоятельных опросов и бесед удалось выяснить, что у них имеют место гол боли и другие недомогания, к-м они не придавали значения: "пустяки, поболит голова и пройдет", "чувствую некоторую слабость, отлежусь недельку и могу обратно пойти на фронт" — подобные фразы были частыми их высказываниями. Сом-е состояние этих бол-х часто было хорошим. Однако пов-е этих бол-х обнаруживало патол-е особ-ти. Адекватность их пов-я была кажущейся. Иными словами, их пов-е, дей-я могли в один мере оказаться адекватными и неадекватными, ибо они были продиктованы не вн. пот-ми, а чисто ситуационными моментами. Точно так же отсутс жалоб у них обусловливалось не сдержанностью, не желанием замаскировать свой дефект, а тем, что они не отдавали себе отчета ни в своих переживаниях, ни в сом-х ощущ-х. Эти бол-е не строили никаких планов на будущее: они с одинаковой готовностью соглашались как с тем, что не в состоянии раб-ть по прежней профессии, так и с тем, что могут успешно продолжать прежнюю деят. После выписки из госпиталя такой бол-й мог с одинаковым успехом поехать домой или к товарищу, который случайно позвал его. Дей-я бол-х не были продиктованы ни внутр мотами, ни их пот-ми. Отн-е бол-х к окруж было глубоко изменено. Это измененное отн-е особенно отчетливо выступает, если проанализировать не отд. поступки бол-й, а его пов-е в трудовой ситуации. Труд. деят напр-на на достижение продукта деят и определяется отн-ем чел-ка к этой деят и ее продукту. Следовательно, наличие такого отношения к конечному рез-ту заставляет чел-ка предусматривать те или иные частности, детали, сопоставлять отд. звенья своей раб, вносить корр. Труд. деят включает в себя планирование зад-я, контроль своих дей-й, она явл-ся прежде всего целенапр-нной и сознательной. Поэтому распад дей-я аспонтанных бол-х, лишенных именно этого отношения, легче всего проявл-ся в трудовой ситуации обучения.

30Пов откликаемость в поведении «лобных бол-х »

Пассивное, аспонтанное пов-е сменяетсяь нередко у «лобных» бол-х повыш откликаемостью на случ раздражители. Несмотря на то что такого рода бол-й лежит без всякого движения, не интересуясь окруж, он чрезвычайно быстро отвечает на воп-с врача; при всей своей пассивности он часто реагирует, когда врач беседует с соседом по палате, вмешивается в разговоры других, становится назойливым. В дейст-и же эта "активность" вызывается не внутренними побуждениями. Подобное пов-е следует трактовать как ситуационное. Хар-р каждого конкретного дей-я, его строение определяются мотом, который стоит за ним. И здоровый чел-к, и "лобный" бол-й действуют в ситуации эксп-та под влиянием инструкции эксп-татора; следовательно, для обоих сит-я эксп-та имеет хар-р побудительного, действенного мот-а. Однако сит-я эксп-та приобретает для испытуемого не только побуд-й хар-р к действию, последнее включается всегда в какую-то смысловую систему. Ситуация приобретает и смысл-й хар-р, к-й явл-ся для дифференцированной чел-й псих-и и побудительным. Часто предполагается, что оба эти момента разделены, что то, что имеет побуждающее зн, не перекликается с тем, что смыслообразует; получается впечатление, что смыслообразующий момент находится в одном, а побуждающий — в другом. Однако нередко м возникнуть такая ситуация, когда действие производится без смысл-о мот-а или пот-и. Дело в том, что в нашем окружении сущ-т вещи, явления, к-е в прошлом служили ср-вом удовл-я пот-и: если у чел-ка в данной ситуации не возникает смысл-й мот, то эти вещи могут приобрести побуд-е зн. Вещь как бы требует известной манипуляции с ней; и здоровый чел-к совершает нередко поступки под влиянием "побудительного" значения этих вещей. В таких случаях принято говорить о немотированном поведении (напр, придя в магазин, чел-к покупает ненужную ему вещь). К. Левин называл, как известно, такое пов-е "полевым".

31.Персеверации как проявление аспонтанности пов-я Симптом персеверации был описан А. Р. Лурия еще в 1943 г. у бол-х с нар-ями премоторной зоны ГМ. Выполнив какой-нибудь компонент сложного движения, бол-е не могли переключиться на другой его ком-т Он пиш, что "удержание избирательных следов слов-й инс-ции оказ-я в подобных зад-ях настолько трудным, а влияние инертных дей-й, вызванных предшествующей инст-ей, настолько сильным, что прав выполнение зад-й заменяется фрагментами прежних дей-й"Е.Б. Зейгарник совм с Ю. Б. Розинским исследовали бол-й, к-й, проводя движением пальца по напр-нию реки на геог-й карте, продолжал это до тех пор, пока на карте образовывается дыра; Меняя зад-е, чертить то круг, то дом, мы получали неоформленную смесь того и другого — дом закругляется, а в круг привносятся детали прямых сторон. Эти персеверации выступали в письме. Бол-й предлагается написать: "Сегодня хорошая погода". Вместо этого он пишет: "Сегого гохоророшая я погодада". Наряду с персеверациями у этого бол-й резко выступает откликаемость: эксп-татор просит его передать спичку другому бол-й; бол-й берет коробку, вынимает спичку и зажигает ее. Требуемое от него действие он не выполняет. Когда бол-й просят подать стакан воды, он сам начинает пить из него воду. В дейст-ти же оба этих противоречащих друг другу феномена — застойность персевераций и сверхпереключаемость ситуац-о пов-я — смыкаются. Противоречивость здесь мнимая: сим-м персеверации, так же как и откликаемость, явл-ся лишь по-разному оформленным проявлением аспонтанности. Иными словами, оба этих явления явл индикаторами того, что деят бол-й лишена смысловой хар-ки и замещается дей-ями, за к-ми не стоит смыслообразующий мот. Доведенная до своего апогея аспонтанность разрушает в корне строение деят, лишает ее основного чел-о качества лич-о отношения и осмысленной напр-нности, критичности и подконтрольности.

32.Мет непоср-венного изучения мот Одним из путей иссл-я патологии лич-и явл-ся наблюдение над общим пов-ем бол-й во время эксп-та. Любое эксп-тально-псих-гическое зад-е м явиться индикатором эмоц-вол-х, лич-х особенностей. При любом иссл-нии д.б. учтено это отн-е лич-и, сов-ть ее мотив-х установок. В. Н. Мясищев указывал на сущ-е двух планов отн-й: отн-я, созданного эксп-татором, и отношения, порождаемого самой зад. Мног бол-и ситуация эксп-та воспринимается как некое испытание их ум-х способностей, иногда бол-е считают, что от рез-тов иссл-я зависит срок, пребывания в больнице, назначение лечебных процедур или установление группы инвалидности. Поэтому сама ситуация эксп-та приводит у сохранных бол-х к актуал-ции известного отношения. Поэтому предъявление любого зад-я, даже несложного, м вызывать в ситуации эксп-та личностную реакцию. При таком изучении мот актуализируется отн-е, порождаемое самой задачей. Но и это порождаемое задачей отн-е не явл-ся однослойным; иногда возникает "деловое" отн-е к задаче, выполнение ее обусловливается позн-м мот-ом: само зад-е м заинтересовать испытуемого своим содержанием, оно приобретает для него какой-то смысл. Иногда же отн-е, порождаемое зад-ем, носит иной хар-р: зад-е м приобрести мот самопроверки, самоконтроля. В таких случаях зад-е актуализирует изв ур притязаний лич-и и м явиться как бы объективированным для лич-и мотом его реш. Эта мотированность нередко мобилизует сохранные ресурсы лич-и. Поэтому м оказаться, что у некоторых личностно сохранных, но астенизированных и истощаемых бол-х условия эксп-та стимулируют активность и спос-т частичному преодолению истощаемости. В рез-те пов-е таких бол-х в эксп-те м оказаться более сохр-м, чем в обычной жизненной ситуации. Такие явления наблюдались у бол-х с сосудистыми заб-ями ГМ, к-е в ситуации эксп-та могли выявить лучшую интелл-ю продукцию, нежели в проф-х усл-х.

33.Мет опосранного изучения мот др метод иссл-я изменений лич-и — это путь опосред-о выявления измен-й лич-и с помощью эксп-та, напр-нного на исслед-е мотив-х пр-сов. Путь опосред-о изучения лич-и не ограничен.. Иссл-ями Э. А. Евлаховой показано, что даже столь простое зад-е, как описание несложного сюжета картины, зависит от уровня эмоц-й сферы испытуемого. Было обнаружено, что у дет с поражением лобных долей ГМ имел место недоучет эмоц-о выражения персонажей, в рез-те чего содержание картины оставалось нераспознанным

34.Понятие о псих пресыщении и мет его изучения Симптом пресыщения не связан с утомлением. Э. Крепелин, к-й установил значение таких факторов, как упражняемость, врабатываемость, утомляемость для ан работ-и лич-и. Своими иссл-ями Э. Крепелин показал,что при всякой раб можно различать несколько фаз: врабатываемость в зад-е, упражняемость и истощаемость. Симптомы пресыщения несводимы к этим выделенным Э. Крепелиным факторам. Как указывают в своих ранних рабх В. Н. Мясищев и его сотрудники Р. И. Меерович и К. М. Кондратская, пресыщение относится к тем псих явл-м, к к-м применима хар-ка отношения лич-и к выполняемой раб. При изм-и смысла вариации исчезали. Симптомы пресыщения (вариации, сопутствующие дей-я) выступали, как показали иссл-я А. Карстен, у зд-х испытуемых не сразу. Они проявились через более или менее продолжительный промежуток. При некоторых формах заб-й симптомы пресыщения наступали довольно быстро. Л. С. Славина изм-а методику А. Карстен и И. М. Соловьева- Элпидииского след образом. Опыты проводились в течение нескольких дней. В качестве эксп-тальной деят была выбрана та же однообразная деят, выполнение к-й создавало у реб в относительно короткий срок явление "псих-го пресыщения". Реб предлагали ставить точки в кружки (буква "О", напечатанная на машинке через интервал). Опыты состояли из трех частей. 1 "подготовительная" часть эксп-та зак-сь в тот момент, когда дети проявляли все признаки "псих-го насыщения", раб-ли вяло, медленно, с вариациями, с длинными паузами и вздохами. Анализируя данные эксп-та, Л. С. Славина указывает, что в 1 и 2 частях эксп-та у реб создается конфликтная ситуация: с одной стороны, реб "насыщается", ему не хочется раб-ть, но, с др стороны, его побуждает к деят соц мот, закл.в ситуации эксп-та. Предъявление цели позволяет реб разрешить им конфликт, но при этом должно быть соблюдено усл-е — предъявление цели должно предшествовать актуализации пол-й пот-и.

35.Исслед-е уровня притязаний как метод иссл-я мотив-й сферы Иссл-я в этой области впервые были начаты сотрудником К. Левина Ф. Хоппе. Мет-а состояла в след: испытуемым предлагается ряд зад-й (от 14 до 18), отличающихся по степ. трудности. Все зад-я нанесены на карточки, к-е расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности зад-я соответ величине порядкового номера карточки. Иссл-я Ф. Хоппе показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений зад-я более сложные и, наоборот, после ряда неудачных реш обращаются к зад-ям более легким. Качество выполнения зад-я влияет на выбор след зад-я. Т.О, испытуемому дается право самому выбирать сложность зад-я, т.е. ставить цель. Законы динамики уровня притязания, к-е установил Ф. Хоппе, были проверены в исследовании М. Юкнат "Достижение, ур притязания и самосознание". Вместо отдел задач, как у Хоппе, она предлагала серию задач. Первая серия (10 лабиринтных задач) гарант-ла успех, т.е. испытуемый мог решить зад — найти путь от начала до конца лабиринта. Это была "серия успеха". Во второй серии — "серия неуспеха" — все зад (тоже 10 лабиринтных задач), кроме первой, не имели реш, т.е. путь лабиринта всегда вел в тупик. В иссл-ях советских ученых была сделана попытка показать эту зависимость. К таким иссл-ям принадлежат раб Е. А. Серебряковой, Е. И. Савонько. Взяв за основу методику Хоппе, Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деят в формировании самооценки и уверенности в себе. Если Ф. Хоппе в своей методике предельно абстрагировался от реальных жизненных условий, то Е. А. Серебрякова стремилась максим приблизиться к ним. В рез-те своего иссл-я Е. А. Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1) уст адекв сам-ку, 2) неадекв пониже сам-ку, 3) неадекв повыш сам-ку, 4) неустой сам-ку.

36.Мет иссл-я мыш-я С.Я. Рубинштейн выделил следующие мет иссл-я мыш-я:1. Классификация пр-тов. Метод пр-тной клас-ции явл-ся одним из осн-х, испол-х почти при каждом псих-м исс-и бол-й. Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 68 карточек, на к-х изображены разнообразные пр-ты и живые существа2. Исключение пр-тов Мет-а предназначена для иссл-я аналитико-синтетической деят бол-х, их умения строить обобщения. По своей напр-нности она похожа на класс-цию пр-тов; отл ее от класс-ции пр-тов в том, что она в меньшей мере выявляет работоспособность и устойчивость вним, в большей мере предъявляет треб к лог обосн-ти, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок. Для проведения опытов необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре пр-та.3. Мет-ка Выготского—Сахарова Для проведения опыта нужен набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур» и «лаг». Перед больным на столе раскладываются беспорядочно все фигурки надписями книзу, так что ни одна надпись бол-й не должна быть видна. 4. Существенные признаки Мет-ка выявляет логичность суждений бол-й, а также его умение сохранять напр-нность и устойчивость сп-ба рассуждения при реш длинного ряда однотипных задач. Для проведения опытов нужны бланки с напечатанным текстом задач либо их машинописная копия.5. Простые аналогии Выполнение этого зад-я требует понимания лог связей и отнош-й между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при реш длинного ряда разнообразных задач. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.6. Сложные аналогии Мет-у можно применять при исследовании бол-х, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду оч большой трудности ее применяют при исследовании бол-х со средним и высшим образованием.

37.Снижение уровня обобщения Сниж ур обобщения состоит в том, что в суждениях бол-х доминируют непоср-венные представления о пр-тах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конк-х связей между пр-тами. При выполнении эксп-тального зад-я подобные бол-е не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, к-е наиболее полно рас-т понятие. При ярко выраженном снижении ур-я обобщения больным вообще недоступна зад на класс-цию: для испытуемых. пр-ты оказываются по своим конкретным св-м настолько различными, что не могут быть объединены. Даже стол и стул нельзя отнести к одной группе, так как "на стуле сидят, а на столе рабют и кушают".Возможность оперирования обобщенными признаками хар-ризует мыш-е как деят аналитико- синтетическую. Поэтому нар-я типа конкретно- ситуационных сочетаний больше всего обнаруживались при выполнении осн зад-й (классификация пр-тов, объяснение пословиц и т.д.), в которых эта ум операция четко выступает. В некоторых случаях, при более выраженной степени заб-я бол-е затрудняются даже в объединении слов по конкретному признаку. Иногда пр-ты "сортируются" Невозможность выполнения зад-я в обобщенном плане, неумение отвлечься от отд-х конк-х свойств пр-тов связаны с тем, что бол-е не могут усвоить условности, скрытой в задании. Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор.

38.Искажение пр-са обобщения Нар-е пр-са мыш-я, обозначенное как искажение пр-са обобщения, явл-ся как бы антиподом сниж ур обобщения. У бол-х с искажением пр-са обобщения "отлет" от конк-х связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Бол-е в своих суждениях отражают лишь случ. сторону явлений, сущ. же отношения между пр-тами мало принимаются во вним, пр-тное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя зад-е на клас-цию пр-тов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между пр-тами. Напр, бол-й М. объединяет вилку, стол и лопату по пр-пу "твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по "пр-пу связи органического с неорганическим". Чаще всего искажения обобщения встречаются у бол-х шизофренией. Они проводят ее либо на основании столь общ признаков (твердость, движение), что выходят за пределы содерж-й стороны явлений, либо на основании чисто внешних, несущественных признаков (отверстие). Особенно отчетливо бессодерж-й, выхолощенный хар-р суждений бол-х опред категории выступает при выполнении зад-я на составление пиктограммы. Так, один из бол-х рисует для запоминания слов "теплый ветер" два треугольника, для запоминания выражения "веселый ужин" — два кружка. Несмотря на то что бол-й доступна операция переноса, его высказывания лишь частично кас-ся определения метафорического смысла. В основном же бол-й резонерствует по поводу обсуждаемого пр-та, в данном случае по поводу "ценности" золота, по поводу соц-этической проблемы, связанной с золотом ("золото– презренный металл" и т.д.). Подобные резонерские высказывания обусловлены, очевидно, разными причми. С одной стороны, слово выступает для бол-й в разл знач; отбора смысла, адекватного для данной конкретной ситуации, не происходит. С др стороны, сама зад, поставленная перед больным (в данном случае — отнесение фраз к пословицам), не направляет его мысли, он исходит из более общих "пр-в".

39.Нар-е лич-о компонента мыш-я К ним можно отнести разноплановость мыш-я, нар-е крит-ти и саморегуляции. Нар-е мыш-я, обозначенное как "разноплановость", зак-ся в том, что суждения бол-х о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Бол-е могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предл-й им мат-л; актуализируемые ими знания о пр-тах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств пр-тов. Вместе с тем бол-е не выполняют зад-я в требуемом напр-нии: их суждения протекают в разных Это расст-во мыш-я определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непрод многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для пс-ров как само нар-е мыш-я. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши иссл-я показали, что мех-м "резонерства" явл не столько нар-я интел операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отн-е, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию". Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у бол-х, у к-х вообще эксп-т не выявляет нар-й позн-х пр-сов. больная при предъявлении пословицы "Не все то золото, что блестит" говорит: "Это значит, что надо обращать вним не на внешность, а на внутреннее содержание", и тут же добавляет: "Но все же я должна ска



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: