Практическое задание студентам




ПЕДАГОГИКА

 

Планы семинарских занятий

для студентов дневной и заочной форм обучения направлений: 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030509 «Учет и аудит»

 

Керчь 2010

 

Автор: Бельский А.В. – к.и.н., доцент кафедры общественных, социально-экономических наук и украиноведения Керченского государственного морского технологического университета

 

 

Рецензент: Ляшенко Н.Ф.– к.ф.н., доцент кафедры ОСЭН и У

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общественных, социально-экономических наук и украиноведения КГМТУ, протокол № 2 от 30 сентября 2010 г.

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ, протокол № 3 от 23 ноября 2010 г.

 

Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ, протокол № 1 от 15 декабря 2010 г.

 

 

© Керченский государственный морской технологический университет

 

 

Введение

Педагогика, как учебная дисциплина, в соответствии с новой концепцией образования вошла в качестве составляющей в комплекс гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения студентами негуманитарных вузов Украины.

В связи с постоянным усложнением и изменением структуры современного общества и все возрастающих противоречиях в социальных явлениях изучение данного курса особенно актуально для ориентации современного специалиста в окружающей социальной действительности.

Цель учебного материала, представленного в данном курсе – сформировать у будущих специалистов социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения.

Курс «Педагогика» призван дать студентам целостное представление о социуме, тенденциях и закономерностях его становления, функционировании и развитии как единого социального организма, помочь соединить абстрактную теорию с живой практикой, выйти на актуальные исследовательские проблемы социальной жизни.

 

 

Планы семинарских занятий

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Отрасли педагогической науки
Цель: - сформировать представление студентов о системе педагогических наук - отработать умение публичного выступления

План

1. Система педагогической науки:

а) ясельная и дошкольная педагогика;

б) педагогика школы;

в) педагогика профессионально-технического образования и среднего специального;

г) педагогика высшей школы;

д) производственная и военная педагогика;

е) социальная педагогика;

ж) сравнительная педагогика;

з) специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.

и) пенитенциарная педагогика.

2. Связь педагогики с другими науками.

 

Основные понятия: система педагогических наук; отрасли педагогики и область их изучения; межнаучный подход к объектам исследования.

 

Контрольные вопросы

1. Определите состав наук для разно научного исследования проблем:

а) преодоления негативного отношения школьников к изучению языка, математики, литературы, музыки;

б) влияние денег на поведение младших, подростков и старших учащихся.

2. Сопоставьте толкование понятий «воспитание» («образование», «личность» и др.) в вузовских курсах философии, психологии, политологии, педагогики. Ваши мысли?

 

Темы рефератов:

1. Социальная педагогика;

2. Сравнительная педагогика;

3. Сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.

4. Пенитенциарная педагогика.

5. Тифлопедагогика.

Литература

1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. – М.: Просвещение, 1990. – 164 с.

2. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И Журавлев. – М.: Педагогика, 1988. -176 с.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Методы педагогического исследования
Цель: формирование представления у студентов о содержании методов, отработка умения использовать один из методов

План

1. Определение понятия «метод исследования» и его конкретизация в педагогической науке.

2. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования:

а) принцип совокупности методов исследования;

б) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета.

3. Характеристика методов педагогической науки:

а) теоретические методы;

б) эмпирические методы;

в) математические методы.

 

Основные понятия: метод исследования; принципы выбора; теоретические, эмпирические и математические методы исследования.

 

Контрольные вопросы

1. Дополните логическую схему терминов “Методы исследования”:

 

Методы педагогических исследований

– теоретические   · анализ ·.......... ·.......... ·..........   – эмпирические · наблюдение · анкета ·.......... · социометрия ·.......... ·..........     –....................______   · ранжирование ·............ ·............  

2. В чем сущность принципов выбора методов исследования?

3. Сформулируйте задачи и определите методы исследования по теме «Воспитание и самовоспитание воли у подростка» (возможны другие варианты тем).

 

Темы рефератов

1. Характеристика методов педагогической науки.

2. Теоретические методы педагогики.

3. Эмпирические методы педагогики.

4. Математические методы педагогики.

Литература

1. Пискунов А. И. Методы педагогического исследования /А. И. Пискунов, Г. В. Воробъев. – М.: Педагогика, 1979. – 135 с.

2. Пискунов А. И. Теория и практика педагогического эксперимента / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. – М.: Педагогика, 1979. – 196 с.

3. Гласс Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Глас, Д. Стенли. – М.: Прогресс, 1976. – 495 с.

4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований / пер. с чешского / М.Н. Скаткин. – М.: "Педагогика", 1989. с. 74-87.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Становление молодого учителя
Цель: - показ значимости профессионального роста педагога - формирование личного интереса к вопросам самосовершенствования личности

План

1. Критерии профессионализма.

2. Этапы овладения профессионализмом.

3. Профессионально-педагогические умения.

4. Комическое в деятельности учителя.

 

Основные понятия: профессионализм, профессионально-педагогические умения, профессионально-значимые качества личности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные критерии профессионализма.

2. Как соотносятся профессионально-значимые качества учителя и профессионально-педагогические умения?

3. Можно ли говорить о взаимовлиянии этих категорий?

4. Юмор в педагогическом процессе. Обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

 

Темы рефератов

1. Этапы овладения профессионализмом.

2. Профессионально-педагогические умения.

3. Профессионально-значимые качества личности.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург: УрГППУ, 1997. – 244 с.

2. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

4. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. / В. П. Симонов. – Ленинград: Нева, 1993. – 243 с.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Воспитание: цель и сущность
Цель: Проанализировать изменение цели воспитания на различных исторических отрезках, выработать у студентов умение понимания смысла воспитания и его функций.

 

План

1. Воспитание: сущность и функции.

2. Структура воспитания.

3. Изменчивость цели воспитания.

4. Воспитание в широком и узком смысле.

5. Понятие о концепциях воспитания.

 

Основные понятия: воспитание, цели воспитания, структура воспитания, концепция воспитания, функции воспитания.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое воспитание и как оно осуществляется?

2. Совпадают ли цель и результат воспитания?

3. Как вы понимаете смысл термина «педагогика сотрудничества»? Отражает ли этот термин суть нового подхода к воспитанию?

 

Темы рефератов

1. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

2. Формирование отношений как цель и результат воспитания.

3. Критерии и уровни воспитанности школьника.

4. От авторитарной педагогики к педагогики сотрудничества.

5. Авторские школы, их роль в разработке и развитии современных концепций воспитания.

 

Литература

1. Харламов И.Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов - М.: Юрист, 1997. - 576c.

2. Подласый И.П. Педагогика. / И. П Подласый. - М.: Юрист, 1996. - 220c.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. учебн. завед. и слушателей ИПК и ФПК. / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. -528 с.

4. Педагогика. Учебное пособие. / Пидкасистый П. И. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Тема: Система методов воспитания
Цель: вооружить студентов знаниями о системе методов воспитания, обсудить различные классификации методов и взаимоотношение методов, принципов и средств.

 

План

1. Сущность категорий «методы», «приемы» и «средства» воспитания.

2. Сравнительный анализ существующих классификаций методов воспитания.

3. Условия эффективного применения методов воспитания.

4. Характеристика отдельных методов воспитания.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково различие между подходами различных исследований к проблеме методов воспитания?

2. В какой мере низкий уровень воспитанности учащихся зависит от правильного использования методов воспитания?

3. Докажите, от чего зависит успех применения того или иного метода?

4. В чем существенная разница между методами формирования сознания, методами стимулирования и методами формирования опыта поведения?

 

Практическое задание студентам

1. Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике определение и классификации методов воспитания, проведите их сравнительный анализ.

2. Подготовьте по алгоритму характеристику отдельных методов воспитания.

 

 

Темы рефератов

1. Метод убеждения: сущность, задачи применения, формы реализации.

2. Поощрение и наказание: сравнительная характеристика.

3. Возможности воздействия методов воспитания на сознание, чувства и поведение учащихся.

4. Система методов, применяемых классным руководителем.

5. Приобщение учащихся к эстетическим, моральным, правовым нормам поведения: система методов и средств (по выбору).

 

Литература

1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / И.Ф. Козлов. – М: Просвещение, 1987. – 159 с.

2. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. / В. М. Коротов - М.: Педагогика, 1991.- 135 с.

3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. / Ю.М. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с..

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 

Тема: Проблема формирования коллектива и ученического самоуправления
Цель: Проанализировать особенности различных подходов к решению проблемы формирования коллектива и ученического самоуправления; сформировать готовность к практическому решению данной проблемы на основе творческого анализа его вариантов.

 

План

1. Общие понятия о детском коллективе и его воспитательных функциях.

2. Структура первичного и общешкольного коллектива.

3. Основные пути организации и воспитания детского коллектива.

4. Ученическое самоуправление в процессе сотрудничества педагогов и воспитанников.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что общего и различного между понятиями «группа» и «коллектив»?

2. В чем проявляется «мудрая власть коллектива»?

3. В чем заключается педагогическая сущность неформальных объединений молодежи?

4. Всегда ли существуют в коллективе условия развития личности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: