При составлении рассказа по сюжетной серии используются разрезанные картинки-сюжеты (Альбом, с. 22).
Необходимо объяснить ребенку, что это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следуют за ним по порядку. Разложить фрагменты, начиная слева (от маркера) по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведется работа по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходимости проводится коррекция грамматической стороны речи.
В начале работы над составлением рассказа по сюжетной картине ребенку объясняют, что прежде всего ее необходимо внимательно рассмотреть, придерживаясь направления слева направо, снизу вверх. Затем надо выделить главных и второстепенных героев.
Представить себе, что картинка — это моментальная фотография. Подумать, что с героями происходило перед тем, как их «сфотографировали», что будет происходить после. Затем составить план рассказа. Руководствуясь планом и временной последовательностью событий, составить короткий рассказ.
Освоение логико-грамматических конструкций
Поскольку ребенок уже усвоил дихотомические понятия, ему сравнительно несложно будет освоить данные конструкции. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.
• Толя ниже Кати. Кто выше?
• Слон толще зайки. Кто тоньше?
• Карандаш короче линейки. Что длиннее?
• Коля старше Пети, но моложе Веры. Покажи на
рисунке, кто есть кто.
• Мишка стоит за лисой. Где стоит лиса?
• Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы — голос человека, голос своего — голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.
Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Только после успешного усвоения одного раздела можно переходить к следующему.
Восприятие и различение неречевых звуков Развитие слухового внимания
Примеры упражнений.
• «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послу
шать и определить, какие звуки доносятся из коридора,
кухни, другой комнаты.
• «Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем по
слушать и определить, какие звуки доносятся с улицы.
Осуществляем зрительный контроль.
• «Узнай шум». Определение на слух бытовых шу
мов, реально производимых и(или) в записи: звонок
телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание
бумаги и т.д.
• «Звуки природы». Прослушиваем вместе с ребен
ком запись голосов животных и птиц, звучание шума
дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Со
относим звуки с картинками.
• «Угадай». Логопед расставляет на столе несколь
ко предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и
т.д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, ка
кой звук издает каждый предмет. Затем убирает пред
меты за ширму и предлагает ребенку отгадать, что зву
чит.
• «Волшебные коробочки». Подготовим два набо
ра непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3—7).
Заполним их различными материалами: горох, гречка,
сахар, песок, скрепки, нарезанная бумага.
Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.
• «Где шумит?». Определение на слух направления
звука, источник которого расположен справа — сле
ва — сзади — спереди (используются пищащие игруш
ки, музыкальные инструменты).
• «Жмурки с погремушкой». Вначале демонстри
руется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку
завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку
погремушки.
• «Колокольчик». Дети передают за спиной друг
друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей
спиной звенел колокольчик.
• «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед
прячет громко тикающий будильник. По возвращении
ребенок должен прислушаться и определить, в каком
он месте спрятан.
• «Музыкальные инструменты». Демонстрируем
ребенку звучание различных инструментов: барабан,
дудочка, бубен, труба, гитара и т.д. Затем ребенок
должен определить, какой инструмент прозвучал.
Усложненный вариант: с закрытыми глазами опреде
лить, в какой последовательности звучали инстру
менты.
• «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить
действие согласно звучанию бубна: «солнышко» — бу
бен звенит — свободная ходьба; «дождик» — постуки
вание по бубну — присесть на корточки.
Различение звуков, издаваемых тихо — громко Примеры упражнений.
• «Барабан». Прячем игрушку и просим ребенка
найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если
ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана
игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
• «Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зай
цев — большого и маленького. Объясняем, что боль
шой заяц играет громко, а маленький — тихо. Затем
воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан.
Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
• «Далеко — близко». Имитируем звук приближаю
щегося и удаляющегося предмета (поезд, машина, са
молет и т.д.). Ребенок должен определить на слух, дале
ко или близко предмет.
• «Тихо — громко». Хлопаем в ладони то тихо, то
громко. Ребенок должен выполнить действие согласно
громкости звука: тихо — ходить, громко — стоять на
месте.
Развитие чувства ритма
Примеры упражнений.
• «Сосчитай удары». Вначале упражнение прово
дится с опорой на зрительный анализатор, затем про
сим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1 — 3
удара и просим сосчитать их.
• «Сделай, как я». Вначале упражнение проводит
ся с опорой на зрительный анализатор, затем просим
ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритми
ческие рисунки, просим повторить их: 1 — II, II — I,
I — III, III — I, II — III, III — II. Усложненные рисун
ки: I - II - III, II - I - III, I - III - II, III - I - II,
II — III — I, II — III — II и т.д. Рисунки воспроизводят
ся одной, другой рукой, хлопками, ногами.
• «Кошка и котенок». Предлагается послушать и
посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся
ударов: 2 удара (II) — котенок, 3 удара (III) — кошка.
Простой вариант: II — II — II или III — III — III — III.
Усложненный вариант: II— II— III— II, III— III —
II-III-II и т.д.
• «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут
производиться громко (акцентированно) и тихо. Пред
лагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать
(воспроизвести) их: I — III — II, III — II — I, II — II -—
III и т.д.
• «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помо
щью знаков можно записывать ритмические рисунки.
Просим ребенка прослушать рисунки и записать их.
Другой вариант — по записанному рисунку надо его
воспроизвести.
Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами.