1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по образцу:
а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;
б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд;
в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд.
При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики.
Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.
3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер
живается в течение 6—7 секунд, может отмечаться нали
чие саливации при отсутствии другой симптоматики.
2 балла — статическая поза при выполнении проб
«а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не вы
полняется. Отмечается наличие сопутствующей сим
птоматики.
1 балл — невозможность удержания статической
позы.
2. Кинестетический праксис:
а) по зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков: «И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;
б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло
жить его губы в нужную позу, затем губы разглажива
ются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную
позу самостоятельно.
Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.
4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.
3 балла — позы повторяются правильно, темп за
медлен (движения выполняются не более чем с 2—3-
секундной задержкой после показа), четкость негрубо
нарушена.
2 балла — темп резко замедлен (движения выполня
ются с 4-секундной и более задержкой после показа),
отмечается длительный поиск нужной позы, уподобле
ние поз.
1 балл — невозможность правильного повторения
поз.
3. Динамическая координация движений.
Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:
а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык, поднять и опустить его;
б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при
кусить его зубами, закрыть рот; открыть рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться, открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности верхних, за
тем нижних зубов («Почистим зубки»).
Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, наличие саливации, неврологической симптоматики.
4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол
няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим
птоматики не отмечается.
3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении
второй серии движений темп замедлен, четкость негру
бо нарушена, может отмечаться саливация.
2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез
ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на
рушена, отмечается сопутствующая симптоматика.
1 балл — полная невозможность выполнения серии движений.
Мимическая мускулатура
Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить
каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.
Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.
4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.
3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.
2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и
темп резко снижены. Затруднено или невозможно по
очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность
носогубных складок, неплотное смыкание губ.
1 балл — полная невозможность выполнения задания.
2. Состояние фонематического слуха
Восприятие и воспроизведение ритмов
При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:
а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать
удары и посчитать их:
II - III, III - I, III - II - I и т.д.;
б) слухомоторные координации. Предлагается по
вторить:
простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т.д.;
сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентированные, громкие удары).
Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.
3 балла — правильное восприятие и воспроизведение
простых ритмов со второго предъявления, ошибки в вос
произведении сложных ритмов с самокоррекцией.
2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе
ния простых ритмов (правильное количество ударов
после 3—4-го предъявления), невозможность воспро
изведения сложных ритмов.
1 балл — невозможность выполнения обеих проб.
Фонематическое восприятие
1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:
а) послушать и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно, грустно
говорит человек;
б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы
«а».
* Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» позволяет получить дополнительные данные о состоянии межанализаторных связей ребенка.
Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе пробы.
3 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.
2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации.
1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
2. Восприятие и дифференциация звуков речи:
а) ребенку на слух предъявляются несколько корот
ких стихотворных текстов.
Задание: определить, какой звук чаще всего встречается. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи.
Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень
шептала: листья сбросил.
— Шалунишка! На осинке листик огоньком
Шумишь, шуршишь, горит.
болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер
Ты маме шить мешаешь! листья носит,
А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик
подушку шью, малышка! моросит...
В подушке не пушинки,
а шутки и смешинки.
Поешь зерна немножко и
спать ложись, мой крошка!
б) различение слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъ
являются 12 картинок, расположенных на двух альбом
ных листах. Предлагается рассмотреть и показать кар
тинки, называемые логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.
Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.
Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;
в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред
лагается на слух определить, какие из слов логопед про
изнес «неправильно»:
кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;
руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра;
г) повторение слов и предложений с оппозицион
ными звуками:
солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
* Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок.
2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допуще
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности
при воспроизведении слов, невозможность правильно
го воспроизведения чистоговорок.
1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б»,
«в». Невозможность правильного воспроизведения
слов и чистоговорок.
Звукослоговой анализ
Задания:
а) выделение первого гласного и последнего соглас
ного звуков в слове:
аист, ослик, угол;
б) выделение первого согласного и последнего глас
ного в слове:
рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру;
в) определение 2, 3, 4-го звуков в слове, количества
звуков, слогов:
2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах определяется количество звуков и слогов);
г) добавление и замена звука в слове:
вор — двор, вол — волк, ёлка — тёлка, сок — сук — лук, лиса — липа — лупа. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в».
При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, одна
ко осуществляется самокоррекция.
2 балла — правильно выполнена проба «а»; при вы
полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется
помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.
1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопеда, при выполнении проб «в», «г» отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.
Звуковой синтез*:
Задания:
а) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 3 секунды), воспроизве
сти его слитно:
Р,О,Г; Р,О,С,А; Г, Р, О, Т; К, А, С, К, А;
б) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 5 секунд, во время паузы
дается звуковой сигнал), воспроизвести слово слитно:
К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы;
в) прослушать слово с переставленными звуками
или слогами, воспроизвести его правильно:
* В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми для того, чтобы исключить смысловую догадку.
Н, С, Ы- сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА —лошадка.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при
выполнении пробы «в» требуется повторение слов, по
мощь логопеда (называние 1-го звука, слога).
2 балла —- правильно выполнена проба «а»; при вы
полнении пробы «б» требуется неоднократное повторе
ние слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.
1 балл — при выполнении пробы «а» требуется не
однократное повторение слов, помощь логопеда; про
бы «б», «в» не выполняются.
3. Состояние просодической стороны речи
Обследование просодической стороны речи проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа на произвольную тему, счета.
Оценка. При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированное™), а также тембр голоса, темповая и динамическая организации речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.
4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное,
длина речевого выдоха не менее 8 секунд, нарушений
тембра голоса, темповой и динамической организации
речи не выявлено. Оценка за пробу на модулирован-
ность голоса — 4 балла.
3 балла — дыхание смешанное, длина речевого вы
доха не менее 6 секунд; могут отмечаться нарушения
темповой организации речи (быстрая или замедленная
речь). Тембр голоса, динамическая организация речи
не нарушены. Оценка за пробу на модулированность
голоса — 4—3 балла.
2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключич
ное), длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут
отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый, «пе
тушиный» дискант и другие дефекты), темповой орга
низации речи. Оценка за пробу на модулированность
голоса 3—2 балла. Присутствует смазанность и(или) на
зализованный оттенок речи.
i балл — дыхание грудное (ключичное), длина речевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются нарушения голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность и(или) назализованный оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 2-1 балла.
4. Состояние звукопроизношения
Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, самостоятельной речи ребенка и(или) с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нарушенных звуков (групп звуков), наличие замен, искаже-
ний или отсутствие звука при изолированном произношении и в спонтанной речи.
Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков.
3 балла — варианты: нарушены или отсутствует
1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро
ванно и(или) в самостоятельной речи; нарушены или
отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву
ков) по типу искажений изолированно и(или) в спон
танной речи.
2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы
звуков) по типу замен; нарушены 3—4 звука (3—4 груп
пы звуков) по типу искажений и замен.
1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу ис
кажений и замен.
5. Состояние лексико-грамматического строя речи
Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных заданий.
Лексика
1. Слова, обозначающие предметы:
а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные
предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, ово
щи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, пти
цы домашние и дикие, инструменты, транспорт, про
фессии).
Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать общим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые относятся к заданной группе;
б) отношения антонимии и синонимии: придумать
к данным словам антонимы: день —..., утро —...,
зима —...;
в) многозначность слов: составить предложения из
данных словосочетаний: острая коса, длинная коса, пес
чаная коса.
Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (картинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
4 балла — богатый словарный запас, владение обоб
щающими понятиями, умение группировать, понима
ние отношений антонимии и синонимии, многознач
ности слов.
3 балла — достаточный словарный запас (соответ
ствует возрастной норме), владение обобщающими по
нятиями, умение группировать по родовому признаку,
понимание отношений синонимии и антонимии, при
выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
Может отмечаться аномия.
2 балла — ограниченный словарный запас, трудно
сти обобщения, для понимания отношений антонимии
и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» не
доступна для выполнения.
1 балл — бедный словарный запас, незнание обоб-
2Э
щенных понятий, непонимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.
2. Знание времен года, суток, дней недели:
а) назвать времена года, время суток, дни недели;
б) из названных слов найти слова, относящиеся к
зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик,
урожай;
утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужинать, светло, ложиться;
в) перечислить по порядку времена года, части су
ток, дни недели.
Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».
2 балла — выполнена проба «а», трудности при вы
полнении пробы «б», проба «в» не выполнена.
1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забы
вает названия, пробы «б», «в» не выполняются.
3. Слова, обозначающие действия:
а) ответить на вопрос, как животные и птицы (ко
рова, собака, овца, коза; ворона, соловей, воробей) по
дают голос;
б) назвать, что делают люди разных профессий
(врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной,
сапожник);
в) придумать к предлагаемым словам синонимы —
думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ло
житься, смеяться.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»,
при выполнении пробы «в» требуется помощь логопе
да.
2 балла — отмечаются замены глаголов словами,
близкими по значению, ограниченное знание глаголов
по профессиям, невозможность выполнения пробы
«в».
1 балл — бедность предикативного словаря, непо
нимание отношений антонимии и синонимии.
4. Слова, обозначающие признаки предметов:
а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу
(яблоко, лимон, огурец, помидор);
б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вку
су, качеству (лимон — апельсин, деревянный полов
ник — чайная ложка, река — ручей);
в) придумать к словам толстый, широкий, горький,
здоровый антонимы; к словам грустный, веселый, хра
брый синонимы.
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при
выполнении пробы «в» отмечаются трудности самосто
ятельного подбора синонимов и антонимов.
2 балла — отмечается ограниченность словаря при
лагательных, трудности сравнения, непонимание отно
шений синонимии и антонимии.
1 балл — бедность словаря прилагательных, невозможность сравнения слов и подбора антонимов и синонимов.
Словообразование
Задания:
а) образование существительных. Назвать детены
шей животных: козы, волка, медведя, льва;
б) образование глаголов с помощью приставок (ан
тонимы):
завязать —..., включить —..., выдвинуть —...;
в) образование прилагательных:
компот из яблок —..., варенье из сливы —..., запеканка из моркови —...;
погода при ветре—..., морозе—..., дожде—..., солнце —...;
у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост —..., голова —..., уши —....
Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы.
3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.
2 балла — правильно выполнена проба «а», при вы
полнении проб «б», «в» отмечаются неправильные фор
мы прилагательных, требуется помощь логопеда.
1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов
во всех пробах и(или) не может образовывать слова.