Артикуляционная моторика




1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об­разцу:

а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения зада­ния, время удержания позы, наличие саливации (слю­нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче­ской симптоматики.

Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер­
живается в течение 6—7 секунд, может отмечаться нали­
чие саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла — статическая поза при выполнении проб
«а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не вы­
полняется. Отмечается наличие сопутствующей сим­
птоматики.



1 балл — невозможность удержания статической
позы.

2. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков: «И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его губы в нужную позу, затем губы разглажива­
ются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.

4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.

3 балла — позы повторяются правильно, темп за­
медлен (движения выполняются не более чем с 2—3-
секундной задержкой после показа), четкость негрубо
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен (движения выполня­
ются с 4-секундной и более задержкой после показа),
отмечается длительный поиск нужной позы, уподобле­
ние поз.

1 балл — невозможность правильного повторения
поз.

3. Динамическая координация движений.

Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:

а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык, поднять и опустить его;

б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при­
кусить его зубами, закрыть рот; открыть рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться, открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности верхних, за­
тем нижних зубов («Почистим зубки»).

Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, нали­чие саливации, неврологической симптоматики.

4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол­
няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим­
птоматики не отмечается.

3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении
второй серии движений темп замедлен, четкость негру­
бо нарушена, может отмечаться саливация.

2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез­
ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на­
рушена, отмечается сопутствующая симптоматика.

1 балл — полная невозможность выполнения серии движений.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае не­возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить


каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их впе­ред, вращать ими по кругу.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла­женности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла­док.

2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и
темп резко снижены. Затруднено или невозможно по­
очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность
носогубных складок, неплотное смыкание губ.

1 балл — полная невозможность выполнения задания.

2. Состояние фонематического слуха

Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:

а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать
удары и посчитать их:

II - III, III - I, III - II - I и т.д.;

б) слухомоторные координации. Предлагается по­
вторить:

простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т.д.;

сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентирован­ные, громкие удары).

Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и вос­произведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение
простых ритмов со второго предъявления, ошибки в вос­
произведении сложных ритмов с самокоррекцией.

2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе­
ния простых ритмов (правильное количество ударов
после 3—4-го предъявления), невозможность воспро­
изведения сложных ритмов.

1 балл — невозможность выполнения обеих проб.

Фонематическое восприятие

1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:

а) послушать и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно, грустно
говорит человек;

б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы
«а».

* Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» по­зволяет получить дополнительные данные о состоянии межа­нализаторных связей ребенка.



Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе про­бы.

3 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.

2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра­ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто­нации.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

а) ребенку на слух предъявляются несколько корот­
ких стихотворных текстов.

Задание: определить, какой звук чаще всего встре­чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на­личия правильного звука в речи.

Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень

шептала: листья сбросил.

— Шалунишка! На осинке листик огоньком

Шумишь, шуршишь, горит.

болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер

Ты маме шить мешаешь! листья носит,

А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик

подушку шью, малышка! моросит...

В подушке не пушинки,

а шутки и смешинки.

Поешь зерна немножко и

спать ложись, мой крошка!

б) различение слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъ­
являются 12 картинок, расположенных на двух альбом­
ных листах. Предлагается рассмотреть и показать кар­
тинки, называемые логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.

Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.

Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;

в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред­
лагается на слух определить, какие из слов логопед про­
изнес «неправильно»:

кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;

руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра;

г) повторение слов и предложений с оппозицион­
ными звуками:

солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, ис­купали в ванне Фаню.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

* Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи.


3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши­бок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок.

2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности
при воспроизведении слов, невозможность правильно­
го воспроизведения чистоговорок.

1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б»,
«в». Невозможность правильного воспроизведения
слов и чистоговорок.

Звукослоговой анализ

Задания:

а) выделение первого гласного и последнего соглас­
ного звуков в слове:

аист, ослик, угол;

б) выделение первого согласного и последнего глас­
ного в слове:

рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру;

в) определение 2, 3, 4-го звуков в слове, количества
звуков, слогов:

2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах опре­деляется количество звуков и слогов);

г) добавление и замена звука в слове:

вор — двор, волволк, ёлкатёлка, соксуклук, лисалипалупа. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в».
При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, одна­
ко осуществляется самокоррекция.

2 балла — правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется
помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.

1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопе­да, при выполнении проб «в», «г» отмечаются много­численные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.

Звуковой синтез*:

Задания:

а) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 3 секунды), воспроизве­
сти его слитно:

Р,О,Г; Р,О,С,А; Г, Р, О, Т; К, А, С, К, А;

б) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 5 секунд, во время паузы
дается звуковой сигнал), воспроизвести слово слитно:

К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы;

в) прослушать слово с переставленными звуками
или слогами, воспроизвести его правильно:

* В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми для того, чтобы исключить смысловую догадку.



Н, С, Ы- сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА —ло­шадка.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при
выполнении пробы «в» требуется повторение слов, по­
мощь логопеда (называние 1-го звука, слога).

2 балла —- правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении пробы «б» требуется неоднократное повторе­
ние слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.

1 балл — при выполнении пробы «а» требуется не­
однократное повторение слов, помощь логопеда; про­
бы «б», «в» не выполняются.

3. Состояние просодической стороны речи

Обследование просодической стороны речи прово­дится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа на произвольную тему, счета.

Оценка. При оценке учитываются данные, получен­ные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулиро­ванное™), а также тембр голоса, темповая и динамиче­ская организации речи, наличие смазанности и назали­зованного оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.

4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное,
длина речевого выдоха не менее 8 секунд, нарушений
тембра голоса, темповой и динамической организации
речи не выявлено. Оценка за пробу на модулирован-
ность голоса — 4 балла.

3 балла — дыхание смешанное, длина речевого вы­
доха не менее 6 секунд; могут отмечаться нарушения
темповой организации речи (быстрая или замедленная
речь). Тембр голоса, динамическая организация речи
не нарушены. Оценка за пробу на модулированность
голоса — 4—3 балла.

2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключич­
ное), длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут
отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый, «пе­
тушиный» дискант и другие дефекты), темповой орга­
низации речи. Оценка за пробу на модулированность
голоса 3—2 балла. Присутствует смазанность и(или) на­
зализованный оттенок речи.

i балл — дыхание грудное (ключичное), длина ре­чевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются наруше­ния голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность и(или) назализованный оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 2-1 балла.

4. Состояние звукопроизношения

Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, само­стоятельной речи ребенка и(или) с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нару­шенных звуков (групп звуков), наличие замен, искаже-


ний или отсутствие звука при изолированном произно­шении и в спонтанной речи.

Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков.

3 балла — варианты: нарушены или отсутствует
1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро­
ванно и(или) в самостоятельной речи; нарушены или
отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву­
ков) по типу искажений изолированно и(или) в спон­
танной речи.

2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы
звуков) по типу замен; нарушены 3—4 звука (3—4 груп­
пы звуков) по типу искажений и замен.

1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу ис­
кажений и замен.

5. Состояние лексико-грамматического строя речи

Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных зада­ний.

Лексика

1. Слова, обозначающие предметы:

а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные
предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, ово­
щи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, пти­
цы домашние и дикие, инструменты, транспорт, про­
фессии).

Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать об­щим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые отно­сятся к заданной группе;

б) отношения антонимии и синонимии: придумать
к данным словам антонимы: день —..., утро —...,
зима —...;

в) многозначность слов: составить предложения из
данных словосочетаний: острая коса, длинная коса, пес­
чаная коса.

Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (кар­тинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

4 балла — богатый словарный запас, владение обоб­
щающими понятиями, умение группировать, понима­
ние отношений антонимии и синонимии, многознач­
ности слов.

3 балла — достаточный словарный запас (соответ­
ствует возрастной норме), владение обобщающими по­
нятиями, умение группировать по родовому признаку,
понимание отношений синонимии и антонимии, при
выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
Может отмечаться аномия.

2 балла — ограниченный словарный запас, трудно­
сти обобщения, для понимания отношений антонимии
и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» не­
доступна для выполнения.

1 балл — бедный словарный запас, незнание обоб-



щенных понятий, непонимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

2. Знание времен года, суток, дней недели:

а) назвать времена года, время суток, дни недели;

б) из названных слов найти слова, относящиеся к
зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик,

урожай;

утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужи­нать, светло, ложиться;

в) перечислить по порядку времена года, части су­
ток, дни недели.

Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».

2 балла — выполнена проба «а», трудности при вы­
полнении пробы «б», проба «в» не выполнена.

1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забы­
вает названия, пробы «б», «в» не выполняются.

3. Слова, обозначающие действия:

а) ответить на вопрос, как животные и птицы (ко­
рова, собака, овца, коза; ворона, соловей, воробей) по­
дают голос;

б) назвать, что делают люди разных профессий
(врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной,
сапожник);

в) придумать к предлагаемым словам синонимы —
думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ло­
житься, смеяться.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»,
при выполнении пробы «в» требуется помощь логопе­
да.

2 балла — отмечаются замены глаголов словами,
близкими по значению, ограниченное знание глаголов
по профессиям, невозможность выполнения пробы
«в».

1 балл — бедность предикативного словаря, непо­
нимание отношений антонимии и синонимии.

4. Слова, обозначающие признаки предметов:

а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу
(яблоко, лимон, огурец, помидор);

б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вку­
су, качеству (лимон — апельсин, деревянный полов­
ник — чайная ложка, река — ручей);

в) придумать к словам толстый, широкий, горький,
здоровый
антонимы; к словам грустный, веселый, хра­
брый
синонимы.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при
выполнении пробы «в» отмечаются трудности самосто­
ятельного подбора синонимов и антонимов.

2 балла — отмечается ограниченность словаря при­
лагательных, трудности сравнения, непонимание отно­
шений синонимии и антонимии.

1 балл — бедность словаря прилагательных, невоз­можность сравнения слов и подбора антонимов и си­нонимов.


Словообразование

Задания:

а) образование существительных. Назвать детены­
шей животных: козы, волка, медведя, льва;

б) образование глаголов с помощью приставок (ан­
тонимы):

завязать —..., включить —..., выдвинуть —...;

в) образование прилагательных:

компот из яблок —..., варенье из сливы —..., запе­канка из моркови —...;

погода при ветре—..., морозе—..., дожде—..., солнце —...;

у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост —..., го­лова —..., уши —....

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные фор­мы прилагательных, требуется помощь логопеда.

2 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­
полнении проб «б», «в» отмечаются неправильные фор­
мы прилагательных, требуется помощь логопеда.

1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов
во всех пробах и(или) не может образовывать слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: