1) Учебная и учебно-методическая литература из фондов библиотеки СПбУ МВД РФ.
2) Печатные материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Логика»
3) Электронный глоссарий по дисциплине «Логика»
4) Электронное учебное пособие по логике – размещено в системе ДО СПбУ МВД РФ.
5) Компьютерные презентации по дисциплине «Логика» (309 кадров) – размещены в системе ДО СПбУ МВД РФ
6) https://humanities.edu.ru/db/sect/27 - Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Логика» содержит информацию о литературе и интернет-ресурсах, посвященных логике.
7) https://www.iph.ras.ru/~logic/index.html - Сайт сектора логики Института философии РАН. Рекомендуется тем, кто желает познакомиться с современным состоянием логических исследований.
8) https://golovolomka.hobby.ru – Содержит задачи, головоломки. Кроме того имеются полнотекстовые электронные версии работ Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла.
9) https://ntl.narod.ru/logic/index.html - «Логика для всех» (задачи, головоломки).
10) https://www.wwnorton.com/ - Тестирующая программа «Logictutor» Михаэля Грина.
11) https://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html Логические основы аргументации.
12) https://plato.stanford.edu/entries/logic-informal Современные направления неклассической логики.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Приборно-технический комплекс: компьютер (для лекционных занятий – ноутбук, для проведения тестирования – компьютерный класс), проектор, микрофон, интерактивная доска.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучениедисциплины «Логика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки слушателей.
Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие, практическое занятие, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, деловая игра, дискуссия, доклады и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы слушателей:
- прослушивание лекционного курса;
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- проведение практических занятий с самостоятельным решением задач по изучаемым темам;
- выполнение контрольной работы по проблематике изучаемого курса с опорой на специальную литературу.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из документальных художественных фильмов по теме лекции.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях;
- по результатам проверки уровня усвоения знаний с помощью компьютерных тестовых заданий;
- по результатам выполнения обучающимися контрольной работы;
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета слушателей в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) в форме зачета. Зачет проводится по окончанию семестра, после завершения изучения дисциплины в полном объеме. Условием допуска обучающегося к зачету является положительная оценка выполненной им контрольной работы. Форма проведения зачета – устная, по билетам.
Перечень вопросов для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Логика»:
1. Предмет логики и ее значение.
2.Мышление и его особенности.
3.Понятие о логической форме (структуре) и законе мышления.
4.Основные этапы развития логики как науки.
5.Понятие как форма мышления и его логическая структура.
6. Виды понятий.
7.Ограничение и обобщение понятий.
8.Деление, как логическая операция над понятием.
9. Определение (дефиниция), как логическая операция над понятием.
10. Суждение как форма мышления и его логическая структура.
11.Категорические суждения и их виды (в зависимости от количества и качества).
12. Распределенность терминов в категорических суждениях.
13. Отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат".
14.Основные виды сложных суждений и условия их истинности.
15. Умозаключение как форма мышления и его логическая структура. Виды умозаключений.
16. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение, противопоставление предикату).
17. Простой категорический силлогизм и его логическая структура.
18. Аксиома и правила простого категорического силлогизма.
19. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
20. Применение фигур простого категорического силлогизма в практике рассуждения.
21. Сокращённый, сложный и сложно-сокращенный силлогизмы.
22.Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы.
23.Разделительно-категорический силлогизм и его модусы.
24.Индукция и ее виды.
25.Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).
26.Понятие о логическом законе. Основные законы правильного
рассуждения: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания.
27.Доказательство и его логическая структура.
28.Правила и виды доказательств.
29.Опровержение и его виды.
30.Софизмы и паралогизмы.
31.Проблема и вопрос.
32.Гипотеза и теория.
Разработчики:
Санкт-Петербургский университет Доцент кафедры А.С. Болдырев
МВД России философии
Санкт-Петербургский университет Заместитель начальника кафедры А.М. Назаренко
МВД России философии
Санкт-Петербургский университет Профессор кафедры А.Ф. Назаренко
МВД России философии
Рецензенты:
Санкт-Петербургский государственный доктор философских наук, Я.А. Слинин
университет профессор
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Начальник кафедры А.Г. Никулин
МВД России социологии и политологии,
кандидат философских наук, доцент
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)